1. 9 . Структура философского знания и типология философских учений
Исторические типы философии – это всегда взвешивание вероятностей, поиск путей прорыва в будущее. Человеческое существование – это очень рискованное мероприятие, не гарантированное никакими эволюциями. Поэтому каждое направление с пристрастием осуществляет душевный расход и приход, отодвигая неудачных детей цивилизации: болезни, бедность, уродство, трагедии, беспомощность. Возникает соблазн быстро переустроить эту жизнь, покончить с беспомощностью существования, страданиями, болезнями. Каждое направление – это как бы выход в иное измерение через принципиально иную модель бытия. Каждое направление, как поплавок, как маяк в океане культур и сознаний, как новая высота, открывающая новые горизонты существования. Её задача – научить жить в неизвестности того человека, который более всего боится неизвестности, потому что на каждый шаг неизвестности «ухлопывается» целая жизнь. И каждый должен успеть пропеть свою песню. Поэтому
Ф. Ницше как-то заметил: «Когда появляется новая философия, я молчу, или предлагаю осуществить её тому, кто её придумал».
Л. Толстой ещё категоричнее: «Несчастья как волки и медведи со всех сторон ухают, загоняя человека на единственно возможную дорогу жизни, потому что все остальные дороги – нечеловеческие, ведущие в бездну небытия.
Можно вспомнить, что и у Ф. Достоевского всегда есть три бездны: бездна опасностей и бездна возможностей, бездна человеческих дел.
Основания типологии философских учений. На протяжении культурной истории человечества было создано огромное количество философских учений и систем. Каждая историческая эпоха предлагала свои уникальные ответы на вечные вопросы. Многообразие идей восхищает и пугает одновременно.
Многочисленность философских интерпретаций определяется неисчерпаемостью действительности (исторической, культурной или физической), а также различиями психического склада людей.
Однако, несмотря на плюрализм идей, и мнений, в философии четко просматривается преемственность, которая позволяет идентифицировать ту или иную концепцию именно как философскую.
Преемственность выражается, прежде всего, в повторяемости проблематики. Философская мысль устойчива, она возвращается к сходным темам, предлагая новую интерпретацию старых проблем.
Так, например, обнаруживается преемственность идей от Платона через Р. Декарта и И. Канта к К. Юнгу. Анализируя концепции этих философов, можно проследить изменение представлений о врожденных структурах человеческого сознания. Платон предлагает понятие «эйдос» – идея, которую человеческая душа созерцает в поднебесной области. Смысл человеческого познания, согласно Платону, заключается в воспоминании: истинное знание об идеях является врожденным, человеку остается только припомнить то, что он знал всегда. Врожденные идеи Р. Декарта, это, конечно, не эйдосы Платона, однако они тоже представляют собой врожденные знания, существующие в душе каждого человека. И. Кант предлагает свою версию врожденных структур человеческого сознания. Его концепция априорных форм чувственности, рассудка и разума, которые являются способностями трансцендентального субъекта и позволяют упорядочить хаос, предоставляемый опытом, полемизирует с концепцией врожденных идей Р. Декарта. Однако преемственность проблемы очевидна и в этом случае. К. Юнг, в свою очередь, предлагает концепцию архетипов коллективного бессознательного как некоторых доопытных, формальных структур человеческой психики, определяющих любой личный опыт, способы переживания и действия. Архетипы К. Юнга – это не содержательные врожденные идеи и не априорные структуры трансцендентального субъекта, но и в этом случае обнаруживается развитие старой философской темы.
Багаж прежних философских систем переходит в новые системы или просто растворяется в культуре, становясь невидимым, но совершенно необходимым «воздухом». Именно так произошло с идеями Ф. Ницше, учение которого XX веке буквально растащил на цитаты. То же самое можно сказать о психоанализе 3. Фрейда. Сформировавшись поначалу в качестве методики лечения невротических заболеваний, психоанализ постепенно стал общепсихологической теорией, а затем и философской доктриной. Во второй половине XX века психоанализ превратился в массовую идеологию. Фактически, западный человек конца XX века был «психоаналитическим человеком». К России, правда, психоанализ не применим, это доказали уже М. Зощенко, Н. Бердяев, М. Мамардашвили, ибо русская традиция хорошо знает, что никаких архетипов нет, и никакая редукция не поможет, если структуры не сформированы. Поэтому спасение человека Россия искала на путях личностной культуры.
