3. 3. Онтология как учение о бытии и о содержании мира
Конкретное наполнение пустого абстрактного понятия «бытие» отражает категория субстанции. Вводя понятие субстанции, философы от констатации наличия бытия переходят к выяснению вопроса о том, что же именно существует. «Субстанция» означает первооснову всего сущего, то, посредством чего все вещи существуют. Субстанция может пониматься как в материалистическом, так и в идеалистическом духе. Поэтому споры о материальной или духовной природе субстанции в философии ведутся на протяжении нескольких веков.
Поскольку зависимость мировоззренческих проблем часто обнаруживает связь с онтологией – учением о бытии, поясним, что сама проблема «субстанции» тоже эволюционировала. Не случайно, по М. Мамардашвили, философия родилась от удивления, что порядок возможен.
Мы уже говорили о том, что проблема бытия встает в изломах человеческого существования как надежда на собственное бытие. (Может быть, поэтому первая книга Моисея в Библии так и называется «Книга Бытия»). Пытаясь осмыслить многообразие мира, человек встает перед проблемой единства этого многообразия. Есть ли единая основа этого многообразия, каким образом оно появляется, что с ним происходит, куда оно девается? Поддаётся ли оно управлению?
Выше мы отметили, что категорией, выражающей суть этой проблемы, является «субстанция» (от латинского слова – сущность). Субстанция – это то, что существует благодаря самой себе, что лежит в основе, по определению
Б. Спинозы, обеспечивает единство многообразия, – неизменная и неуничтожимая первооснова бытия, в противоположность его меняющимся свойствам, состояниям, формам. У Б. Спинозы это сама природа, существующая через модусы – разновидность, проявление чего-либо. Д. Беркли считает наоборот, что субстанцией является дух. В соответствии с общей направленностью той или иной концепции, то есть в зависимости от их субстанциональной основы выделяются различные модели, бытия:
– монизм, где в качестве субстанции мыслится одна основа – «моно» – один, например – материализм и идеализм;
– дуализм – «ду» – два – философия Декарта;
– и плюрализм – множество субстанций – Эмпедокл, Лейбниц.
Так у Декарта кроме абсолютной субстанции – Бога, есть две сотворенные – телесная и духовная. Б. Спиноза ограничивается одной субстанцией, которую называет Богом, или природой. Для Д. Юма субстанция лишь ассоциация восприятий, нецелостность обыденного сознания. У И. Канта субстанция – условие возможного синтеза опыта в восприятии, но у него уже, в отличие от других, субстанция изменчивое состояние мира. Этот подход развивает и Г. Гегель, подчеркивая внутреннюю противоречивость и способность к саморазвитию.
Значение понятия субстанции состоит в том, что оно позволило в границах гносеологии (учения о познании) противопоставить сущность и явление, актуализировать проблему различия между неизменным и изменяющимся миром, между бытием мира и бытием в мире, отличить конечное и бесконечное.
Но, появившись как потребность внести в мир определённость, понятие «субстанции» тоже вышло из берегов, т.е. стало текучим, меняющимся, и опять появилось сомнение в целесообразности её как фундаментальной категории. Сам термин стал употребляться в значении субстрат вещей. Поэтому уже в эпоху Просвещения такое редуцированное понятие «субстанции» уступает место понятию «материи», эвристический потенциал которого был на порядок выше, т.к. оно определялось через сознание. Движение стало способом существования материи, а пространство и время – формами существования материи.
Итак, если философия – наука о смыслах бытия, то онтология – предметная матрица философии, которая соединяет все смыслы, определяя интегративный подход к миру. Выдвинув понятие «Бытия» философия совершила всемирно-исторический переворот, предложив иные, нетрадиционные, предельные основания стабильности мира, объединив сознание людей на основе космического, всеобщего мышления, которое собирало мир в целостность.
Отыскивая это всеобщее начало, философия фактически уравнивала традиции и культуры, перерезая связь индивида с родом, с конкретностью культуры. Появилась возможность рассматривать историю людей как всеобщую, а не локально-национальную. Чаще всего проблема конкретизации бытия осуществляется с помощью следующих тем: един или множественен мир, изменчив или неизменен этот мир, подчиняется законам, или осуществляется произвольно. Иногда он как бы тонет в текущих, промежуточных вопросах, растворяясь в гносеологических, антропологических, социальных, экономических, аксиологических проблемах, однако вновь воспроизводится на новой основе и в иной интерпретации, обнаруживая глубинные первоосновы бытия.
Значение онтологической концепции бытия состояло в том, что это была многомерная система координат, которая стала базовым основанием всех обобщений. Цель этой системы – трансценденция субстанционального бытия – человека – «ненаглядная форма знания о ненаглядном бытии». И все вопросы философии об этом, о человеческом содержании жизни, все остальные входят в него.
С этой точки зрения (по М. Мамардашвили) все исторические формы философии: Античная, Средневековая, Возрождение, Новое время, Западная и Русская философия – это выявление такого бытия мира, в котором можно жить лучше. И вся история мировой философии, включая мифологию, религию, науку, искусство, философию – это формы отношения к бытию». В философии вообще нет никакой отдельной теории познания, этики, эстетики, а есть одна дисциплина – учение о бытии. Но поскольку бытие человека содержит в себе эти вещи, она и об этом. Они характеристики бытия человека.
С этой точки зрения все основные направления философии – лишь ветви и решения этого основного вопроса философии: Почему есть нечто, а ни ничто и почему есть многое, а не одно? – (М. Мамардашвили). – Потому что есть человек, как безосновное нечто, хрупкий эксперимент, и он ниоткуда не вытекает, ни из каких правил и законов, а существует только благодаря этой множественной случайности самобытия.
