logo
Лекции по философии

1. 1. Место философии в системе духовной культуры

Сам мир культуры был изобретён человеком как такой мир, через который человек становится человеком, поскольку человек не есть естественная данность. Вот в этом компоте и образовались первые вишенки философии. Но, созрев, они создали некую лимфу, некую протоплазму для многих других вещей, в том числе и для научного мышления.

М.Мамардашвили

В сказке котёнок с улицы Лизюкова у вороны спрашивает: ворона, ворона, ты можешь меня сделать большим и толстым, чтобы я никого не боялся? Ворона задумались, а потом стала вспоминать особенные волшебные слова, чтобы сделать котёнка смелым. Вот из таких волшебных слов и состоит вся философия. Её назначение делать человека сильным, смелым, и непотопляемым.

Неискушенный человек соотнесет слово «философия» прежде всего со словом «культура», тем самым интуитивно уловив связь этих явлений. И это будет правильно! В отечественном наследии культура – основная сфера применения философии, фундаментальное основание человеческого бытия, определяющее все другие способы организации жизни.

Главное, что фиксируется в понятии «культура» – отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура – это именно то, что отличает человека от животных в результате длительной эволюции биологического и социального. И потому она представляет собой изобретённый универсальный способ человеческого существования, воплощающий человеческие стремле­ния, переживания и достижения, является первоосновной, живой, рождающей формой, требующей непрерывного продолжения и переорганизации. Не случайно основным признаком жизни на социальном уровне в отечественной философии является рождаемость новых культурных форм, где культура индивидуального существования означает способность продолжить развитие культуры – это и есть основной принцип, определяющий её организацию как живой формы.

Создавая новые культурные ценности и смыслы, человек как бы преодолевает свою социальную и природную огра­ниченность. Именно поэтому наиболее адекватный способ культурного существования личности – творчество – ведущий принцип будущей личностной культуры и основной признак личности. Где основное организующее начало культуры, начало начал, и критерий качественного переопределения культурного созидательного пространства – личность. А сама личность – это не то, что фонтанирует изобилием природных сил и страстью, а то, что их преобразует в творчество, не то, что освободилось от культуры, а то, что в ответе за каждую высоту культуры и её продолжение.

Всё это ставит задачу прогнозирования и конструирования новой культурной реальности. Основной центр генерирования новой культуры – культура индивидуального существования. Её историческое содержание и философские основания и определяет философия, ибо никакого коллективного сознания нет, и тем более – коллективного творчества, есть творчество индивидуального лица.

Таким образом, очевидно, что понятие «культу­ра» более широкое. Помимо философии в сферу культуры входят религия, наука, искусство, мифология, политика, право, мораль – способы человеческого существования, формы поддержки его в пространстве человеческого существования. Хотя чаше эти основ­ные компоненты духовной культуры называют фор­мами общественного сознания.

Каждая из названных форм имеет собственный предмет, выделяемый из общего контекста культуры, и свой специфический способ функци­онирования, определяя необходимые для выживания исторические особенности человеческой культуры в целом. Философская культура – специализированная сфера культуры, содержанием которой является рефлексия (размышление) над вечными проблемами человеческого существования, над универсалиями бытия человека и мира, смысложизненные проблемы.

Итак, философия рождается как искусство ответов на самые сложные вопросы бытия 2,5 тысячи лет назад. Возникает одновременно во всех мировых центрах: Индии, Китае, Риме, изредка уточняя своё назначение в истории.

Поскольку считается, что фундамент культуры составляют знания и ценности, удовлетворяющие исторические потребности людей, философия в пространстве культуры представляет собой одновременно и знания, и ценности, и поэтому её часто называют рефлексией над основаниями культуры, квинтэссенцией сознания исторической эпо­хи. И это действительно так. Но сегодня выясняется, что это только часть правды.

Фактически, в современных условиях её роль выросла настолько, что она стала методологией преобразования культуры и человека через самого человека. Поэтому сегодня основное назначение философии в отечественной культуре – это воспроизводство взаимосвязи культуры в целом с культурой индивидуального существования. Основной её функцией становится прогнозирование и выявление перспектив и механизмов личностной культуры. Поэтому вся отечественная философия сосредоточена вокруг проблем человека, и на развитии личностных структур, – персоналистического мышления, самоорганизации психики, различных форм со-бытия людей. Философия, имея дело с постоянно меняющейся реаль­ностью, вскрывает общезначимые смыслы. Они, эти смысложизненные ценности и составляют ядро философии, они и определяют природу философского знания.