Преемственность в философии осуществляется также в силу диалогического характера этого типа знания. Каждый мыслитель явно или неявно отталкивается от идей своих предшественников, вступая с ними во временной диалог. Диалог позволяет переформулировать проблемы, дать новые интерпретации уже известных вопросов. Так, например, М. Хайдеггер при создании своей версии экзистенциальной философии отталкивался от текстов греческих философов, в частности Платона. М. Хайдеггер пытался пробиться к истинному, по его мнению, смыслу античных текстов, который был утрачен в силу неадекватных интерпретаций, скрыт за толщей слов. Однако в результате М. Хайдеггер не реконструировал греческую философию, а предложил свой собственный вариант философии бытия.
Философская традиция поддерживается также благодаря сходным способам решения проблем, которые избирают философы. В европейской философии это почти всегда средства разума.
Целостность философской традиции позволяет осуществить классификацию философских учений, и упорядочить многообразие идей. При этом следует иметь в виду, что реально существует именно это многообразие и порой сложно идеи того или иного философа уложить в прокрустово ложе какого-то одного философского «изма». Тем не менее, типология философских учений – совершенно необходимое средство ориентации в философской вселенной.
Существуют различные основания типологии философских учений. Эти основания выделяются в зависимости от тех задач, которые стоят перед исследователем. Так, классификацию можно составить на иерархическом, основании. В таком случае мы имеем дело с исторической типологией, а все многообразие учений упорядочивается в семь больших групп:
античная философия – VI век до нашей эры – V век нашей эры,
философия Средних веков – II-XIV века,
философия эпохи Возрождения – XV век,
философия Нового времени – XVI – XVII века,
философия эпохи Просвещения – XVIII век,
немецкая классическая философия – XVIII-XIX века,
современная философия – XX век.
Если предлагается регионально-цивилизационный критерий, то все философские доктрины упорядочиваются в две группы: западная философия восточная философия, и русская.
Классификация по национальному признаку выявит немецкую, французскую, английскую, американскую, русскую, китайскую, индийскую и т.п. философии.
Если критерием станет последовательность в развитии идей конкретного философа, то в истории философии мы обнаружим платонизм, аристотелизм, томизм, кантианство, гегельянство, марксизм, ницшеанство, пушкинизм, «бердяевщину», «достоевщину», из-за непонятости и т.п.
Классификация философских учений с точки зрения онтологии
Очевидно, что перечисленные выше способы типологизации философских учений страдают одним общим недостатком: они носят эмпирический характер.
Более приемлемой и теоретически оправданной является классификация философских систем в зависимости от выбора исходных позиций в интерпретации универсальных отношений в системе «человек – мир». Реконструкция может осуществляться исходя из «мира», понимаемого как материя или природа. Такие философские системы называются материалистическими. Если же в качестве исходного принимается второй полюс – «человек», сводимый к понятиям «сознание», «дух», то формируются идеалистические системы. И материализм, и идеализм имеют фундаментальные философские обоснования и в равной степени представлены великими мыслителями прошлого и настоящего.
Термин «материализм» появился в XVII в., однако материалистические философские идеи существовали в философии с момента ее возникновения. Материализм признает первичным материальное начало, в этом типе философских систем реконструкция действительности осуществляется исходя из «мира», «природы», «материи». Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, сознание выступает ее атрибутом, а пространство, время и движение – формами существования.
Различают следующие формы материализма: стихийный материализм античных философов, натурфилософский материализм эпохи Возрождения, механистический материализм XVII–XVIII веков и диалектический материализм, предлагаемый марксистской философией. Механистический и диалектический материализм различаются в ответах на вопросы о характере движения и изменения в материальном мире и о природе материальной субстанции. В механистическом материализме материя понимается как вещество и признается относительный характер движения, сводимого к механическому перемещению. В диалектическом материализме материя понимается как объективная реальность, не зависящая от сознания и противопоставленная ему, признается относительный характер покоя, а движение рассматривается как любое возможное изменение.
Термин «идеализм» был предложен еще позже в XVIII века. Идеализм первичным началом признает идею, мысль, сознание, а реконструкцию действительности осуществляет исходя из «человека». Традиционно выделяют две формы идеализма: объективный идеализм и субъективный. Объективный идеализм признает исходным началом абсолютный дух или идею, которая существует независимо от человека и определяет его индивидуальное сознание. Классический пример объективного идеализма – философия Г. Гегеля. Субъективный идеализм признает единственной реальностью сознание или волю индивидуального субъекта, а мир выводит из содержания этого сознания. Примером субъективного идеализма является философия Д. Беркли или Д. Юма. Однако все многообразие форм идеализма невозможно свести к двум названным. Так, например, объективный идеализм может существовать в форме панлогизма, когда исходным началом выступает разум (философия Г. Гегеля), или в форме волюнтаризма, где исходным началом выступает надмировая воля (философия А. Шопенгауэра).
