logo
Лекции по философии

4. 6. Личность в обществе и истории

Взгляд на историю человечества выявляет действие двух типов факторов: объективных и субъективных. Под объективными факторами исторического процесса понима­ют природно-климатические и экономические моменты. Под субъективным фактором исторического процесса по­нимают деятельность людей, которая совершается в соот­ветствии с какими-то намерениями, идеями, эмоциями и т.п. В отличие от природы, где эволюция происходит неза­висимо от деятельности людей, история не может разви­ваться помимо человека. Историю творят люди, а не над­личностные силы.

Однако, несмотря на то, что законы общества действуют через людей и благодаря людям, они объективны. Обще­ственные законы носят статистический характер, это законы тенденции, складывающиеся в результате действий отдельных личностей, векторы которых могут быть различными. Своей деятельностью человек смягчает или усиливает действие закона, тормозит или ускоряет его, од­нако он не может его отменить.

Как писал К. Ясперс, «мы стремимся понять историю как некое целое, чтобы тем самым понять и себя. История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. История — осно­ва, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека. Историческое воззрение создает ту сферу, в которой пробуждается наше понимание природы челове­ка». Немецкий философ подчеркивает неразрывную связь человеческого и исторического бытия, а также их взаимную обусловленность.

Может ли отдельный человек повлиять на ход истори­ческих событий? Если исходить из представления, что ис­тория фатальна, что в ней действуют жесткие законы, на которые невозможно повлиять, то, очевидно, ответом бу­дет: отдельная личность не может оставить свой индивиду­альный след в истории. Однако, думается, более верной яв­ляется позиция, согласно которой история представляет собой не однолинейный процесс. Исторический процесс имеет веерный характер, каждая историческая ситуация ос­тавляет несколько вариантов дальнейшего развития собы­тий. От действий отдельных личностей, которые случайно или закономерно оказались на гребне исторической волны, зависит, какая из возможностей реализуется в данный мо­мент. Люди не марионетки, а активные участники истории. Конечно, человек действует в заданных обстоятельствах, его личность сформирована в определенных условиях и т.п. Но, будучи таким, каков он есть, человек, тем не менее, свободен, он может предпочесть тот или иной вариант действий и тем самым способствовать развитию ситуации в определенном направлении. В истории нет фатальности, и личность может активно проявить себя. Как считает А. Тойнби, личность равновелика истории, поскольку без личности история не существует.

Следует лишь добавить, что в каждой исторической си­туации действуют множество людей, и все они имеют соб­ственные намерения, замыслы, движимы страстями и т.п. Общий вектор исторического развития складывается из действий миллионов. Но анонимность исторического про­цесса не отменяет его личностного характера.

Историю делает множество людей. Однако отдельные группы или личности в силу своего положения, власти или случайных обстоятельств могут повлиять на ход истори­ческого процесса серьезнее, чем другие. Люди, оказавшие­ся на пике исторических событий, – лидеры, военачальни­ки, религиозные деятели – принимают решения, отдают приказы, подписывают договоры, и эти акты их личной воли оказывают существенное влияние на ход событий, причем как положительное, так и отрицательное. А если иметь в виду историю человеческого духа, то личностный фактор становится еще более очевидным. Духовную исто­рию делают именно отдельные личности, а не большие массы людей.

Сам факт выдвижения той или иной личности на аванс­цену истории – случайность. Чтобы оказаться соразмер­ной обстоятельствам, личность должна обладать опреде­ленными свойствами. Конкретная историческая ситуация требует проявления конкретных психологических и лично­стных качеств. В современной социальной психологии описывается общее свойство, присущее всем великим ис­торическим персонажам: харизма.

Харизма определяется различным образом: дар свыше, исключительная одаренность; исключительные качества личности, вызывающие уважение со стороны окружа­ющих, позволяющие подчинять своей воде; искусство оча­ровывать окружающих и увлекать их за собой и т.д. «Эта притягательность, – пишет С. Московичи, – заставляет умолкнуть все сомнения нравственного порядка, опроки­дывает всякое законное противодействие лидеру и превра­щает узурпатора героя».

Основное качество харизматической личности – вера. Харизматический вождь верит во все, что говорит или де­лает, для него борьба за власть совпадает с борьбой за ин­тересы народа, революции, партии и т.п. Именно поэтому

Г. Гегель говорил, что великие личности не принадлежат сами себе, они выступают лицом, волей и духом народа.

Второе качество харизматической личности – преобла­дание смелости над интеллектом. Как считает С. Моско­вичи, людей, способных проанализировать ситуацию и предложить решение, в политике достаточно много. Они представляют собой советников, экспертов и исполните­лей. Но теория ничего не значит без воли к действию, без умения увлечь людей.

Третье свойство харизматической личности – автори­тет. Человек, обладающий им, заставляет повиноваться и, следовательно, добивается того, к чему стремится. С. Мос­ковичи различает авторитет должности и авторитет лично­сти. Принадлежа к данной семье или к конкретному клас­су, человек приобретает частицу авторитета, придаваемого традицией, даже если он не обладает никакой личностной значимостью и никакими собственными талантами, его ав­торитет связан с местом в социальной иерархии – это ав­торитет должности. Авторитет личности независим от внешних признаков власти или социального положения, он исходит от личности, которая очаровывает, притягивает, внушает. В стабильных и жестко иерархизированных обще­ствах преобладает должностной авторитет, в современных обществах с большими возможностями горизонтальной и вертикальной мобильности единственным авторитетом ста­новится авторитет личности.

Следует заметить, что насколько харизматическая лич­ность владеет массой, настолько она зависима от нее. Если нет массы, нет вождя. Кроме того, ни одна личность, будь она трижды харизматической, не сможет повлиять на ход истории в одиночку, ее воля должна реализоваться в совме­стных действиях больших групп людей. Таким образом, личность и массы – два противоположных полюса исто­рического процесса, определяющие его ход и содержание.

Итак, наличие закономерностей в историческом процес­се предполагает свободное действие человека. Из действий отдельных людей складываются исторические события. Причем общий результат может оказаться совершенно не­ожиданным. Свобода и необходимость в истории оказыва­ются тесно связанными. Необходимость исторического процесса осуществляется благодаря свободной деятельнос­ти отдельных людей, преследующих собственные частные интересы. Но, как писал А. Смит, «преследуя свои соб­ственные интересы, он (человек – прим. авт.) часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».