Черпая все свои проблемы из жизни, философия пре­одолевает познанное, и стремится заглянуть за горизонт «известного». Отсюда проблематичность философского знания, которое всегда существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в ту или иную конкретную эпоху. Именно поэтому все философские вопросы выходят за пределы фактического мира.

Разница определений – не субъективизм авторов, а сложность предмета и его эволюция. Возможно, потому целый ряд авторов считает, что философия как форма выражения предельных вопросов бытия человека родилась от удивления, что человеческое возможно. Стремясь стать, всеобщей формой понимания мира и человека, она воплощает назначение творчества в человеческой жизни и саму его непрерывность.

Только философия позволяет объять «необъятное», за счет выделения главного, поскольку многознание мудрости не даёт. Во всём надо увидеть основу и то, как эта основа восходит к отдельным явлениям. Именно эти основания и делают философию наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Универсализм философского мышления позволяет его использовать везде. Отсюда, ни с чем не сравнимая значимость философии для человеческой культуры. Необходимо только выработать привычку философски смотреть на вещи, видеть связь «отдельного» и «всеобщего». И она будет «достраивать» все наши дела и заботы до высшего смысла, преодолевая случайный характер человеческого существования.

Не случайно, философию нередко так и определяют как науку о человеческих возможностях. И это ещё раз акцентирует центральность проблем человека в мире, отсюда потребность человека в целостном мировосприятии, необходимость понять состояние мира, направленность его развития, поскольку его смысловая незавершенность неоднократно останавливала историю.

Всё дело в том, что мир изменяется, благодаря человеку, и его человеческим качествам. Не случайно, один из самых значимых философов ХХ века М. Мамардашвили, её так и определил, как ненаглядную науку о «ненаглядном». То есть науку о том, что в религиях называется «нестираемый лик», что определяет человеческий порядок жизни – развитие человеческих способов существования. Эти способы и есть – культура, которая может длиться только через нас, только пока мы её несем и осознаём.

Философия как любовь к мудрости.

Уже этимология термина «философия», означая «любовь к мудрости» – «любовь к Софии», указывает на то главное знание, в котором нуждается бытие. Т.е. субъективная человеческая потребность – выжить во времени по­рождает знания об объективном мире, и в результате формируется соответствующая им культурная субъективность человека, пробуждая к жизни все разумные силы души. Уже у эпикурейцев – философия – как счастье! Всегда необходима и всегда её час, она – метод достижения счастья посредством разума, наука не столько о средствах, сколько о целях и ценностях человеческого бытия. Древнегреческий философ Диоген, ценил философию за то, что она даёт готовность к любому повороту судьбы. А. Македонский, встретив Диогена, который общался с солнцем, (по некоторым версиям – Христа) произнёс: «Если бы я не был Македонским, я хотел бы быть Диогеном».

Автором понятия «философия» считается Пифагор, живший между VI – V веке до н. э., который в содержание термина вкладывал, прежде всего, способность к рефлексии мысли, а позднее – поиск причины вещей. Задачей философии считал постижение смысла происходящего через мышление. Именно эта формулировка потом была дополнена необходимостью не только понять мир, но и преобразовать его.

Историческое освоение мира шло в основном по двум направлениям: материальном и духовном, отсюда два класса ценностей: материальных (общественное производство) и духовных (мифология, религия, искусство – базовые формы освоения мира, построенные по принципу антропоморфизма, из которых и родилась философия и наука). В состав слова антропоморфизм входит два слова – («Антропос» – человек, «морфизм» – форма). Он объясняет мир по образу человека, персонифицируя силы природы и систему отношений между ними. Высшее достижение антропоморфизма – религия, Бог – абсолютная персона.

Придя на смену мифологическому мышлению, философия выдвигает новый принцип объяснения природы – как понимание мира не, по мнению, а по истине. Историческое значение этого принципа состояло в том, что он дал новый, более фундаментальный способ объяснения и освоения мира – через познание. Так философия становится прародительницей науки и в отличие от мифологии выносит на первый план не чувства, а интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив потребность в целостном понимании мира. Не стоит думать, что максимализм пределов давался легко: Христос распят, Сократ отравлен, Эмпедокл сожжён в огне вулкана, Платон – трижды продавался в рабство, Зенон живым истолчён в ступе, Коперник сожжён, Галилей 18 лет томится в темнице, Демокрит остается без глаз. Для чего нужна была эта мудрость? – Для того чтобы уравновесить взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия человека, ибо уже Греция постигла, что просто знания вне человека не имеют смысла.