Другим онтологическим принципом классификации философских учений может быть принцип единства или множественности бытия. В зависимости от того, одно, два или более начал рассматриваются в качестве исходных, формируются монизм, дуализм и плюрализм. В монизме в качестве исходного основания реконструкции действительности выступает одно начало, в дуализме – два, в плюрализме – множество. При этом исходное начало в монизме или начала в плюрализме могут пониматься и в материалистическом, и в идеалистическом духе.
Классическим примером дуализма является картезианство. Р. Декарт разделил бытие на две независящие друг от друга и совершенно равноправные субстанции: протяженную и мыслящую. Дуализм чрезвычайно неустойчив и всегда имеет тенденцию к материалистической или идеалистической форме монизма. Так, например, в рамках физики Р. Декарт выступает как материалист, а в его онтологическом учении прослеживаются идеи, которые соотносимы с идеалистическим монизмом. Дуалистического мировоззрения часто придерживаются ученые – представители естественных наук. Эта форма мировоззрения оказывается удобной в том случае, если необходимо совместить профессиональные, вполне материалистические знания и религиозную веру.
И материализм, и идеализм могут существовать как в монистической, так и в плюралистической форме. Примером материалистического монизма является диалектический материализм, примером материалистического плюрализма – атомизм Левкиппа и Демокрита. Вариантом идеалистического монизма являются концепции Г. Гегеля и А. Шопенгауэра, а примером идеалистического плюрализма может быть философия постмодернизма. При этом различение идеалистического монизма и плюрализма отнюдь не совпадает с дихотомией субъективного – объективного идеализма. Например, философию Платона, которая, несомненно, является идеалистической, можно охарактеризовать и как монистическую, и как плюралистическую, ведь в качестве первоосновы вещей Платон предлагает не одну идею, а целый мир, упорядоченный иерархией идей. Новейшие формы идеализма вообще сложно однозначно отнести к тому или иному типу. Современный идеализм чрезвычайно разнообразен – философия жизни, феноменология, прагматизм, экзистенциализм, герменевтика, неопозитивизм, постмодернизм – все эти философские школы сложно классифицируются по прежним устаревшим схемам.
Конфронтация монизма и плюрализма прошла через всю историю философии. Тем не менее, можно выделить общую тенденцию: в классической философии доминировал монизм, а в современной очевидно усиление плюрализма. Из множества философских школ XX века только философия жизни (да и то с оговорками) и феноменология являются монистическими учениями. Остальные развиваются как варианты плюрализма.
Вообще, сложность построения единой стройной типологии – общее правило и для классической, и для современной философии. Индивидуальность мышления философов, изощренность предлагаемых ими систем не позволяют однозначно отнести их к тому или иному типу.
Классификация философских учений с точки зрения гносеологии
Предложенная выше типология философских систем исходила из особенностей онтологии той или иной философской системы. Очевидно, что классификацию философских учений можно формировать и на иных основаниях, например гносеологических. В этом случае структура взаимосвязей между различными системами окажется иной.
Классификацию можно построить в зависимости от характера ответа на вопрос об адекватности познания. Тогда все множество учений распадается на три типа: крайний агностицизм, умеренный агностицизм (скептицизм) и гносеологический оптимизм.
Позиция крайнего агностицизма, утверждающего, что познание реальности невозможно, выделяется с точки зрения логической полноты. В реальной истории философии позиция крайнего агностицизма не была реализована. Действительно, философ, смысл деятельности которого заключается в постижении фундаментальных оснований бытия мира и человека, не может дать отрицательный ответ на вопрос о возможности познания, иначе он разрушает основу собственной деятельности. Утверждение, что «адекватное познание невозможно», как минимум следует рассматривать в качестве позитивного итога познания. Позиция крайнего агностицизма встречается в мировоззренческих доктринах мистического толка, не предполагающих вопроса о познании и медитирующих скорее над проблемой переживания трансцендентного, сверхъестественного, непостижимого и т.п.
