Тема VIII: будущее человека и человечества. Возможные сценарии
Особенностью современного этапа исторического развития является усиление процессов глобализации во всех общественных сферах. Осознание этого ведет к выработке человечеством нового взгляда на себя. Как несколько десятилетий назад писал Н. Бердяев, человеческий род перерождается в человечество. Процессы глобализации не отменяют этнического, языкового, культурного различия внутри единой цивилизации, как не отменяют они различия интересов, несовпадения темпов и форм развития народов. Но при этом многообразие становится скорее локальным, а глобализация – универсальным фактором.
Глобализация означает всеобщий характер большинства значимых для человечества процессов. Современное человечество представляет собой единую систему экономических, политических, социальных и культурных взаимодействий, что предполагает единство его дальнейшей судьбы. Основой глобализации и универсализации общества является информатизация, выражающая современный уровень технического развития. Эволюция информационных технологий трансформирует привычные способы социальной коммуникации, способствуя их расширению и ускорению. В свою очередь это приводит к интеграции человечества в единую экономическую, политическую и социокультурную целостность. Таким образом, глобализация напрямую соотносится с современным этапом развития, называемым технотронной эпохой. Современная философия говорит о необходимости выработки нового стиля мышления, который соответствовал бы характеру протекающих в обществе процессов. На данный момент можно констатировать, что человечество пока не способно в полной мере отвечать на те вызовы, которые порождены его собственной деятельностью.
Негативной стороной процесса глобализации является появление целого ряда проблем, которые получили название глобальных проблем современности. Глобальные проблемы выросли из локальных региональных проблем прошлого, их преодоление является принципиально важным для выживания человечества. Преодоление глобальных проблем требует от человечества совместных усилий, отдельные государства или регионы не могут самостоятельно с ними справиться.
Разные исследователи выделяют от двух-трех до десятка глобальных проблем. Наиболее острыми признаются следующие:
– экологическая и вытекающие из нее демографическая и медико-биологическая проблемы;
– политическая, конкретизирующаяся в угрозе мировой войны с применением оружия массового поражения;
– проблема разрыва между экономически развитыми и политически стабильными и беднейшими странами с массовой нищетой и нестабильностью внутриполитической жизни;
– проблема религиозных и этнических конфликтов и угроза терроризма как следствие противостояния богатого Севера и бедного Юга.
Суть экологической проблемы обнаруживается в углубляющемся противоречии между экономической деятельностью человечества и устойчивостью среды его обитания. Важная черта нашего времени – ускоряющийся технический прогресс, который набирает скорость, но при этом становится неконтролируемым. Следствием технического прогресса является рост искусственной среды, создаваемой производственной деятельностью человека, – техносферы и разрушение естественной среды его обитания – биосферы. Несмотря на то, что человечество как биологический вид выработало достаточно широкий круг инструментов адаптации к внешней среде, тем не менее, существуют пределы приспособления и для человека. Обострение экологической проблемы грозит буквальным физическим вымиранием человеческому виду.
Взаимосвязь, взаимовлияние и даже взаимопорождение – важнейшая черта современных глобальных проблем. Так, главной причиной экологического кризиса называется технический прогресс, порождающий неограниченное потребление. Однако сокращение темпов технического роста на данном этапе невозможно, поскольку это обостряет другие глобальные проблемы, в частности демографическую проблему. Быстрый рост населения при ограниченных природных ресурсах создает основу этого вызова.
Впервые на проблемы, связанные с ростом народонаселения, обратил внимание английский экономист и священник XIX века Т. Мальтус. Согласно его концепции, рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, тогда как рост производства, обеспечивающий необходимые ресурсы для выживания – в арифметической прогрессии. Следствием этого становится нехватка ресурсов. По мнению Т. Мальтуса и его последователей, данный процесс фатально неизбежен, ничто не в силах его предотвратить.
