Тема II. Развитие философского знания.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ
2.1. Античная философия.
2.2. Европейская философия Средних веков.
2.3. Философия эпохи Возрождения.
2.4. Философия Нового времени и Просвещения.
2.5. Немецкая классическая философия.
2.6. Постклассическая философия.
2.7. Основные направления философии XX века.
По М. Мамардашвили, «Все исторические формы философии – это личностный эксперимент по созданию мира, в котором через понятия философии, через перевод обыденного сознания в интеллектуальные порядки выявляется мир, в котором можно жить лучше. Поэтому философия – это почти всегда работа на уровне интеллектуальных пределов, а личность философа – это жизнь в этой протоплазме пределов. Философия это вечное удивление, что человек производится, потому что философия понимает, что это самое большое чудо, которое только бывает. Платон, Сократ, Христос, осуществив этот бытийно-личностный эксперимент, оставили нам изобретённые формы жизни»
Основные идеи крупнейших представителей философии мы будем рассматривать в ходе изучения соответствующих теоретических вопросов. В этой лекции мы лишь бросим беглый взгляд на двух с половиной тысячелетнюю историю мировой философии и приведем схему её основных направлений.
Прежде чем перейти к разнообразию подходов, остановимся ещё на одном принципиальном моменте, суть которого – «презумпция ума». В обычных человеческих ситуациях существует такое правило, как вежливость, – допущение, что другой человек не хуже тебя и не дурак. Значит, есть какие-то вещи, которые тебе приходят в голову относительно другого человека, но ты не должен их выражать. Запрет! И в философии есть правило, так же как в юриспруденции, где аналогом вежливости является допущение отсутствия вины, если она не доказана, презумпция невиновности. А в философии есть презумпция ума. Она означает, что если берёшь книжку в руки, то каким бы роковым именем не назывался автор, Платон или кто-то ещё, существует презумпция, касающаяся ума философа. Таким образом, презумпция ума философа – это простое гигиеническое правило вежливости.
Сито истории многое отсеивает, но всё, что должно остаться остаётся и помнится. Например, Платон говорит, что вещи – продукты идей, а правило презумпции ума предупреждает: простите, не может быть, чтобы он имел в виду, что акты мысли порождают вещи буквально. Мысль порождает вещи? А может, он что-то другое хотел сказать? И тогда, гигиенически обезопасив себя от собственной глупости, мы можем начать понимать, что Платон имел в виду. – Акт трансцендирования – выход за рамки природно данного, иногда даже не относящийся к предмету непосредственно – Бог, например, или «душа» – у Платона, «врождённые идеи» – у Декарта. Хотя души, считается, что нет, как и врождённых идей. То есть, нет таких идей, которые бы лежали в нашей душе, как в колодце камушки. То есть, это слова с особым сверхопытным значением. И философия полна таких слов.
- Оглавление
- Тема I. Особенности философского знания………….9
- Тема II. Развитие философского знания.
- Тема III. Философское учение о бытии…………………69
- Тема IV. Философское учение об обществе………….108
- Тема V. Философское учение о человеке…………….133
- Тема VI. Философское учение о сознании…………...144
- Тема VII. Философское учение о познании………….175
- Тема VIII. Будущее человека и человечества………209
- Предисловие
- Тема I . Философия: предмет, сущность, функции место и роль философии в культуре. Особенности философского знания
- 1. 1. Место философии в системе духовной культуры
- 1. 2. Современное представление о философии
- 1. 3. Философия как мировоззрение – есть предельное обобщение всего сущего через универсальные категории бытия
- 1. 4. Становление философии. Философия и мифология
- 1. 5. Религиозная, философская и научная картины мира.
- 1. 6. Основные этапы развития философии и основные достижения философии, структура ядра философского знания
- 1. 7. Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
- 1. 8. Основные функции философии
- 1. 9 . Структура философского знания и типология философских учений
- Тема II. Развитие философского знания.
- 2.1. Античная философия
- 2.2. Европейская философия Средних веков
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения
- 2. 4. Философия Нового времени и Просвещения
- 2. 5. Немецкая классическая философия
- 2. 6. Постклассическая философия
- 2. 7. Основные направления философии XX века
- Тема: III. Философское учение о бытии
- 3. 1. Понятие бытия
- 3. 2. Категория бытия в истории философии
- 3. 3. Онтология как учение о бытии и о содержании мира
- 3. 4. Концепция бытия человека. Понятие полноты бытия и собранного субъекта в философии м. Мамардашвили
- 3. 5. Материя, как философская категория
- 3. 6. Структурные уровни организации материи и универсальные свойства материи
- 3. 7. Проблема единства и многообразия мира
- 3. 8. Системная организация мира
- 3. 9. Движение как способ существования материи
- 3. 10. Пространство и время как формы существования
- 3. 11. Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика и синергетика
- 3. 12. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности
- 3. 13. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности
- 3. 14. Проблемные вопросы онтологии
- 4. 1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества
- 4. 2. Экономическая сфера общества
- 4. 3. Политическая и правовая сферы общества
- 4. 4. Социальная сфера общества как система связей
- 4. 5. Духовная сфера общества
- 4. 6. Личность в обществе и истории
- 4. 7. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса
- 4. 8. Культура и цивилизация. «Формационная» и «цивилизационная» концепции истории
- Тема V. Философское учение о человеке
- 5. 1. Проблема человека в истории философии
- 5. 2. Индивид, личность, индивидуальность
- 5. 3. Человек, общество и природа
- 5. 4. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы
- Тема VI. Философское учение о сознании
- 6.1. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии
- 6. 2. Структура сознания. Сознание и самосознание
- 6. 3. «Сознание – бытие» в наследии м.Мамардашвили
- 6. 4. Сознательное и бессознательное
- 6. 5. Познавательные способности человека
- 6. 6. Мышление и язык
- 6. 7. Сознание и мозг
- 6. 8. Проблема идеального начала
- 6.9. Неизбежность метафизики по лекции м.Мамардашвили Обоснование необходимости творчества
- Тема VII. Философское учение о познании
- 7. 1. Проблема познания в гносеологии
- 7. 2. Понятие истины. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины
- 7. 3. Проблема критериев истины
- 7. 4. Виды знания. Понятие науки. Взаимосвязь философии и науки
- 7. 5. Проблема критериев научности
- 7. 6. Принципы научного познания по м. Мамардашвили
- 7. 7. Структура научного знания
- 7. 8. Развитие науки. Понятие научной революции
- 6. 8. Методы и формы научного познания
- 7. 10. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм
- 7. 11. Типы рациональности. Научная и философская рациональность
- 7. 12. Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание
- Тема VIII: будущее человека и человечества. Возможные сценарии
- Литература
- Словарь терминов.
- Тема 1. Особенности философского знания
- Тема 2. Развитие философского знания.
- Тема 3. Философское учение о бытии
- Тема 4. Философское учение об обществе
- Тема 5. Философское учение о человеке
- Тема 6. Философское учение о сознании
- Тема 7. Философское учение о познании.