По легенде Пифагора жизнь можно сравнить с состязаниями, одни приходят в неё, чтобы посмотреть, другие – заключить выгодную сделку, а

третьи – поразмыслить над этим. Так вот эти третьи и есть философы.

По Сократу философия не может быть источником зажиточной жизни, но она может быть источником счастливой жизни, и пояснял: она помогает человеку родиться. Поэтому Гераклит, а вслед за ним и Сократ величие философии видели в способности универсального мышления, считали философию знанием, всегда имеющим отношение к сущности и цели. Ибо цели вбирают хаос бытия и организуют его.

Каковы первоистоки философии?

Согласно Платону, философия есть познание «вечного», непреходящего сущего в вещах. – Некое объективное состояние «Божественного (разумного) Космоса – (порядка)». – «Глаза побудили исследо­вать природу Вселенной, а из этого возникло то, что называется философией, и лучше чего, не было и не будет подарка смертному роду от богов».

Но если для божества у Платона возможно непосредственное созерцание бытия, то для человека подобная цело­стность является идеалом (идеей), смыслом и назначением. Человеку необходимо его знать, потому что только в результате такого отношения к жизни, она продлевается, обретает силу длиться. Поэтому не произвол людей создает философию, а мудрость делает истины философскими, т.е. всеобщими и человечными. Посредством божественной (высшей) мудрости философии пробуждаются человеческие души, формируется разумность людей, указывая им жизненные цели, оберегая человека от обратной полярности бытия. Кроме того, философия помогает вычертить траектории встречного движения малого, чело­веческого ума и большого, планетарного мышления; установить критерии различения мира мыслимого и материально­го, мира вечного и мира становящегося.

Если в целом до появления философии человек был игрушкой обстоятельств и орудием богов в мифологии и религии, то благодаря «божественному подарку» (Платон) – философии – он обретает способность изменить свою космическую участь. Философия – первый шаг на пути преодо­ления человеком своей конечности и ограниченности через при­общение к бесконечности разума.

Согласно Аристотелю, философия родилась от удивления перед нагромождением связей, процессов, явлений, как наука, изучающая наилучшие, наивысшие состояния Космоса, вещей, эталоны их объективного совершенства. В этом плане философия есть «божественная» наука о «божественном». И служит она постижению истины». – Как наука о главном, или «главенствующая наука» – философия вырабатывает «всеобщее знание о первоначалах, принципах, причинах мира и человека в отличие от описательного знания. Философию интересуют, прежде всего, смысловые центры вещей, являющиеся «перводвигателями» мира. И это наиболее совершенный тип знания, обращённый к сущности миропонимания. С точки зрения обыденного сознания все другие науки более необходимы, нежели философия, – писал Аристотель, – но лучше нет ни одной». От того какую философию ты выбираешь, – зависит какой ты человек. – Философия почти всегда свободна от утилитарных целей, но наиболее ценима за то, что дарит человеку наиболее необходимое знание – знание второго уровня – знание – «роскошь». – Знание оснований, причин, принципов, методов, упорядочивающих мир. – Это знание доступно, по Цицерону, только избранным. Не случайно, за высокую понятийную форму ценили философию Ф. Бекон и Р. Декарт. Но в философии выражаются и предельно общие неизвест­ные силы мира – неизвестное вообще. В человеческой культуре эта великая неизвестность обозначается термином «судьба человека». Так вот философия содержит в себе в бук­вальном смысле слова эту судьбоносную миссию.

У Гегеля по этому поводу сказано следующее: «Говорят, будто такие материи, как рассматриваемые нами, когда мы в своем кабинете наблюдаем, как философы ссорятся, спорят и приходят к различным выводам, суть словесные абстракции. Нет! Нет! И нет! – Это акты мирового духа и потому, – акты будущей судьбы. При этом философы стоят ближе к божественным решениям, чем те, которые питаются крохами духа, они читают и пишут эти указы сразу в оригинале; их держат для того, чтобы записывать эти указы судьбы». Таким образом, посредством философии абсолютная неизвестность становится известной человеку. А язык философии – это своеобразный символический язык судьбы, на котором она общается с человеком в его жизни, проверяя его на способность продолжения существования. «Буквы» этого языка – целые философские системы. Разум – форма проявления судьбы. Хватит сил для воплощения, значит, она станет счастьем, не хватит – так и останется мечтой. Отсюда хрупкость существования. Мысль может постичь себя и реализоваться, но может и убежать в неизвестность, а вместе с ней и её воплощение.

