40.Понятие метода научного познания. Уровни методологии научного познания. Специальнонаучные и общенаучные методы познания.
Методы научного познания – это способы решения определённых научных проблем. Эти способы изобретаются, создаются исследователями, субъектами исследовательской деятельности. Поэтому методы научного познания субъективны по своему происхождению.
Не существует некоего универсального метода создания методов научного познания. Общей закономерностью развития науки является не только умножение количества методов научного познания, но также усложнение, усовершенствование их и удорожание тех средств, без которых их применение невозможно. Важнейшей характеристикой метода научного познания является их непременная операциональность, технологичность, их обязательная алгоритмичность. Иначе говоря, всякий метод научного познания представляет собой систему, последовательность этапов, действий, процедур.
Специалисты, работающие в области философии и методологии науки, предложили несколько вариантов классификации методов научного познания. Сама классификация также является методом познания, методом научного познания в частности.
Классификация методов научного познания в соответствии с классификацией наук.
В таком случае следует говорить о методах естественных наук, методах логико-математических наук, технических наук, исторических наук, социальных наук и гуманитарных наук. Эту классификацию можно углублять, дифференцировано рассматривая каждый из выделенных классов методов. Например, класс методов естественных наук включает в себя методы физических наук, методы биологических наук, методы геологических наук и т. д. Далее можно дать общую характеристику методов каждого класса. Так, в естественных науках широко применяется метод генерализирующий. С помощью такого метода в этих науках формулируются законы.
Классификация методов научного познания в зависимости от их общности.
Недостатки предшествующей классификации в значительной мере снимаются подходом, в соответствии с которым методы научного познания следует классифицировать в зависимости от их общности. Чаще всего в рамках этого подхода говорят о двух или трёх классах методов.
Первый из них (классов) является самым многочисленным. Он включает в себя методы, применяемые в одной научной дисциплине или в нескольких близких, родственных дисциплинах. Часто такие методы называются методами специальных наук (или частнонаучными методами). Гораздо менее многочислен второй класс методов научного познания. Такие методы принято называть общенаучными методами. Иногда в рамках рассматриваемой классификации выделяется третий класс методов. В таком случае он включает в себя всеобщий (универсальный) метод познания. Как только что было отмечено, на роль всеобщего метода предлагались некоторые из общенаучных методов.
Классификация методов научного познания в зависимости от их принадлежности к определённому уровню научного познания.
Отметим также, что существует ещё одна очень естественная классификация методов научного познания. Основанием этой классификации является принадлежность метода к тому или иному уровню научного познания. Чаще всего в научном познании выделяют два уровня: уровень эмпирического познания и уровень теоретического познания.
Методы научного познания – совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности. В связи с этим методы познания принято делить на эмпирические и теоретические.
Методология научного познания
Методология –наука о методах получения знания и способов принятия этих методов в процессе познания. Всякая теория (как отображение фрагментов действительности выражающие закономерные и причинные связи, знания которые позволяют понимать и объяснять явления и процессы) может выступать методологией познания.
- 1. Предмет и основные проблемы истории науки.
- 2. Взаимоотношения истории науки и других исторических наук.
- 3. Взаимоотношения истории науки и философии науки.
- 4. Основные этапы развития истории науки. Современное состояние истории науки.
- 5. Философия науки как специализированная философская дисциплина. Место Философии науки в системе философии.
- 6. Основные проблемы философии науки
- 7. Основные этапы в развитии философии науки.
- 8.Современная западная философия науки (к. Поппер, и. Лакатос, т. Кун, п. Фейерабенд и др.).
- 9.Современная отечественная философия науки (в.С. Стёпин, п.П. Гайденко, л.А. Микешина, в.В. Ильин, а. Л. Никифоров, с. А. Лебедев и др).
- 10.Взаимоотношения философии науки и науковедения, социологии науки, психологии научного творчества.
- 11.Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности.
- 12. Субъект, объект и предмет научного познания.
- 13. Критерии научности (логические, эмпирические, другие). Идеалы и нормы научности.
- 14. Особенности языка науки.
- 15.Наука и вненаучные формы познания и знания.
- 16. Наука как феномен культуры. Культурно-историческое многообразие форм бытия науки.
- 17. Наука и философия.
- 18. Наука и искусство.
- 19.Наука и религия.
- 20. Наука и политика.
- 21. Наука и экономика
- 22. Формы организации науки: научное сообщество, научная школа, научное направление.
- 23. Социальные характеристики научной профессии.
- 24.Философские и социальные аспекты интеллектуальной собственности.
- 25. Наука и техника.
- 26. Наука и образование.
- 27.Онтологические, гносеологические, социокультурные основания многообразия наук. Проблема классификации наук.
- 28. Проблематика единства наук.
- 29. Вопрос о «начале» науки. Наука и преднаука.
- 30. Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности.
- 31.Основные характеристики классической науки.
- 32.Особенности неклассической науки
- 33.Своеобразие постнеклассической науки
- 34. Движущие силы развития науки. Внутренние и внешние детерминанты развития науки.
- 35.Дифференциация и интеграция в развитии науки. Неравномерность развития различных научных направлений и дисциплин.
- 36. Преемственность и инновации в развитии научного знания. Традиции в развитии науки, стили научного мышления и творчество в науке.
- 37.Эволюция и революция в развитии науки
- 38.Современный этап в развитии науки: достижения, проблемы, тенденции и перспективы.
- 39.Уровни научного знания. Соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания и знания.
- 40.Понятие метода научного познания. Уровни методологии научного познания. Специальнонаучные и общенаучные методы познания.
- 41. Методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Роль приборов в современном научном познании.К эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.
- 42.Методы и средства теоретического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, абстрагирование и идеализация, формализация и аксиоматизация.
- 43.Роль моделей в научном познании, их классификация.
- 44. Методология естественных наук.
- 45.Методология логико-математических наук.
- 46.Методология технических наук.
- 48.Методология социально-экономических наук.
- 49. Методология гуманитарных наук.
- 50. Формы научного знания: факт, эмпирическое обобщение, проблема, гипотеза, идея, закон, аксиома, теорема.
- 51.Высшие формы систематизации научного знания: теория, концепция, научная картина мира.
- 52.Взаимоотношения фундаментальной и прикладной науки.
- 53.Проблема научного прогнозирования будущего. Типы и методы прогнозирования.
- 54. Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм.
- 55.Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская). Верфикационизм. Фальсификационизм.
- 56. Этика науки. Свобода научного творчества и нравственная ответственность научных работников. Необходимость ценностно-смысловых ориентаций научного творчества на современном этапе развития науки.
- 57. Эстетика науки.