4. 2. Экономическая сфера общества
Экономическая сфера общества – система, обеспечивающая производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Товар – элемент материального богатства, в котором воплощены трудовые усилия человека. Услуги – виды труда, способности и умения одних людей создавать комфорт, оказывать помощь другим. В современном обществе сфера услуг развивается быстрее, чем производство товаров. До 70% трудоспособного населения в развитых странах занято именно в сфере услуг.
В экономической подсистеме общества выделяют следующие основные элементы:
– производительные силы, или экономические факторы производства;
– и производственные отношения, основа которых – отношения собственности.
Главной производительной силой является человек. Человек – источник и носитель экономической инициативы, его физические и умственные способности вовлекаются в процесс производства и создают товары и услуги. Выделяют два типа экономических усилий человека: труд (исполнители) и предпринимательство (организаторы). Важнейшей производительной силой современного общества является наука. В силу её технологического и человеческого аспектов, она оказываются включенной в экономический процесс. Другими факторами производства выступают предметы труда – то, на что направлен труд, часть природы, вовлеченная в хозяйственный оборот, и средства труда – орудия, вещи, технические приспособления, с помощью которых оказывается воздействие на предметы труда.
Отношения собственности – отношения между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения материальными благами, общественная форма присвоения. Первоначально отношения собственности регулировались традицией и обычаями, в современном обществе регуляция осуществляется с помощью норм права. Таким образом, отношения собственности – это правовые отношения. Подобное представление о собственности сложилось не сразу. Так, например, П. Прудон считал, что собственность есть кража, Г. Бабеф называл собственность грабежом, а К. Маркс утверждал, что собственность есть эксплуатация.
Сама идея собственности как особых отношений людей по поводу вещей предполагает наличие социальных связей. Если нет других людей, то, несмотря на то, что человек владеет какой-то вещью, пользуется ею, и распоряжается, он не вступает в отношения собственности. Право владения, пользования и распоряжения могут не совпадать в одном лице. Владельцем вещи может быть один человек, пользователем – другой, распорядителем – третий. Собственность как право порождает целый ряд обязанностей. Обязанности зафиксированы в праве собственника, контроль остаётся за государством.
Известны разнообразные формы собственности: личная, частная, коллективная, корпоративная, государственная и т.п. Исторически первой является коллективная форма собственности. Коллективная собственность предполагает совместный труд членов первобытной общины, совместное пользование и распоряжение (потребление) произведенными материальными благами. Возникновение частной собственности характерно для этапа разложения первобытного общества, когда в результате интенсификации производства появляется излишек материальных благ, присваиваемый какой-то одной группой, семьей или конкретным лицом. Для частной собственности характерно извлечение прибыли. Если какая-то вещь или другое материальное благо принадлежит конкретному лицу, которое не извлекает из нее прибыли, то эту собственность следует считать личной. Личная собственность может превращаться в частную собственность, и наоборот. Частная собственность, по сравнению с коллективной собственностью, более эффективна. Она является мощным стимулом к труду, способствует развитию инициативы человека и увеличению его экономической свободы. Государственная собственность предполагает, что владельцем, пользователем и распорядителем материальных благ выступает государство. Оно может провозглашать, что действует от имени всего народа, однако реальное пользование, распоряжение и владение осуществляются группой лиц государственной бюрократической верхушкой. Известны и другие формы собственности, которые занимают промежуточное положение между коллективной и частной собственностью: акционерная собственность, корпоративная и др.
Важным элементом экономической сферы является рынок. Рынок – объективная социальная и экономическая реальность, совокупность отношений обмена товарами и услугами, механизм взаимодействия производителя и потребителя. Рынок возникает вместе с разделением труда и развивается вместе с обществом. Главная функция рынка – регулирующая. Механизмом регуляции выступает закон спроса и предложения. Спрос – совокупная потребность в товарах и услугах, обеспеченная деньгами. При нормально функционирующем рынке объем спроса примерно равен объему предложения. Повышение спроса увеличивает предложение, и наоборот, уменьшение спроса сокращает предложение. Рынок способствует развитию конкуренции между производителями товаров и услуг. Конкуренция в свою очередь ведет к установлению более рациональных форм хозяйствования и производства, освобождая экономическую систему от слабых и несостоятельных участников.
Несмотря на то, что экономическая сфера общества – это, прежде всего, сфера производства и распределения, материальных благ, сознание человека органично включено во все звенья экономической системы. Субъектом экономических отношений выступает человек, он осуществляет обмен, куплю, продажу, его действия определенным образом мотивированы, продуманы и т.п. Кроме того, человек является главной производительной силой и, таким образом, принципиально неустраним из сферы экономических материальных отношений.
Экономическая сфера общества напрямую связана с политической и правовой. Отношения собственности являются правовыми отношениями, а государство – центральный элемент политической системы оказывает более или менее глубокое влияние на экономические процессы. Можно говорить, что не только экономика порождает политику и право, но и они, в свою очередь, оказывают влияние на экономическую сферу. В этой связи одним из важнейших является вопрос о степени влияния государства на экономику. Доктрина классического экономического либерализма, сформулированная А. Смитом в XVIII веке, предполагает полное невмешательство государства в экономическую сферу. Современные экономические концепции не столь категоричны в этом вопросе. Несомненно, государство вмешивается в рынок через контроль над правовыми институтами. Государство должно контролировать количество денежной массы, поддерживать ту часть населения, которая не может полноценно участвовать в конкуренции (дети, старики, больные), обеспечивать минимальный уровень заработной платы, финансировать фундаментальные научные исследования, в случае необходимости предпринимать антикризисные меры и т.п. Однако вмешательство государства в экономику имеет пределы, нарушение которых блокирует регулирующую функцию рынка. В нормально функционирующей экономической системе государство влияет на экономику, но не подменяет собой рыночные механизмы.