Наиболее распространенной в истории философии является позиция умеренного агностицизма или скептицизма. В философских системах этого типа утверждается, что познание реальности возможно, но не по существу, а на уровне явлений. Иначе говоря, познание скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. К линии умеренного агностицизма принадлежат античные софисты, киники, скептики, неоплатоники, Д. Юм, И. Кант. В современной философии – критические реалисты, неопозитивисты, экзистенциалисты, постмодернисты. Умеренный агностицизм имеет под собой рациональную основу и его трудно последовательно критиковать. Трудность заключается в том, что у философии до сих пор нет инструмента сравнения содержания сознания – знания и объективной реальности, по поводу которой это знание существует. Сознание и природа остаются разными реальностями и окончательно ответить на вопрос, насколько точно сознание отражает реальность, нельзя. Однако в том, что познавательные конструкции человеческого ума не являются фантасмагорическим бредом, убеждает успешная деятельность человека вне сферы познания и тот факт, что человеческий вид, несмотря на свою биологическую слабость, до сих пор не исчез с лица земли.
Позиция гносеологического оптимизма предполагает следующий ответ на вопрос о возможностях познания и степени его адекватности: мир познаваем полностью и по существу. Такая точка зрения характерна для философов эпохи Просвещения, Г. Гегеля, диалектических материалистов.
Как видно, линии разделения философских учений на идеализм и материализм, монизм и плюрализм, а также на агностицизм и гносеологический оптимизм не совпадают. Философ может быть идеалистом и гносеологическим оптимистом (Г. Гегель), идеалистом и агностиком (И. Кант), материалистом и познавательным оптимистом (диалектический материализм, механистический материализм), материалистом и агностиком (Д. Локк) и т.д.
Философские концепции можно классифицировать также с точки зрения выделения ведущей познавательной способности. В этом случае весь спектр философских теорий можно разделить на рационализм и иррационализм, а рационалистические доктрины, в свою очередь, на рационализм в узком смысле слова и сенсуализм.
Иррационалисты считают, что подлинное знание о мире человек может получить с помощью интуиции или инстинкта. Разум, рассудок, интеллект, с точки зрения этих философов, не дают истинного знания, напротив, являются препятствиями для постижения истины. Примером философского иррационализма являются иррационалистический волюнтаризм А. Шопенгауэра, философия воли Ф. Ницше, философия жизни А. Бергсона. Ф. Ницше, в частности, писал, что разум – препятствие для воли в ее стремлении к власти, интеллектуальные размышления, рефлексия тормозят человеческие действия. Истину же Ф. Ницше в иррационалистическом духе трактовал как полезное для жизни заблуждение. А. Бергсон в свою очередь называет интеллект «интуицией, утратившей способность проникать в суть реальности», постигать длительность, которая, по мысли французского философа, является основой бытия.
В противоположность иррационалистам, сторонники рационалистического взгляда на природу человеческого познания считают, что ведущей познавательной способностью и главным источником знаний является разум, интеллект. Суть философского рационализма одной фразой выразил Г. Лейбниц: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума». Рационалисты считают, что опыт не может дать истинного знания и стать основой общенаучного метода. Опытные данные сомнительны. Идеи же, содержащиеся в уме человека, напротив, ясны и очевидны. Задача познания заключается в том, чтобы выявить уже заложенные в разуме знания. Философский рационализм достиг пика своего развития в философии XVII–XVIII веков. Его представителями являются Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
Сенсуализм (эмпиризм) называет главной познавательной способностью человека чувства, а источником знаний – опыт. Д. Локк, в полемике с которым Г. Лейбниц предложил «формулу» рационализма, в свою очередь писал: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». По мнению сенсуалистов, ум лишь систематизирует те знания, которые предоставляет опыт. Сенсуализм существует в материалистической и идеалистической формах. Материалистический сенсуализм считает источником познания внешний опыт, объективные данные органов чувств о предметах и явлениях внешней реальности. Представителями этой линии сенсуализма являются
Ф. Бэкон, Д. Локк, Т. Гоббс. Идеалистический сенсуализм весь опыт сводит к чувственным данным, которые носят субъективный характер, т.е. к ощущениям. В интерпретации субъективных идеалистов существование мира сводится к его способности быть воспринятым человеком. «Существовать — значит быть воспринимаемым», – таков лозунг идеалистического сенсуализма. Представителями этого направления являются Д. Беркли и Д. Юм.