З. Фрейд, например, считал, что даже секс – только бегство от философских проблем. Подчёркивая назначение философского знания, он называл философию наукой о разуме, постигающем самого себя. Её достоинство в том, что она освобождает человека от невежества, выступая идеалом мира, в котором можно жить лучше. Не случайно у эпикурейцев философия прямо определяется как путь (метод) достижения счастья, посредством разума. Потому и в марксизме основной вопрос – это вопрос об отношении мышления к бытию.

В русской культуре философия как мысль о неизвестном – есть мысль о назначении твоей судьбы в мире, считал Н.Бердяев, что философия начинается с размышления над «моей» судьбой, ибо узнать тайны бытия, можно только погружаясь в человеческую судьбу. Главная тайна бытия – не кем создан мир, а как выжить человеку в этом мире? Вся русская философия под мудростью понимает не просто знания, а именно человеческое нравственное и духовное совершенство, в котором знания – только часть. Наиболее точно на наш взгляд удалось определить назначение философии В.Соловьёву: «На вопрос, что делает философия? – Мы имеем право, ответить, она делает, человека – человеком!».

Итак, согласно взглядам наиболее крупных мыслителей, предметное содержание философии хранит в себе указы судьбы, дары богов и наисовершеннейшие состояния бытия человека, это соответствует трём стадиям её исторической эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Последующая историческая дифференциация философии не добавила ни­чего существенного в этот её величественный портрет. Фактически философия на всех этапах своего развития выступала как итог культуры и, благодаря этому как исходный пункт её дальнейшего развития, формулируя принципы этого развития, центральные идеи исторического момента.

Всеобщая значимость культурных начал! – в этом проявляется присутствие философии в культуре.

Специфика философского знания

Изменять мир – тяжёлая работа уже потому, что истины философии, как правило, нельзя подтвердить оытным путём. Но, не смотря на это, перед каждым человеком рано или поздно встают вопросы, которые называют философскими: Зачем живёт человек? Каков смысл его жизни? Что такое красота, правда, истина? И в зависимости от ответов, философию любили и почитали, но столь же ее ненавидели, её то превращали в царицу наук, то из нее делали служанку теологии, технологии, идеологии и т.д. Философию то навязывали принудительно, то запрещали; то «сужали» то «расширяли»; философией торговали и её же скрывали. Философией развраща­ли и философией совращали. Философию то превращали в религию, то заставляли служить атеизму. Против философии на­правляли свои удары мудрецы, священные писания, невежество простого народа. За философию награждали, но за нее и казнили. Философию пытались «растворить» в мифологии, религии, науке, искусстве, политике, морали. Сегодня пытаются растворить в имманентном бессознательном и практике.

Однако, несмотря на все исторические испытания, филосо­фия восстанавливала и сохраняла свое королевское достоинство, свой духовно интеллектуальный суверенитет, свою онтологиче­скую загадочность, вызывая на себя новые волны хвалы и хулы. Философия не приняла идеологии ада, но она и не соблазнилась прелестями рая, сохранив устойчивую нацеленность в сферу «третьего», неизвестного, в сферу первоистоков смысла и назначения бытия человека, предвидение, трансцендирование субъективного бытия, долговременные прогнозы. Это сегодня и составляет её специфику.

Эта сверхустойчивость философии к материальным и идеаль­ным воздействиям истории говорит о том, что философия является не только продуктом, но и «органом», продолжением человека, как бы вновь и вновь демонстрируя главную мысль античной философии: величие человека заключается в умении мыслить, «развивать развитие развитий» (Гераклит).

Как теоретическое знание не является строго проверяемым, всегда обобщает, интегрирует, не поглощает конкретные знания, не стоит над ним, но синтезирует, вырабатывая принципы единства. Теория всегда зависит от предшествующих форм, является совокупностью знаний, ценностей и нравственных идеалов. В системе общественного разделения труда – философия – мета наука. Часто выступает как методология, сохраняя образцы исторических подходов. Среди этих подходов: скептицизм, субъективизм, агностицизм, механицизм. А так же сенсуализм, созерцательность, позитивизм, рационализм, идеализм, материализм и другие подходы.

К особенностям философского знания следует отнести и универсализм понятийного аппарата, методов и принципов жизни, а так же его субстанционализм и неисчерпаемость. (Субстанция – сущность, то, что постоянно в вещах, позволяет их сравнивать от предела до предела.). Это знание всегда динамично, рефлексивно, опирается на категории – предельно общие понятия.