logo
Лекции по философии

3. 13. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности

Непричинный характер взаимосвязи между явлениями и событиями не исключает закономерный, упорядоченный характер отношений детерминации. Именно это суждение выражает суть принципа закономерности. Центральная ка­тегория этого принципа – закон.

Закон понимается как объективная, необходимая, всеоб­щая повторяющаяся и существенная связь между явления­ми и событиями. Объективность закона означает, что связь между явлениями не зависит от воли и сознания человека. Существенность характеризует закономерные связи как свя­зи на уровне сущности. Необходимость закона свидетель­ствует о том, что закономерная связь действует всегда, ког­да для этого есть условия. Повторяемость говорит о том, что закон есть выражение некоторых постоянных процес­сов, проявляющихся на протяжении всего времени суще­ствования явления. Всеобщность означает, что закономерная связь охватывает все случаи данного типа. Закономерной яв­ляется только такая связь, которой присущи все вышепере­численные характеристики, а не одна или несколько из них.

Любой закон имеет ограниченную сферу своего дей­ствия. Например, распространение законов механики, впол­не оправдывающих себя в пределах макромира, на уровень квантовых взаимодействий недопустимо. Процессы в мик­ромире подчиняются другим законам.

Проявление закона зависит также от конкретных усло­вий, в которых он реализуется, изменение условий может усилить или, напротив, ослабить действие закона. Дей­ствие одного закона корректируется, и видоизменяются другими законами. Особенно это относится к историче­ским и социальным закономерностям. Действие конкрет­ных условий и других законов может выражаться в том, что закон проявляется в виде тенденции, т.е. действует не в каждом конкретном случае, а в массе явлений. Однако сле­дует отметить, что тенденции также носят объективный и необходимый характер.

Бытие многообразно, поэтому существует огромное ко­личество форм и типов законов, которым подчиняются изменения в действительности. По степени общности различают законы всеобщие, особенные и специфические; по сферам действия – законы природы, общества или мыш­ления; по механизмам и структурам отношений детермина­ции – динамические и статистические и т.п.

Динамические закономерности характеризуют поведе­ние изолированных, индивидуальных объектов и позволя­ют установить точно определенную связь между отдельны­ми состояниями предмета. Иначе говоря, динамические закономерности повторяются в каждом конкретном случае и имеют однозначный характер. Динамическими законами являются, например, законы классической механики. Меха­нистический детерминизм абсолютизировал динамические закономерности, рассматривая их как абсолютные. Утверж­далось, что, зная состояние объекта в исходный момент времени, можно определенно предсказать его состояние в любой другой момент времени. Позже выяснилось, что не все явления подчиняются динамическим законам. Потребо­валось введение иного типа закономерностей – статисти­ческих.

Статистические закономерности проявляются в массе явлений, имеют форму тенденции. Эти законы иначе назы­вают вероятностными, поскольку они описывают состояние индивидуального объекта лишь с определенной долей веро­ятности. Статистическая закономерность возникает как ре­зультат взаимодействия большого числа элементов и поэто­му характеризует их поведение в целом. Необходимость в статистических закономерностях проявляется через дей­ствие множества случайных факторов. Этот тип законов иначе называют законами средних величин. Статистиче­ские закономерности так же, как и динамические, являются выражением детерминизма. Пример статистических зако­номерностей – законы квантовой механики и законы в об­ществе и истории.

Понятие вероятности, фигурирующее при описании статистических закономерностей, выражает степень воз­можности, осуществимости явления или события в конкрет­ной совокупности условий. Вероятность есть количествен­ное выражение возможности, определение меры близости возможности к действительности. Возможность и действи­тельность являются парными философскими категориями. Действительность понимается как актуальное, наличное бытие. Возможность – бытие потенциальное, тенденция развития наличного бытия. Если вероятность события равна единице, то это действительность, при вероятности ноль на­ступление события невозможно, между единицей и нулем – вся шкала возможностей.

Философская теория бытия, или онтология, является центральным элементом в структуре философского знания. Без ответа на вопрос, что же есть бытие, что существует в мире, невозможно решить ни один более конкретный воп­рос философии: о сознании, познании, истине, человеке, смысле жизни и месте в истории и т.п. Все эти вопросы раскрываются в других разделах философского знания: гносеологии, антропологии, праксеологии и аксиологии.