logo search
Лекции по философии

1. 7. Предмет и метод философии. Особенности философских проблем

Предметом философии являются всеобщие связи в сис­теме «человек – мир», философия – это рационально-те­оретическое осмысление этих связей. В природе или культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жиз­недеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждении.

В ходе развития философии представления о том, чем занимается философия, часто менялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос, ибо сложность предмета взрывала все исторические рамки. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа. Так, например, для греческого мыслителя Сократа филосо­фия была величайшим из искусств – искусством самопо­знания. Ученик Сократа Платон считал философию позна­нием истинно существующего бытия, то есть мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру эмпирических вещей. Арис­тотель считал философию наукой, изучающей первопричи­ны вещей, и называл ее госпожой наук. Термин «метафизика» впервые был использован в Античности исследователями и толкователями текстов Аристотеля как синоним слова «философия». Для Античности вообще характерно понимание философии как матери всех наук. Фи­лософией греки называли весь конгломерат теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию – с другой.

В Средние века философия долгое время выступала служанкой бого­словия. В эпоху Возрождения происхо­дит эмансипация (отделение) философии от теологии. Мыслители этого времени, так же как греки, любое теоретическое зна­ние называют философским. Новое время определило фи­лософию как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и некоторые виды эмпирического знания. Так, Ф. Бэкон относит к сфере философии есте­ственную теологию, естественную философию и учение о человеке, а Р. Декарт уподобляет философию дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все остальные науки. Несмотря на различие позиций, общим для всех философов XVII век остается соотнесение филосо­фии с познающим разумом.

Расширительное понимание предмета философии и отождествление ее со всем комплексом научного знания сохраняется и на протяжении XVIII века. Во второй половине XVIII – начале XIX веков происходит постепенное осмысле­ние того факта, что если философия и представляет собой науку, то это должна быть универсальная наука – наука о всеобщих началах мира. В XIX веке философское знание как знание о «все­общем» начинают противопоставлять конкретно-научному знанию о «частном». Так, Г. Гегель называет философию ца­рицей наук. Философия для него есть наука о «всеобщем», существующем в сфере чистого мышления, наука о ра­зуме, постигающем самого себя. «Вся история философии есть исто­рия открытия мыслей об «абсолютном», составляющем её пред­мет».

И. Кант определяет пред­мет философского исследования следующим образом: трансцендентальный разум и его границы. Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях чело­веческого разума.

В XX веке появляется большое разнообразие трактовок предмета философии. Так, неокантианцы рассматривают философию как науку о ценностях. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понимает философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм видит философию как методологией научного познания.

Подводя итог, следует сказать, что при всем разнообразии трактовок предмета философии сохраняется одна важная де­таль. Философия всегда представляет собой не просто рациональное знание о «всеобщем», но и то, что составляет исходный пункт всякого философского знания: человека, его место в мире, и отношение к миру. Наиболее общие законы природы, общества и мышления – социо-природного бытия как целого, основания бытия на всех уровнях. Эмпирической базой познания выступает вся совокупность наук, и общественно-историческая практика и вся культура. Философия вырабатывает принципы единства всех форм существования. Без этого культура была бы обречена на гибель.

Философские системы, будучи рефлексией, над основа­ниями культуры, всегда несут на себе отпечаток времени. Поэтому набор проблем и характер их интерпретации варь­ируются от эпохи к эпохе. Тем не менее, во всех концепци­ях сохраняется общее, что позволяет идентифицировать их как философские. Как уже говорилось выше, философские проблемы сфокусированы на человеке. Философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте челове­ческой жизнедеятельности. Считается, что наиболее адекватно и кратко круг философских проблем очертил И. Кант, сведя их к че­тырем вопросам.

Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? –

Эти три вопроса объединяются в четвертом: Что такое человек?

Считается, что Кант первым из мыслителей немецкой философской клас­сики осознал антропоцентрический характер философско­го знания. В марксизме фундаментальная мировоззренческая оппо­зиция «человек – мир» была сведена до пары про­тивоположностей «сознание – материя». Основным фило­софским вопросом марксисты считали вопрос об отношении материи и сознания и о первичности одного из начал. Заме­тим, что оппозиция «сознание – материя», является част­ным случаем другой философской оппозиции «человек – мир». Таким образом, марксизм обращает внимание лишь на одну из возможных групп философских вопросов и придает им исключитель­ный статус. Очевидно, что вопрос о соотношении сознания и материи не является «основным» в других философских школах, а марксистский вариант ответа на вечные пробле­мы человеческого бытия следует считать лишь одной из возможных версий.