Критики мальтузианства утверждают, что концепция фиксирует некоторое действительное положение дел, однако ее «линейность» не позволяет делать точные прогнозы. Российский исследователь И. Бестужев-Лада утверждает, что вообще все линейные прогнозы относительно общества абсурдны. Так, сравнительно недавно темп роста народонаселения превышал 2% в год, что равнозначно удвоению примерно за три десятилетия. При таких темпах общая масса человеческих тел через 1600 лет сравняется с массой Земли, через 2200 лет – с массой Солнца и всех планет солнечной системы, через 4700 лет – с массой всей нашей Вселенной. Такой вывод, несомненно, абсурден. И. Бестужев-Лада утверждает, что даже в популяциях животных при чрезмерной скученности срабатывают механизмы, возвращающие популяцию к оптимальным масштабам. В человеческом сообществе такого рода механизмы действуют еще энергичнее, поскольку подкрепляются сознательным целенаправленным поведением людей. При этом, конечно, абсолютно оптимистические прогнозы неуместны, сама собой демографическая проблема не разрешится. Уже сейчас численность человечества перевалила за 6 млрд., и прогнозисты говорят о том, что критической будет цифра в 10 млрд.
Обострение демографической проблемы усугубляет разрыв между богатым Севером и бедным Югом. Рост благосостояния в развитых странах происходит на фоне тотальной бедности в странах «третьего мира». Согласно расчетам футурологов, если стандарт потребления в беднейших странах поднять до уровня потребления «золотого миллиарда», проживающего в богатых странах, то за полстолетия необходимо удвоить поглощение всех ресурсов и увеличить производство энергии примерно в500 раз. Попытка решить проблему противостояния богатого Севера и бедного Юга путем простого увеличения потребления, таким образом, приводит к еще большему обострению экологических проблем.
Демографическое давление со стороны бедного Юга и контраст между уровнями потребления в странах «золотого миллиарда» и странах «третьего мира» неизбежно порождают рост напряжения, которое облекается в форму политических, религиозных и этнических конфликтов. В беднейших странах распространяется влияние экстремизма, одним из следствий которого является терроризм – серьезнейшая проблема сегодняшнего дня.
Обострение глобальных проблем вынуждает человечество искать новые способы взаимодействия и развития. Современные философы и футурологи говорят о необходимости изменения путей развития цивилизации. Во всех прогнозах главный враг человечества – он сам. Преодоление глобальных проблем связано с трансформацией ценностных установок, поиском новых мировоззренческих ориентиров для всего человечества. В современной философии этот поиск выражается в появлении концепций «планетарного сознания» и «ноосферного понимания». Именно от человека, его сознания и воли зависит будущее.
Выходом из технологического тупика является переориентация потребления: замена массового производства и потребления вещей индивидуальным производством и потреблением информации. Информация – основной фактор и условие развития человечества и просто его выживания. По мнению американского футуролога О. Тоффлера, информационное общество будет основано на всеобщих информационных связях, высокоэффективных экологичных технологиях, более тесном контакте производителя и потребителя. Эта возможность станет реальной только тогда, когда человечество научится более экономно расходовать природные ресурсы.
Еще одной проблемой, стоящей перед современным человечеством, является проблема формирования целостного космоса духовной культуры. Современную культуру вряд ли можно охарактеризовать таким образом. Между различными ее сферами отсутствует элементарное взаимодействие, что служит благодатной почвой для возрождения разного рода древних верований и чревато архаизацией индивидуального сознания. Современный человек, не находя приемлемых ценностно-смысловых ориентиров, окончательно утрачивает свободу, погружается в архаическую коллективность. С другой стороны, отсутствие целостности современной духовной культуры приводит к технизации индивидуального сознания. Об этой опасности писали крупнейшие философы XX в. Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Г. Маркузе и др. Технизация сознания и жизни ведет к выхолащиванию этических и эстетических смыслов, утрате человеком своей сущности. Отсутствие гармоничного космоса культуры превращает человека либо в одномерный автомат, либо в неуправляемое животное. Нахождение согласованности между рациональными и внерациональными началами бытия и познания, научным и художественным, философским и мистическим способами постижения действительности, преодоление разломов в универсуме духовной культуры становятся одной из важнейших задач современного человечества.
