3. 6. Структурные уровни организации материи и универсальные свойства материи
В неживой природе стали рассматриваться все структуры от элементарных частиц до галактик (физический вакуум, атомы, молекулы, макротела, планеты, системы планет, метагалактики).
Уровень живой природы – биосферы включал все системы от доклеточного состояния, – нуклеиновые кислоты и белковые тела, а также вирусы, бактерии, клетки, многоклеточные организмы, виды, популяции, биоценозы.
Социосфера включала свои, социальные структуры: человека, семью, социальные группы, этносы. А также сюда входили род, племя, народность, нация, народ. Социосфера стала предпосылкой появления ноосферы, вбирающей этапы, формы и средства развития разума. По В. Вернадскому, ноосфера – земная оболочка общественного разума.
Отсюда методологическое значение понятия материи, которое сняло проблемы неисчерпаемости, бесконечности, развития, охватив все виды материальных структур, все наиболее общие формы существования, все виды полей – сильные и слабые, гравитационные и электромагнитные, и все формы движения. Понятие материи соединило низшие и высшие уровни организации материи, все формы существования, все виды вещества – микро, макро, и мега-мир, живые, неживые и самоорганизующиеся формы, известные и неизвестные структуры, человека и общество – социо-сферу, техно-сферу, ноосферу.
К числу универсальных свойств (атрибутов) материи традиционно относят: субстратность, субстанциональность, абсолютность – неуничтожимость, присутствие её везде и всюду в дискретном, структурном виде, способность быть изначальной первоосновой всего сущего, а также её данность в ощущениях. Ни одно из свойств не может быть утрачено.
Следующее свойство – бесконечность и протяжённость (место в пространстве, масса, вес) – вечность существования во времени и пространстве, неисчерпаемость её структур и многообразие. Это свойство представляет собой единство форм в многообразии: всё, что есть в мире, это виды материи, её свойства и взаимосвязи. Самые крупные формы: живая, неживая материя, и
общество.
Движение, инерция, сопротивление, притяжение и отталкивание, развитие – способ существования материи как изменение и взаимодействие материальных систем и их свойств. Поэтому в чистом виде материи нет, перед нами лишь формы: низшие формы движения входят в высшие формы. Но метафизика часто сводит высшие формы – к низшим формам.
Потенциальность и самоорганизация как способность к саморазвитию и самореализации через борьбу противоположностей. Самоорганизация на социальном уровне означает самим мной организованное бытие, ибо ни какого автоматизма на социальном уровне нет.
Способность отражения, которая отличается в неорганической, живой природе и общественной жизни. Раздражимость, психика, сознание это разные виды отражения – особого свойства материи, из которого поднялось сознание.
Структурность есть внутренняя расчленённость материальных явлений на составные части и их оформленность, относительное постоянство. Важнейшие структурные уровни организации материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Каждая структурная форма может быть противопоставлена универсальному понятию. Размещенность в пространстве и времени, где пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, время – н обратимая последовательность сменяющих друг друга явлений от прошлого к будущему.
Единство и системность мира проявляются:
– в его материальности, ибо все, что есть – виды, свойства и формы движения материи;
– во всеобщей связи явлений и процессов, например, законов истории и биологической эволюции. Ведь почему человек не может убивать? Потому что, убивая, мы начинаем жить по законам биологическим. И эта угроза возврата в инволюцию, задаёт философии оптимизм преодоления отчаяния. Вот философия и занимается этим трагическим весельем некоторых обстоятельств, которые пытаются стать человечеством. Это такое, растянутое во времени усилие. А наглядно мы видим людей и их страсти;
– в наличии атрибутивных – неотъемлемых свойств. – Среди этих свойств
– движение, пространство, время, развитие, потенциальность, структурность;
– в существовании всеобщих законов бытия, действующих на всех уровнях организации от атомов до космических систем. Все научные революции и важнейшие законы мироздания: периодическая таблица Д. Менделеева, теория происхождения видов Ч. Дарвина, клеточная теория М. Шлейдена, закон сохранения и превращения энергии М. Ломоносова демонстрируют единство и результативность системного рассмотрения.
- Оглавление
- Тема I. Особенности философского знания………….9
- Тема II. Развитие философского знания.
