logo
Лекции по философии

4. 2. Экономическая сфера общества

Экономическая сфера общества – система, обеспечива­ющая производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Товар – элемент материального богат­ства, в котором воплощены трудовые усилия человека. Ус­луги – виды труда, способности и умения одних людей создавать комфорт, оказывать помощь другим. В современ­ном обществе сфера услуг развивается быстрее, чем произ­водство товаров. До 70% трудоспособного населения в раз­витых странах занято именно в сфере услуг.

В экономической подсистеме общества выделяют следу­ющие основные элементы:

– производительные силы, или экономические факторы производства;

– и производственные отношения, основа которых – от­ношения собственности.

Главной производительной силой является человек. Че­ловек – источник и носитель экономической инициативы, его физические и умственные способности вовлекаются в процесс производства и создают товары и услуги. Выделя­ют два типа экономических усилий человека: труд (исполни­тели) и предпринимательство (организаторы). Важнейшей производительной силой современного общества является наука. В силу её технологического и человеческого аспектов, она оказы­ваются включенной в экономический процесс. Другими факторами производства выступают предметы труда – то, на что направлен труд, часть природы, вовлеченная в хозяйственный оборот, и средства труда – орудия, вещи, технические приспособления, с помощью которых оказы­вается воздействие на предметы труда.

Отношения собственности – отношения между людь­ми по поводу владения, пользования и распоряжения материальными благами, общественная форма присвоения. Первоначально отношения собственности регулировались традицией и обычаями, в современном обществе регуляция осуществляется с помощью норм права. Таким образом, от­ношения собственности – это правовые отношения. Подоб­ное представление о собственности сложилось не сразу. Так, например, П. Прудон считал, что собственность есть кража, Г. Бабеф называл собственность грабежом, а К. Маркс ут­верждал, что собственность есть эксплуатация.

Сама идея собственности как особых отношений людей по поводу вещей предполагает наличие социальных связей. Если нет других людей, то, несмотря на то, что человек владеет какой-то вещью, пользуется ею, и распоряжается, он не вступает в отношения собственности. Право владе­ния, пользования и распоряжения могут не совпадать в од­ном лице. Владельцем вещи может быть один человек, пользователем – другой, распорядителем – третий. Соб­ственность как право порождает целый ряд обязанностей. Обязанности зафиксированы в праве собственника, контроль остаётся за государством.

Известны разнообразные формы собственности: личная, частная, коллективная, корпоративная, государственная и т.п. Исторически первой является коллективная форма соб­ственности. Коллективная собственность предполагает со­вместный труд членов первобытной общины, совместное пользование и распоряжение (потребление) произведенными материальными благами. Возникновение частной собствен­ности характерно для этапа разложения первобытного об­щества, когда в результате интенсификации производства появляется излишек материальных благ, присваиваемый ка­кой-то одной группой, семьей или конкретным лицом. Для частной собственности характерно извлечение прибыли. Если какая-то вещь или другое материальное благо при­надлежит конкретному лицу, которое не извлекает из нее прибыли, то эту собственность следует считать личной. Личная собственность может превращаться в частную собственность, и наоборот. Частная собственность, по сравнению с коллек­тивной собственностью, более эффективна. Она является мощным стиму­лом к труду, способствует развитию инициативы человека и увеличению его экономической свободы. Государственная собственность предполагает, что вла­дельцем, пользователем и распорядителем материальных благ выступает государство. Оно может провозглашать, что действует от имени всего народа, однако реальное пользо­вание, распоряжение и владение осуществляются группой лиц государственной бюрократической верхушкой. Из­вестны и другие формы собственности, которые занимают промежуточное положение между коллективной и частной собственностью: акционерная собственность, корпоративная и др.

Важным элементом экономической сферы является ры­нок. Рынок – объективная социальная и экономическая реальность, совокупность отношений обмена товарами и услугами, механизм взаимодействия производителя и по­требителя. Рынок возникает вместе с разделением труда и развивается вместе с обществом. Главная функция рынка – регулирующая. Механизмом регуляции выступает закон спроса и предложения. Спрос – совокупная потребность в товарах и услугах, обеспеченная деньгами. При нормально функционирующем рынке объем спроса примерно равен объему предложения. Повышение спроса увеличивает пред­ложение, и наоборот, уменьшение спроса сокращает пред­ложение. Рынок способствует развитию конкуренции меж­ду производителями товаров и услуг. Конкуренция в свою очередь ведет к установлению более рациональных форм хозяйствования и производства, освобождая экономиче­скую систему от слабых и несостоятельных участников.

Несмотря на то, что экономическая сфера общества – это, прежде всего, сфера производства и распределения, ма­териальных благ, сознание человека органично включено во все звенья экономической системы. Субъектом экономи­ческих отношений выступает человек, он осуществляет об­мен, куплю, продажу, его действия определенным образом мотивированы, продуманы и т.п. Кроме того, человек явля­ется главной производительной силой и, таким образом, принципиально неустраним из сферы экономических мате­риальных отношений.

Экономическая сфера общества напрямую связана с по­литической и правовой. Отношения собственности являют­ся правовыми отношениями, а государство – центральный элемент политической системы оказывает более или менее глубокое влияние на экономические процессы. Можно гово­рить, что не только экономика порождает политику и право, но и они, в свою очередь, оказывают влияние на экономичес­кую сферу. В этой связи одним из важнейших является воп­рос о степени влияния государства на экономику. Доктрина классического экономического либерализма, сформулированная А. Смитом в XVIII веке, предполагает полное невмешательство государства в экономическую сферу. Современ­ные экономические концепции не столь категоричны в этом вопросе. Несомненно, государство вмешивается в рынок через контроль над правовыми институтами. Государство должно контролировать количество денежной массы, поддерживать ту часть населения, которая не может полноценно участво­вать в конкуренции (дети, старики, больные), обеспечивать минимальный уровень заработной платы, финансировать фундаментальные научные исследования, в случае необхо­димости предпринимать антикризисные меры и т.п. Однако вмешательство государства в экономику имеет пределы, нарушение которых блокирует регулирующую функцию рынка. В нормально функционирующей экономической си­стеме государство влияет на экономику, но не подменяет собой рыночные механизмы.

Более опосредованной оказывается связь экономической и духовной сфер общества. Однако свидетельством того, что подобная связь существует, может быть, следующий факт. В странах, где доминирующей религией является протестантизм, утвердилась наиболее эффективная эконо­мическая система. Напротив, страны, где принято право­славие, оказываются наименее экономически развитыми. В протестантском мировоззрении профессиональный успех является косвенным свидетельством богоизбранности че­ловека, его предопределенности к спасению. Грехом явля­ется отсутствие работы, если она возможна. В православ­ном мировоззрении, напротив, работа есть наказание за грехи, и труд иначе, как тяжким, не называется. Само же­лание заработать рассматривается как грех. Конечно, о пря­мом влиянии религии на экономику говорить, пожалуй, не следует, однако религиозные воззрения могут опосредованным образом стимулировать или, напротив, тормозить раз­витие экономики.