logo
Лекции по философии

6. 7. Сознание и мозг

Проблема соотношения сознания и мозга находится на стыке философии и конкретно-научных дисциплин. Фило­софское решение этой проблемы представлено в трех вари­антах. Дуалистическая концепция рассматривает материю и сознание как две независящие друг от друга субстанции, существующие по собственным законам. Идеализм призна­ет первичным духовное начало, а материю рассматривает как одно из проявлений духовной субстанции. Материа­лизм, напротив, сводит сознание к одному из типов мате­риальных процессов и называет сознание функцией высо­коорганизованной материи.

Наука в силу особенностей этого типа знания тяготеет к материалистической форме мировоззрения. Однако абст­рактное философское положение о первичности материи и вторичности сознания не может удовлетворить науку, стре­мящуюся выявить механизмы взаимосвязей материи и со­знания, наполнить конкретным смыслом представление об особой специфике процессов сознания и подтвердить не­возможность их существования вне материи.

Формулируя суть общенаучной проблемы «сознание – мозг», отечественный учёный Д. Дубровский сводит её к двум вопросам: Каким образом явление субъективной реальности свя­зано с мозговым процессом, если явлениям субъективной реальности невозможно приписать физических характерис­тик, а мозговые процессы ими обладают? Как объяснить управляющую функцию субъективных процессов, т.е. каким образом сознание управляет физиче­скими действиями человека?

Д. Дубровский предлагает информационную модель для интерпретации проблемы сознание – мозг. Сознание – особый тип информации, поэтому отношение между мате­риальным и психическим следует рассматривать как отно­шение между носителем информации и самой информаци­ей. Сознание отличается от других типов информации по своему кодовому воплощению. Кодом для сознания высту­пают мозговые нейродинамические процессы: сознание – образ, а мозговой процесс – код для этого образа. Между любой информацией и ее материальным носителем устанав­ливается нефизическая связь. Управляющая функция созна­ния объяснима его информационной природой. Как и любая информация, сознание имеет содержательную и ценностную характеристики и становится фактором управления.

Особенностью сознания является то, что оно есть ин­формация о предмете, но не о коде – нейрофизиологиче­ском процессе в мозге – носителе этой информации. Сам нейродинамический процесс остается скрытым от сознания. Другой особенностью сознательной информации является то, что один и тот же образ может передаваться бесчислен­ным количеством кодов. Это обстоятельство подтверждается научными и медицинскими данными. Если у человека по­вреждается какая-то часть мозга, другие сферы берут на себя выполнение ее функций: правое полушарие может ча­стично выполнять функции левого, и наоборот.

В информационной концепции сознания приемлемым образом, с точки зрения современных научных данных, конк­ретизируется философское положение о первичности мате­риального и неразрывной связи материального и психиче­ского, а также объясняются конкретные механизмы связи материального и психического. Именно поэтому ин­формационную модель соотношения сознания и мозга с успехом используют не только философы, но и представи­тели конкретно-научных дисциплин.