В зависимости от решения проблемы движения, различают: метафизическое, механистическое, диалектическое направления. Бывают и другие виды классификации, например,
а) через традицию отношения к религии: атеистическая позиция, религиозная, языческая, христианская, католицизм, протестантизм;
б) через гносеологическое отношение к миру: созерцательность, объяснение, интуитивизм, иррационализм, мистицизм, преобразование.
Подводя итог, следует сказать, что все типологии философских учений строятся в зависимости от тех задач, которые решает исследователь. Одно и то же философское учение может быть охарактеризовано различным образом. Для более полной характеристики философской концепции необходимо проанализировать её по целому ряду параметров.
Единство и различие социокультурных типов: Западной и Восточной философии – самое крупное разделение потоков философской мысли, и современное решение проблемы философского плюрализма. Данный подход позволяет подключать понятие менталитет, соединять человека и среду.
Различие Западной и Восточной философии в XX веке – вещь очевидная, которая длится уже 5 тыс. лет. Однако, на протяжении всей истории наблюдается и сближение и взаимопроникновение этих культур. В фундаменте обеих культур лежит философия, определяя самобытность и этическую высоту. Россия соединяет эти два типа культур.
Особенности Западной и Восточной философии:
1. Западная философия – многопроблемна. Она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, политические, нравственные вопросы. Восточная философия – сконцентрирована на проблемах человека.
2. Восточная философия исследует проблемы человека с точки зрения практики, образа жизни, этики, взаимодействия полов, психики. Западная философия предлагает общие принципы бытия и познания.
3. Восточная философия развивается в тесной взаимосвязи с религией. Отсюда брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство, христианство. Западная философия пытается отмежеваться от религии. Ни одно из философских учений Запада не превратилось в мировую религию.
4. Разработка категориального аппарата также содержит специфику. В восточной философии сохранились и спокойно живут мифологические категории: инь – женское начало, янь – мужское начало, ци – их единство, категории души и тела, сознания и его состояний, категория кармы – судьбы человека, переселения душ, нирвана – как освобождённая душа.
Западная философия работает над категориями: движение, пространство, время, материя, единство. Много внимания она уделяет и таким категориям как протяжённость, субстанция, сущность,
5. Что касается строения мира, то Западная философия даёт концепцию дискретного строения материи (Демокрит, Левкипп, Эпикур). Восточная философия рассматривает материю в единстве с формой, как некое сущностное, субстанциональное начало, отстаивая приоритеты духа.
6. В решении проблем познания Западная философия рассматривает уровни, формы познания, их диалектику. Восточная философия акцентирует самопознание, самосовершенствование, самоуглубление.
Западная философия даёт правила и законы мышления, восточная – открывает специфику восприятий, ощущений, представлений, этапы и уровни познания.
7. Специфика Западной и Восточной философии проявляется в социальной проблематике.
Восточная философия рассматривает общечеловеческие ценности, ответственность человека за прошлое, настоящее и будущее, добро и зло в человеческих отношениях, взаимосвязи. Западная философия – проблемы государства, закона, труда, власти, имущества.
Вместе Восточная и Западная линии философии определили душу, лицо, и мировоззрение современной цивилизации, только Восток обращён к самосовершенствованию, а Запад к индивидуализму.
Единство развития философии Запада и Востока
Специфика не отменяет общих путей развития:
И Восток, и Запад зарождаются в лоне мифологии, как первой исторической формы общественного сознания.
– Зарождаются в период разделения труда, расслоения общества и формирования рабовладельческих государств
– И Восток, и Запад, обращаются к общечеловеческим ценностям. Обе содержат огромное количество рецептов и открытий по поводу того, как лучше мыслить, общаться, предвидеть, говорить, понимать.
– Оба носят мировоззренческий характер во всех формах.
– Оба имеют методологическое значение по отношению к науке и человеку, и там и там нужны практические рекомендации поведения человека.
– Оба ищут взаимосвязь явлений.
– Оба направления продолжали растить этические ценности, анализируя проблемы добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого, любви и ненависти, счастья и страдания. Россыпью афоризмов сопровождается всё развитие философии.
Гераклит: Один для меня – десять тысяч, если он наилучший.
Эпикур: Смерть не страшна, я – до неё, она – после меня.
Платон: Великодушие – утончённое использование обстоятельств, соединение души с разумом.
Конфуций: Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей.
Р. Энтони: Суперличность – это соединение менталитета с подсознанием.
