logo
Лекции по философии

3. 11. Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика и синергетика

В современной философии и науке существуют две об­щепризнанные теории, в которых рассматриваются вопро­сы самоорганизации и саморазвития бытия: диалектика и синергетика.

Исторически первой была диалектическая теория, по­этому уместно начать с нее. Термин диалектика был пред­ложен античными философами поначалу для обозначения искусства спора, а затем – одного из методов получения знаний. Буквальный перевод с греческого «dialektice» озна­чает беседа, спор. Античную диалектику считают истори­чески первой формой диалектики.

Развернутой теорией и продуманным методом диалек­тика стала в XVIII веке в философии Г. Гегеля. Немец­кий философ сформулировал основные диалектические за­коны, распространив их на все существующее: природу, общество и мышление. В гегелевском панлогизме диалектика оказалась выражением движения Абсолютного духа к самопознанию.

Третий этап развития диалектики связан с марксизмом, который перенес принципы идеалистической диалектики Г. Гегеля на материалистическую почву. Развернутое определение материалистической диалектики дал Ф. Энгельс. По его мнению, диалектика – это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления. Законы развития природы описываются объективной диалектикой, законы мышления – субъективной. Объективная диалектика выражается в виде не зависящих от человека, внешних по отношению к нему законов природы, а субъективная – в виде внутренне присущих мышлению и познанию закономерностей. Принципы субъективной и объек­тивной диалектики тождественны по своему содержанию, но различны по форме.

Основное содержание диалектической теории описыва­ется тремя законами, которые Г. Гегель сформулировал по отношению к Абсолютному духу, а К. Маркс и Ф. Энгельс применили к материалистически понятым природе, обще­ству и человеческому мышлению.

«Ядро» диалектики составляет закон единства и борь­бы противоположностей, который дает ответ на вопрос об источнике развития. Таким источником в диалектике счи­таются противоположные начала. Противоположности – стороны, моменты явления, которые, с одной стороны, взаимоисключают друг друга, а с другой – существуют в не­разрывной связи и при определенных условиях переходят друг в друга. Единство противоположностей образует про­тиворечие. Суть первого закона диалектики можно сформу­лировать следующим образом: разделение единого целого на противоположные начала, борьба противоположностей приводят к разрешению противоречия и переходу исходно­го целого на качественно новый уровень.

Второй закон диалектики – закон перехода количе­ственных изменений в качественные – служит развитием и конкретизацией первого и дает ответ на вопрос о механизме развития. Суть этого закона такова: накопление качествен­ных изменений в определенный момент времени с необходимостью приводит к существенной трансформации качества предмета, т.е. к возникновению но­вого качества через скачок от старого качества к новому качеству в процессах природы, общества и мышления. Именно скачок определяет отличие диалектического подхода от устаревшего метафизического понимания движения. Ибо скачок – это не просто количественное изменение, а именно качественное, коренное, преобразование старого качества в новое. Например, переход одних видов энергии – в другие виды энергии. Скачком являются научные и культурные революции. Что касается количества – то это философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой не приводит к превращению предмета в другой предмет. Ка­чество же – философская категория, выражающая внутрен­нюю определенность предмета, благодаря которой он су­ществует как именно этот, а не другой предмет. Качество, таким образом, выражает устойчивость предметов или яв­лений. Единство качественной и количественной характе­ристик задает категорию меры. Мера определяет те грани­цы, в которых количественные изменения не приводят к изменению качества предмета или явления.

Третий закон диалектики – закон отрицания, отрица­ния – выражает направленность развития. Согласно этому закону, развитие происходит по спирали, которая представ­ляет собой цепь циклов. В процессе развития предмет или явление возвращается к ранее пройденным ступеням, но на более высоком уровне. Ни одно из свойств, таким образом, не исчезает бесследно, но сохраняется на протяжении всего времени существования объекта. Спиралевидное направле­ние развития определяется двойным отрицанием. Исходный пункт развития – предмет или явление. Второй момент – отрицание данного предмета или явления, третий – отри­цание уже состоявшегося отрицания или синтез. Синтез как раз и позволяет сохранить некоторые прежние свойства объекта на более высоких стадиях его развития.

Три закона составляют основную часть диалектики, од­нако полностью ее содержания не исчерпывают. Развитая диалектическая теория содержит учение о методе и особой диалектической логике. Три закона диалектики составляют так называемую объективную диалектику, действительность которой демонстрируют все виды эволюции природных форм. А учение о мето­де, логика, эволюция общества, культуры, личностных форм, мышления – субъективную диалектику.

В диалектическую логику входит учение о категориях и принципах философского познания. Основными диалекти­ческими принципами, т.е. приемами мышления, позволяющи­ми осуществить адекватное познание, являются следующие:

– принцип объективности;

– принцип системности;

– принцип историзма;

– принцип противоречивости;

– принцип восхождения, от абстрактного видения к конкретному пониманию;

– принцип единства логического и исторического.