Более опосредованной оказывается связь экономической и духовной сфер общества. Однако свидетельством того, что подобная связь существует, может быть, следующий факт. В странах, где доминирующей религией является протестантизм, утвердилась наиболее эффективная экономическая система. Напротив, страны, где принято православие, оказываются наименее экономически развитыми. В протестантском мировоззрении профессиональный успех является косвенным свидетельством богоизбранности человека, его предопределенности к спасению. Грехом является отсутствие работы, если она возможна. В православном мировоззрении, напротив, работа есть наказание за грехи, и труд иначе, как тяжким, не называется. Само желание заработать рассматривается как грех. Конечно, о прямом влиянии религии на экономику говорить, пожалуй, не следует, однако религиозные воззрения могут опосредованным образом стимулировать или, напротив, тормозить развитие экономики.
- Оглавление
- Тема I. Особенности философского знания………….9
- Тема II. Развитие философского знания.
- Тема III. Философское учение о бытии…………………69
- Тема IV. Философское учение об обществе………….108
- Тема V. Философское учение о человеке…………….133
- Тема VI. Философское учение о сознании…………...144
- Тема VII. Философское учение о познании………….175
- Тема VIII. Будущее человека и человечества………209
- Предисловие
- Тема I . Философия: предмет, сущность, функции место и роль философии в культуре. Особенности философского знания
- 1. 1. Место философии в системе духовной культуры
- 1. 2. Современное представление о философии
- 1. 3. Философия как мировоззрение – есть предельное обобщение всего сущего через универсальные категории бытия
- 1. 4. Становление философии. Философия и мифология
- 1. 5. Религиозная, философская и научная картины мира.
- 1. 6. Основные этапы развития философии и основные достижения философии, структура ядра философского знания
- 1. 7. Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
- 1. 8. Основные функции философии
- 1. 9 . Структура философского знания и типология философских учений
- Тема II. Развитие философского знания.
- 2.1. Античная философия
- 2.2. Европейская философия Средних веков
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения
- 2. 4. Философия Нового времени и Просвещения
- 2. 5. Немецкая классическая философия
- 2. 6. Постклассическая философия
- 2. 7. Основные направления философии XX века
- Тема: III. Философское учение о бытии
- 3. 1. Понятие бытия
- 3. 2. Категория бытия в истории философии
- 3. 3. Онтология как учение о бытии и о содержании мира
- 3. 4. Концепция бытия человека. Понятие полноты бытия и собранного субъекта в философии м. Мамардашвили
- 3. 5. Материя, как философская категория
- 3. 6. Структурные уровни организации материи и универсальные свойства материи
- 3. 7. Проблема единства и многообразия мира
- 3. 8. Системная организация мира
- 3. 9. Движение как способ существования материи
- 3. 10. Пространство и время как формы существования
- 3. 11. Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика и синергетика
- 3. 12. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности
- 3. 13. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности
- 3. 14. Проблемные вопросы онтологии
- 4. 1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества
- 4. 2. Экономическая сфера общества
- 4. 3. Политическая и правовая сферы общества
- 4. 4. Социальная сфера общества как система связей
- 4. 5. Духовная сфера общества
- 4. 6. Личность в обществе и истории
- 4. 7. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса
- 4. 8. Культура и цивилизация. «Формационная» и «цивилизационная» концепции истории
- Тема V. Философское учение о человеке
- 5. 1. Проблема человека в истории философии
- 5. 2. Индивид, личность, индивидуальность
- 5. 3. Человек, общество и природа
- 5. 4. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы
- Тема VI. Философское учение о сознании
- 6.1. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии
- 6. 2. Структура сознания. Сознание и самосознание
- 6. 3. «Сознание – бытие» в наследии м.Мамардашвили
- 6. 4. Сознательное и бессознательное
- 6. 5. Познавательные способности человека
- 6. 6. Мышление и язык
- 6. 7. Сознание и мозг
- 6. 8. Проблема идеального начала
- 6.9. Неизбежность метафизики по лекции м.Мамардашвили Обоснование необходимости творчества
- Тема VII. Философское учение о познании
- 7. 1. Проблема познания в гносеологии
- 7. 2. Понятие истины. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины
- 7. 3. Проблема критериев истины
- 7. 4. Виды знания. Понятие науки. Взаимосвязь философии и науки
- 7. 5. Проблема критериев научности
- 7. 6. Принципы научного познания по м. Мамардашвили
- 7. 7. Структура научного знания
- 7. 8. Развитие науки. Понятие научной революции
- 6. 8. Методы и формы научного познания
- 7. 10. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм
- 7. 11. Типы рациональности. Научная и философская рациональность
- 7. 12. Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание
- Тема VIII: будущее человека и человечества. Возможные сценарии
- Литература
- Словарь терминов.
- Тема 1. Особенности философского знания
- Тема 2. Развитие философского знания.
- Тема 3. Философское учение о бытии
- Тема 4. Философское учение об обществе
- Тема 5. Философское учение о человеке
- Тема 6. Философское учение о сознании
- Тема 7. Философское учение о познании.