- Тема III. Философское учение о бытии…………………69
- Тема IV. Философское учение об обществе………….108
- Тема V. Философское учение о человеке…………….133
- Тема VI. Философское учение о сознании…………...144
- Тема VII. Философское учение о познании………….175
- Тема VIII. Будущее человека и человечества………209
- Предисловие
- Тема I . Философия: предмет, сущность, функции место и роль философии в культуре. Особенности философского знания
- 1. 1. Место философии в системе духовной культуры
- 1. 2. Современное представление о философии
- 1. 3. Философия как мировоззрение – есть предельное обобщение всего сущего через универсальные категории бытия
- 1. 4. Становление философии. Философия и мифология
- 1. 5. Религиозная, философская и научная картины мира.
- 1. 6. Основные этапы развития философии и основные достижения философии, структура ядра философского знания
- 1. 7. Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
- 1. 8. Основные функции философии
- 1. 9 . Структура философского знания и типология философских учений
- Тема II. Развитие философского знания.
- 2.1. Античная философия
- 2.2. Европейская философия Средних веков
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения
- 2. 4. Философия Нового времени и Просвещения
- 2. 5. Немецкая классическая философия
- 2. 6. Постклассическая философия
- 2. 7. Основные направления философии XX века
- Тема: III. Философское учение о бытии
- 3. 1. Понятие бытия
- 3. 2. Категория бытия в истории философии
- 3. 3. Онтология как учение о бытии и о содержании мира
- 3. 4. Концепция бытия человека. Понятие полноты бытия и собранного субъекта в философии м. Мамардашвили
- 3. 5. Материя, как философская категория
- 3. 6. Структурные уровни организации материи и универсальные свойства материи
- 3. 7. Проблема единства и многообразия мира
- 3. 8. Системная организация мира
- 3. 9. Движение как способ существования материи
- 3. 10. Пространство и время как формы существования
- 3. 11. Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика и синергетика
- 3. 12. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности
- 3. 13. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности
- 3. 14. Проблемные вопросы онтологии
- 4. 1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества
- 4. 2. Экономическая сфера общества
- 4. 3. Политическая и правовая сферы общества
- 4. 4. Социальная сфера общества как система связей
- 4. 5. Духовная сфера общества
- 4. 6. Личность в обществе и истории
- 4. 7. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса
- 4. 8. Культура и цивилизация. «Формационная» и «цивилизационная» концепции истории
- Тема V. Философское учение о человеке
- 5. 1. Проблема человека в истории философии
- 5. 2. Индивид, личность, индивидуальность
- 5. 3. Человек, общество и природа
- 5. 4. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы
- Тема VI. Философское учение о сознании
- 6.1. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии
- 6. 2. Структура сознания. Сознание и самосознание
- 6. 3. «Сознание – бытие» в наследии м.Мамардашвили
- 6. 4. Сознательное и бессознательное
- 6. 5. Познавательные способности человека
- 6. 6. Мышление и язык
- 6. 7. Сознание и мозг
- 6. 8. Проблема идеального начала
- 6.9. Неизбежность метафизики по лекции м.Мамардашвили Обоснование необходимости творчества
- Тема VII. Философское учение о познании
- 7. 1. Проблема познания в гносеологии
- 7. 2. Понятие истины. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины
- 7. 3. Проблема критериев истины
- 7. 4. Виды знания. Понятие науки. Взаимосвязь философии и науки
- 7. 5. Проблема критериев научности
- 7. 6. Принципы научного познания по м. Мамардашвили
- 7. 7. Структура научного знания
- 7. 8. Развитие науки. Понятие научной революции
- 6. 8. Методы и формы научного познания
- 7. 10. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм
- 7. 11. Типы рациональности. Научная и философская рациональность
- 7. 12. Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание
- Тема VIII: будущее человека и человечества. Возможные сценарии
- Литература
- Словарь терминов.
- Тема 1. Особенности философского знания
- Тема 2. Развитие философского знания.
- Тема 3. Философское учение о бытии
- Тема 4. Философское учение об обществе
- Тема 5. Философское учение о человеке
- Тема 6. Философское учение о сознании
- Тема 7. Философское учение о познании.