Все другие слова: причины, интересы, желания, нормы, законы, содержат в себе указание на что-то внешнее. Но когда мы говорим личность, мы имеем в виду нечто, принципиально иное, основанием чего, является само нечто. Оно как добродетель и совесть – конкретные акты бытия, как и бытие, – тоже безосновны, не выводимы и потому каждый раз должны свершаться заново, в результате понимания. Потому что – нет понимания, – и не будет никакого бытия. А что будет? – инволюция, энтропия, хаос.
То же самое совесть. С наказанием за проступок всегда можно ужиться, но есть одна инстанция, – говорит М. Мамардашвили, – с наказанием которой ужиться нельзя. Это – ты сам. Это – невыносимо. Всё остальное можно вынести. Так вот эта инстанция невыносимости и есть совесть. Вот всё, что «по – Совести» и стало называться в философии – тайной, в отличие от проблем, которые можно разрешить. Тайна есть в каждом человеке, нет человека без тайны. И завоевание этой тайны делает человека свободным, если у него есть необходимость совести. «Если бы всё зависело от рационального понимания, то уверяю вас, её итогом были бы гроб и свечи». Такая жизнь кончилась бы сразу, распалась во всеобщем аду.
Итак, основными формами бытия являются: первая природа, вторая природа, бытие человека – природное и социальное, социальное бытие человека и общества, духовное бытие. Решение проблемы разное в религии, науке, философии. Соответственно формируются: религиозные, научные, философские картины мира.
- Оглавление
- Тема I. Особенности философского знания………….9
- Тема II. Развитие философского знания.
- Тема III. Философское учение о бытии…………………69
- Тема IV. Философское учение об обществе………….108
- Тема V. Философское учение о человеке…………….133
- Тема VI. Философское учение о сознании…………...144
- Тема VII. Философское учение о познании………….175
- Тема VIII. Будущее человека и человечества………209
- Предисловие
- Тема I . Философия: предмет, сущность, функции место и роль философии в культуре. Особенности философского знания
- 1. 1. Место философии в системе духовной культуры
- 1. 2. Современное представление о философии
- 1. 3. Философия как мировоззрение – есть предельное обобщение всего сущего через универсальные категории бытия
- 1. 4. Становление философии. Философия и мифология
- 1. 5. Религиозная, философская и научная картины мира.
- 1. 6. Основные этапы развития философии и основные достижения философии, структура ядра философского знания
- 1. 7. Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
- 1. 8. Основные функции философии
- 1. 9 . Структура философского знания и типология философских учений
- Тема II. Развитие философского знания.
- 2.1. Античная философия
- 2.2. Европейская философия Средних веков
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения
- 2. 4. Философия Нового времени и Просвещения
- 2. 5. Немецкая классическая философия
- 2. 6. Постклассическая философия
- 2. 7. Основные направления философии XX века
- Тема: III. Философское учение о бытии
- 3. 1. Понятие бытия
- 3. 2. Категория бытия в истории философии
- 3. 3. Онтология как учение о бытии и о содержании мира
- 3. 4. Концепция бытия человека. Понятие полноты бытия и собранного субъекта в философии м. Мамардашвили
- 3. 5. Материя, как философская категория
- 3. 6. Структурные уровни организации материи и универсальные свойства материи
- 3. 7. Проблема единства и многообразия мира
- 3. 8. Системная организация мира
- 3. 9. Движение как способ существования материи
- 3. 10. Пространство и время как формы существования
- 3. 11. Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика и синергетика
- 3. 12. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности
- 3. 13. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности
- 3. 14. Проблемные вопросы онтологии
- 4. 1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества
- 4. 2. Экономическая сфера общества
- 4. 3. Политическая и правовая сферы общества
- 4. 4. Социальная сфера общества как система связей
- 4. 5. Духовная сфера общества
- 4. 6. Личность в обществе и истории
- 4. 7. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса
- 4. 8. Культура и цивилизация. «Формационная» и «цивилизационная» концепции истории
- Тема V. Философское учение о человеке
- 5. 1. Проблема человека в истории философии
- 5. 2. Индивид, личность, индивидуальность
- 5. 3. Человек, общество и природа
- 5. 4. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы
- Тема VI. Философское учение о сознании
- 6.1. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии
- 6. 2. Структура сознания. Сознание и самосознание
- 6. 3. «Сознание – бытие» в наследии м.Мамардашвили
- 6. 4. Сознательное и бессознательное
- 6. 5. Познавательные способности человека
- 6. 6. Мышление и язык
- 6. 7. Сознание и мозг
- 6. 8. Проблема идеального начала
- 6.9. Неизбежность метафизики по лекции м.Мамардашвили Обоснование необходимости творчества
- Тема VII. Философское учение о познании
- 7. 1. Проблема познания в гносеологии
- 7. 2. Понятие истины. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины
- 7. 3. Проблема критериев истины
- 7. 4. Виды знания. Понятие науки. Взаимосвязь философии и науки
- 7. 5. Проблема критериев научности
- 7. 6. Принципы научного познания по м. Мамардашвили
- 7. 7. Структура научного знания
- 7. 8. Развитие науки. Понятие научной революции
- 6. 8. Методы и формы научного познания
- 7. 10. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм
- 7. 11. Типы рациональности. Научная и философская рациональность
- 7. 12. Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание
- Тема VIII: будущее человека и человечества. Возможные сценарии
- Литература
- Словарь терминов.
- Тема 1. Особенности философского знания
- Тема 2. Развитие философского знания.
- Тема 3. Философское учение о бытии
- Тема 4. Философское учение об обществе
- Тема 5. Философское учение о человеке
- Тема 6. Философское учение о сознании
- Тема 7. Философское учение о познании.