Любые размышления о будущем, даже если они весьма правдоподобны, остаются на уровне прогнозов и не отражают всех возможных вариантов развития. Дальнейшее движение может пойти по неожиданному пути, будущее человечества содержит возможности, как для небывалого взлета, так и для серьезного упадка. Один из создателей синергетики И. Пригожин считает, что современное человечество находится в точке бифуркации – выбора, когда меняется соотношение порядка и хаоса и наступает ситуация непредсказуемости. И. Пригожин пишет: «Я убежден, что мы приближаемся сейчас к точке бифуркации, после прохождения которой, человечество окажется на одной из нескольких вероятных траекторий. Главный фактор – информационно технологический бум. Мы подходим к созданию «сетевого общества», в котором люди будут связаны между собой так, как никогда ранее». Новое сетевое общество может походить как на большой иерархически организованный муравейник, так и на общество свободных людей.
По мнению И. Пригожина, с ростом народонаселения повышается вероятность нелинейных флуктуаций, связанных с индивидуальной свободой выбора. С другой стороны, поскольку люди все более объединены информационными сетями, может проявиться и обратный эффект: императивы объединенного коллектива подавят индивидуальную свободу. И поэтому вариант «большого муравейника» нельзя исключать. При этом И. Пригожин все же полагает, что «глобализация и сетевая революция ведут не только к большей связанности людей друг с другом, но и к повышению роли отдельного индивида в историческом процессе. Точно так же, как в точке бифуркации поведение одной частицы может сильно изменить конфигурацию системы на макроскопическом уровне, творческая личность, а не безликие восставшие массы будет все сильнее влиять на исторические события на новом этапе эволюции общества». Остается только надеяться, что новый поворот в истории человечества не окажется роковым.
Нестабильный, постоянно изменяющийся мир не дает оснований для точных предвидений. Однако некоторые тенденции этого движения можно уловить. Этим занимается футурология. Футурология в качестве самостоятельной дисциплины сформировалась примерно в середине XX века. Если говорить о методах современной «науки о будущем», то наиболее распространенными среди них являются следующие:
– метод инерционного анализа, предполагающий экстраполяцию устойчивых тенденций, существующих в настоящем, на будущее;
– трендовый анализ – построение на базе частных, но устойчивых тенденций так называемого тренда – всеобщей тенденции;
– сценарный метод, заключающийся в определении веера возможностей развития и перебирании различных вариантов будущего, учитывая исчезновение или сохранение каких-то определенных обстоятельств.
Несмотря на то, что футурология позиционирует себя как науку, она одновременно является и искусством. Будущее не является линейным продолжением настоящего и тем более экстраполяцией прошлого. Достоверность любого прогноза невелика. Кроме того, человечество вряд ли захотело бы получить точный прогноз. Не зря в древних мифологиях одним из наиболее страшных наказаний было как раз знание о будущем, обессмысливающее творческие усилия настоящего и прошлого. Осознавая этот факт, человек не столько исчисляет будущее, сколько придумывает его. Футурологические концепции, как бы наукообразно они ни выглядели, остаются более или менее реалистической фантазией, как о желаемом, так и о мрачном, ужасном, неприемлемом будущем.
Концепции будущего строятся на базе определенных ценностей, мировоззренческих ориентиров, поэтому любое футурологическое размышление есть род философствования. Богатая история философии оказывается необходимым подспорьем такой рефлексии и базой для преодоления современных проблем.
- Оглавление
- Тема I. Особенности философского знания………….9
- Тема II. Развитие философского знания.