Источник философских проблем – вся сфера челове­ческого существования как индивидуального, так и коллек­тивного: история, искусство, естественные науки, индиви­дуальное бытие порождают вопросы мировоззренческого характера. Философия является рефлексией над основания­ми любой человеческой деятельности и осознанием возмож­ных перспектив этой деятельности. Исторически, как самое существенное для организации личности, а, следовательно, и в предмете философии выделяется царство разума – мысли человека. Но человек не из одного сознания состоит, а, кроме того, само сознание не существует вне человека. Кто-то должен мысли в универсуме нести и за них отвечать. Над ними должен быть некий «головной мозг», активное начало, субъект, который организует, сплетает эти смыслы, противоположности в предметную целостность. Этот центр – человек и его отношение к миру, предполагающее соединение сознания, действий и связей человеческих.

Поэтому заметим, что философия, особенно западная, этого как бы не учитывает, когда изображает самостоятельную жизнь разу­ма, представляя её в виде независимого царства мысли, в котором есть свои граждане, свои законы и конституция. Свое производст­во, банки, свои войны, победы и поражения, своя справедли­вость, своя вера и недоверие к верованиям.

Атомистический подход к личности в философии, как пъесса «Гамлет», без главного героя – видимость, мираж. Нельзя забывать, что разум принадлежит человеку, встроен в систему реальной жизнедеятельности и культуры, и потому осуществляется во множестве форм. Эти формы могут быть сознательными и бессознательными, объективными и субъективными, личными и коллективными, природными и культурными, чувственными и сверхчувственными, образными и символическими, логическими и ин­туитивными, известными и неизвестными, выразимыми и невыразимыми.

Самобытность философии как царства мысли об устройстве человеческого существования, позволяет фи­лософии не раствориться в пространстве небытия, а, вобрав в себя божественные (абсолютные) измерения разума, продолжить почти невозможную возможность человеческого бытия. И в этом смысле, Мамардашвили прав: философия – искусство мысли о том, каким образом человек случается, поскольку он может случиться, а может и не случиться. Человек – самая сложная система, сама себя организующая, сама себя воспроизводящая, сама себя восстанавливающая. Как только это забывается, начинаются кризисы самого главного воспроизводства – воспроизводства человека. Задача – преодолеть инерцию мышления, выработать новые формы поддержки человека в новых условиях.

Что касается методов философии, то в общем смысле метод определяется как система прак­тических или мыслительных приемов и правил, следование которым ведет к достижению желаемого результата.

Фило­софский метод является совокупностью приемов и правил философского мышления. Примером могут быть такие методы как материализм, диалектика, феноменология, герменевтика, синергетика, антропология, которые зачастую вынуждены соединять и научный рационализм, и настроения искусства, и откровения религии. В отличие от науки, которая фрагментарна, дисциплинарна, специализирована, философское знание – едино, всеобще, вбирает мир в динамике связей и закономерностей.

Философские методы, категории и принципы имеют всеобщий и фундаментальный характер. Так, например, в физике могут выясняться причины процессов и явлений, а в философии ставится вопрос о причине самой причинности, в истории изучаются конкретные исторические события и факты, а философия озабочена проблемой смысла истории вообще. Смена философских эпох как раз и представляет собой смену мировоззренческих па­радигм и прояснение тех философских оснований, на кото­рые опирались предшественники. Философский метод, таким образом, принципиально за­висит от предпосылок, из которых исходит философ и всегда обусловлен особенностями предмета исследования той совокупности связей, которые выделяются во всеобъемлющей системе «человек – мир». В современной философии одновременно сосуществуют несколько методов. Основными являются диалектический метод, феноменологический, герменевтический, структуралист­ский, синергетический, антропологический методы.

Часто в рамках одного исследования используются одновременно несколько методов. Комплексность метода предполагает одновременное ис­пользование целого ряда приемов, которые реализуются в любом философском исследовании независимо от того, ка­ких исходных предпосылок придерживается мыслитель, и какой предмет он рассматривает. Основными приемами, входящими в структуру любого философского метода, являются рефлексия – обращение мышления к собственным исходным предпосылкам; универсализация – выявление всеобщих форм бытия и мышления; тотализация – цело­стный охват отношений в системе «человек – мир».

Кро­ме того, философский метод предполагает такие универ­сальные приемы, как анализ и синтез. Анализ понимается как мысленное разложение целого до исходных составля­ющих, синтез – как мысленное восхождение от глубин­ных, исходных оснований к новой целостности, объедине­ние в единое целое отдельных сторон предмета. Анализ и синтез, как правило, не применяются в отрыве друг от дру­га, поскольку только их единство позволяет прояснить су­щественные связи действительности. В философии исполь­зуется также абстрагирование – мыслительный прием отвлечения от несущественных свойств и отношений объекта или явления и сосредоточения внимания на существен­ных моментах. Еще одним универсальным приемом познания высту­пает идеализация – мысленная процедура образования аб­страктных объектов, не существующих в действительности. Такие идеальные объекты опосредованно выражают реаль­ные связи и отношения, существующие в действительности. Они представляют собой предельные случаи этих связей и отношений и служат средством их анализа.