Таким образом, все исторические формы философии – труднейшая работа над человеком, демонстрирующая поляризацию и интеграцию философского знания.
Два типа культур продолжает соединять Россия.
- Оглавление
- Тема I. Особенности философского знания………….9
- Тема II. Развитие философского знания.
- Тема III. Философское учение о бытии…………………69
- Тема IV. Философское учение об обществе………….108
- Тема V. Философское учение о человеке…………….133
- Тема VI. Философское учение о сознании…………...144
- Тема VII. Философское учение о познании………….175
- Тема VIII. Будущее человека и человечества………209
- Предисловие
- Тема I . Философия: предмет, сущность, функции место и роль философии в культуре. Особенности философского знания
- 1. 1. Место философии в системе духовной культуры
- 1. 2. Современное представление о философии
- 1. 3. Философия как мировоззрение – есть предельное обобщение всего сущего через универсальные категории бытия
- 1. 4. Становление философии. Философия и мифология
- 1. 5. Религиозная, философская и научная картины мира.
- 1. 6. Основные этапы развития философии и основные достижения философии, структура ядра философского знания
- 1. 7. Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
- 1. 8. Основные функции философии
- 1. 9 . Структура философского знания и типология философских учений
- Тема II. Развитие философского знания.
- 2.1. Античная философия
- 2.2. Европейская философия Средних веков
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения
- 2. 4. Философия Нового времени и Просвещения
- 2. 5. Немецкая классическая философия
- 2. 6. Постклассическая философия
- 2. 7. Основные направления философии XX века
- Тема: III. Философское учение о бытии
- 3. 1. Понятие бытия
- 3. 2. Категория бытия в истории философии
- 3. 3. Онтология как учение о бытии и о содержании мира
- 3. 4. Концепция бытия человека. Понятие полноты бытия и собранного субъекта в философии м. Мамардашвили
- 3. 5. Материя, как философская категория
- 3. 6. Структурные уровни организации материи и универсальные свойства материи
- 3. 7. Проблема единства и многообразия мира
- 3. 8. Системная организация мира
- 3. 9. Движение как способ существования материи
- 3. 10. Пространство и время как формы существования
- 3. 11. Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика и синергетика
- 3. 12. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности
- 3. 13. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности
- 3. 14. Проблемные вопросы онтологии
- 4. 1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества
- 4. 2. Экономическая сфера общества
- 4. 3. Политическая и правовая сферы общества
- 4. 4. Социальная сфера общества как система связей
- 4. 5. Духовная сфера общества
- 4. 6. Личность в обществе и истории
- 4. 7. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса
- 4. 8. Культура и цивилизация. «Формационная» и «цивилизационная» концепции истории
- Тема V. Философское учение о человеке
- 5. 1. Проблема человека в истории философии
- 5. 2. Индивид, личность, индивидуальность
- 5. 3. Человек, общество и природа
- 5. 4. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы
- Тема VI. Философское учение о сознании
- 6.1. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии
- 6. 2. Структура сознания. Сознание и самосознание
- 6. 3. «Сознание – бытие» в наследии м.Мамардашвили
- 6. 4. Сознательное и бессознательное
- 6. 5. Познавательные способности человека
- 6. 6. Мышление и язык
- 6. 7. Сознание и мозг
- 6. 8. Проблема идеального начала
- 6.9. Неизбежность метафизики по лекции м.Мамардашвили Обоснование необходимости творчества
- Тема VII. Философское учение о познании
- 7. 1. Проблема познания в гносеологии
- 7. 2. Понятие истины. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины
- 7. 3. Проблема критериев истины
- 7. 4. Виды знания. Понятие науки. Взаимосвязь философии и науки
- 7. 5. Проблема критериев научности
- 7. 6. Принципы научного познания по м. Мамардашвили
- 7. 7. Структура научного знания
- 7. 8. Развитие науки. Понятие научной революции
- 6. 8. Методы и формы научного познания
- 7. 10. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм
- 7. 11. Типы рациональности. Научная и философская рациональность
- 7. 12. Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание
- Тема VIII: будущее человека и человечества. Возможные сценарии
- Литература
- Словарь терминов.
- Тема 1. Особенности философского знания
- Тема 2. Развитие философского знания.
- Тема 3. Философское учение о бытии
- Тема 4. Философское учение об обществе
- Тема 5. Философское учение о человеке
- Тема 6. Философское учение о сознании
- Тема 7. Философское учение о познании.