- Тема III. Философское учение о бытии…………………69
- Тема IV. Философское учение об обществе………….108
- Тема V. Философское учение о человеке…………….133
- Тема VI. Философское учение о сознании…………...144
- Тема VII. Философское учение о познании………….175
- Тема VIII. Будущее человека и человечества………209
- Предисловие
- Тема I . Философия: предмет, сущность, функции место и роль философии в культуре. Особенности философского знания
- 1. 1. Место философии в системе духовной культуры
- 1. 2. Современное представление о философии
- 1. 3. Философия как мировоззрение – есть предельное обобщение всего сущего через универсальные категории бытия
- 1. 4. Становление философии. Философия и мифология
- 1. 5. Религиозная, философская и научная картины мира.
- 1. 6. Основные этапы развития философии и основные достижения философии, структура ядра философского знания
- 1. 7. Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
- 1. 8. Основные функции философии
- 1. 9 . Структура философского знания и типология философских учений
- Тема II. Развитие философского знания.
- 2.1. Античная философия
- 2.2. Европейская философия Средних веков
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения
- 2. 4. Философия Нового времени и Просвещения
- 2. 5. Немецкая классическая философия
- 2. 6. Постклассическая философия
- 2. 7. Основные направления философии XX века
- Тема: III. Философское учение о бытии
- 3. 1. Понятие бытия
- 3. 2. Категория бытия в истории философии
- 3. 3. Онтология как учение о бытии и о содержании мира
- 3. 4. Концепция бытия человека. Понятие полноты бытия и собранного субъекта в философии м. Мамардашвили
- 3. 5. Материя, как философская категория
- 3. 6. Структурные уровни организации материи и универсальные свойства материи
- 3. 7. Проблема единства и многообразия мира
- 3. 8. Системная организация мира
- 3. 9. Движение как способ существования материи
- 3. 10. Пространство и время как формы существования
- 3. 11. Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика и синергетика
- 3. 12. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности
- 3. 13. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности
- 3. 14. Проблемные вопросы онтологии
- 4. 1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества
- 4. 2. Экономическая сфера общества
- 4. 3. Политическая и правовая сферы общества
- 4. 4. Социальная сфера общества как система связей
- 4. 5. Духовная сфера общества
- 4. 6. Личность в обществе и истории
- 4. 7. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса
- 4. 8. Культура и цивилизация. «Формационная» и «цивилизационная» концепции истории
- Тема V. Философское учение о человеке
- 5. 1. Проблема человека в истории философии
- 5. 2. Индивид, личность, индивидуальность
- 5. 3. Человек, общество и природа
- 5. 4. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы
- Тема VI. Философское учение о сознании
- 6.1. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии
- 6. 2. Структура сознания. Сознание и самосознание
- 6. 3. «Сознание – бытие» в наследии м.Мамардашвили
- 6. 4. Сознательное и бессознательное
- 6. 5. Познавательные способности человека
- 6. 6. Мышление и язык
- 6. 7. Сознание и мозг
- 6. 8. Проблема идеального начала
- 6.9. Неизбежность метафизики по лекции м.Мамардашвили Обоснование необходимости творчества
- Тема VII. Философское учение о познании
- 7. 1. Проблема познания в гносеологии
- 7. 2. Понятие истины. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины
- 7. 3. Проблема критериев истины
- 7. 4. Виды знания. Понятие науки. Взаимосвязь философии и науки
- 7. 5. Проблема критериев научности
- 7. 6. Принципы научного познания по м. Мамардашвили
- 7. 7. Структура научного знания
- 7. 8. Развитие науки. Понятие научной революции
- 6. 8. Методы и формы научного познания
- 7. 10. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм
- 7. 11. Типы рациональности. Научная и философская рациональность
- 7. 12. Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание
- Тема VIII: будущее человека и человечества. Возможные сценарии
- Литература
- Словарь терминов.
- Тема 1. Особенности философского знания
- Тема 2. Развитие философского знания.
- Тема 3. Философское учение о бытии
- Тема 4. Философское учение об обществе
- Тема 5. Философское учение о человеке
- Тема 6. Философское учение о сознании
- Тема 7. Философское учение о познании.