logo search
шпоры мои

4 Понятие метода. Классификация методов. Общенаучные методы эмпирического познания.

Метод (от греч. methodos – путь к чему-либо) представляет собой совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Он предполагает знание о том, какие следует совершать действия и в какой последовательности для того, чтобы решить те или иные задачи.

Своеобразие методов – они с одной стороны изобретаются субъектами исследования, с другой – эффективный метод должен соответствовать объекту, отображать понятия, быть объективным.

Своеобразие науч. методов- опред-ся для решения опред-х задач, растет число методов, решающих новые задачи. История науки – история появления новых методов. С развитием науки методы ксложняются, задачи также, методы совершенствуются. Усложнение методов, появление средств, рост их кол-ва приводит к удалению субъекта познания от объекта. Для исследования объекта необходимо изучить длинный путь. Науч. методы оставляют мало свободы для произвольных действий познания, имеют жесткое предписание как делать.

Для изучения методов существует целая область знания, которая называется методологией (буквально – учение о методах. Важнейшей задачей методологии является классификация методов научного познания.

Классификация

По предмету – физических, биологич-х, соц-х наук. Недостаток – одни и те же методы в разных науках.

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности.

1) всеобщие методы познания; их два – диалектика и метафизика. Это общефилософские методы познания.

Если говорить коротко, метафизике свойственно: а) представлять мир, находящимся в покое, б) рассматривать разные моменты бытия изолированно друг от друга, в) строить категорические утверждения по принципу “или то, или это”. В свою очередь, диалектике свойственно: а) представлять мир, находящимся в развитии, б) рассматривать взаимосвязанность разных моментов бытия, в) строить противоречивые суждения по принципу “и то, и это” (ибо противоречивость заложена в основу диалектического метода познания).

  1. общенаучные методы познания. Это методы, которые используются в самых различных областях науки, т.е. они имеют междисциплинарный спектр применения.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие – только на теоретическом уровне (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод), а некоторые (анализ и синтез, моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

На эмпирическом уровне научного познания исследованию подвергаются чувственно воспринимаемые объекты. Единица знания, полученного в результате эмпирического исследования, называется эмпирическим фактом.

На теоретическом уровне научного познания исследование осуществляется на основе рациональных (логических) процедур. Результатами исследований на теоретическом уровне являются гипотезы, законы, теории.

3) частнонаучные методы познания. Это методы, которые используются только в рамках исследований какой-нибудь конкретной науки или какого-нибудь конкретного явления. Каждая частная наука имеет свои специфические методы исследования.