Исходный принцип объективности является установкой на познание вещей такие, какие они есть, т.е. независимо от человека. Принцип системности выражает требование всестороннего изучения предмета, в единстве всех его внутренних и внешних связей. Кроме того, системность рассмотрения нацеливает на воспроизведение сущности объекта и отвлечение от всех его несущественных, случай­ных сторон. Принцип историзма предполагает установку на изучение предмета в развитии. Диалектический прин­цип противоречия выражает нацеленность познания на вы­явление внутренней противоречивости изучаемого предме­та и воспроизведение этой противоречивости в мышлении. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному пониманию в своей основе имеет установку на выявление сущности предмета, ее постепенное раскрытие сначала фрагментар­но, а затем во всей полноте. Познание, подчиненное этому принципу, движется от неполного, абстрактного знания о каких-то частях предмета к более полному пониманию его и конкретно­му постижению целого. Принцип единства логического и исторического выражает тот факт, что теоретическая логи­ка развития предмета воспроизводит существенные момен­ты его действительного исторического развития.

В отличие от диалектики, сформировавшейся в виде фи­лософской теории, синергетика возникла как одна из кон­цепций в физике в последней трети XX века, а затем приобрела мировоззренческий статус. Основоположниками синергети­ки считаются Г. Хакен и И. Пригожин. Термин «синергети­ка» происходит от греческого «sinergia» – сотрудничество, содействие. Синергетика является наиболее общей на дан­ный момент теорией самоорганизации и изучает закономер­ности этих явлений во всех типах материальных систем.

Помимо перечисленных в предыдущих разделах атрибу­тивных свойств материи, в синергетике выделяется еще одно – способность к самоорганизации. Как пишет Г. Ха­кен, принципы самоорганизации распространяются «от морфогенеза в биологии, некоторых аспектов функциони­рования мозга до флаттера крыла самолета, от молекуляр­ной физики до космических масштабов эволюции звезд, от мышечного сокращения до вспучивания конструкций».

Исходный принцип синергетики различие процессов в открытых и закрытых системах. Напомним, что в замк­нутых системах вектор протекания процессов направлен от упорядоченности через равновесное состояние к хаосу. В открытых системах наблюдаются обратные процессы, ког­да при определенных условиях из хаоса самопроизвольно возникают новые упорядоченные структуры. Основными характеристиками процессов в замкнутых системах явля­ются равновесность и линейность, в открытых – напротив, неравновесность и нелинейность. В отличие от классиче­ской науки, рассматривавшей закрытые системы как абсо­лютный тип упорядоченности мира, синергетика в качестве предмета своего изучения выбирает открытые системы. По мнению создателей синергетической теории, именно откры­тые системы являются универсальными, а протекающие в них процессы способствуют самоорганизации мира.

Главное свойство открытых систем – неустойчивость. Опираясь на это знание, синергетика предлагает следу­ющее объяснение механизма возникновения порядка из ха­оса. Пока система находится в состоянии термодинамиче­ского равновесия, все ее элементы ведут себя независимо друг от друга и на создание упорядоченных структур не способны. В какой-то момент поведение открытой системы становится неоднозначным. Та точка, в которой проявляет­ся неоднозначность изменений, называется точкой бифур­кации – разветвления, на социальном уровне – выбора. В точке бифуркации изменяется роль внешних для системы влияний: ничтожно малое воздей­ствие приводит к значительным и даже непредсказуемым последствиям.

Таким образом, под влиянием энергетических взаимо­действий с окружающей средой в открытых системах воз­никают так называемые эффекты согласования, когда раз­личные элементы начинают вести себя в унисон друг с другом. Такое согласованное поведение синергетика назы­вает когерентным. Как следствие, происходят процессы упорядочения, возникновения из хаоса новых структур. После возникновения новая структура, в синергетике ее называют диссипативной, включается в дальнейший про­цесс самоорганизации материи. Таким образом, внешние взаимодействия оказываются фактором внутренней само­организации систем, которые, в свою очередь, способствуют самоорганизации других систем и т.д. Сами процессы са­моорганизации характеризует нелинейность, наличие об­ратных связей, открывающих большие возможности управ­ляющего воздействия.

Синергетический подход позволяет ответить на вопрос, почему вопреки действию закона энтропии мир демонст­рирует высокую степень организованности и порядка, т.е. синергетика последовательно опровергает теорию тепло­вой смерти Вселенной. Кроме того, поскольку синергетика утверждает, что законы самоорганизации действуют на всех уровнях бытия, это позволяет преодолеть разрыв меж­ду живой и неживой природой и объяснить происхождение жизни как процесс самоорганизации неорганических сис­тем. И. Пригожин в книге «Порядок из хаоса», своего рода манифесте синергетики, утверждает, что синергетический взгляд на мир меняет наше представление о случайности и необходимости, необратимость материальных процессов, трансформирует привычное представление о времени, поз­воляет иначе понять характер и сущность энтропийных процессов (рассеивания энергии), т.е. радикально меняет стиль мышления о ре­альности. А. Пушкин мечтал об университете счастья, в котором реализуются возможности и перспективы самоорганизующегося бытия. Очень интересные мысли в этом плане высказывал Мандельштам, который считал, что каждый человек – это буквы в алфавите, и чтобы образовалось слово надо слиться с другими людьми. А М. Мамардашвили и вовсе заострил назначение синергетики в одной фразе: «Самоорганизация – это самим мной организованное бытие».