3. 1. Понятие бытия
Бытие – самая общая характеристика всего мироздания, самая абстрактная – предельная философская категория, которая обнимает своей пространственностью – пять тысяч видов растений, миллионы видов животных, страны, культуры, цивилизации и сто миллиардов звезд, то есть понятие, задающее целостность мира, как некий потенциал, который определяется как совокупность всего сущего, как мир в целом. Но наполнение этой категории конкретным содержанием на протяжении двухтысячилетней истории сопровождается многочисленными спорами. Как философская категория предполагает не просто описание всего того, что есть в наличии, но выяснение природы истинно сущего бытия. Поэтому может пониматься как понятие существование или сущее. Другой категорией, соотносимой с понятием бытиё, является категория становления, изменения, развития. Вопрос о соотношении бытия и становления требует пояснения ещё одной пары онтологических категорий: возможность и действительность, где возможность понимается как потенциальное бытие, а действительность как актуальное бытие, а вместе они охватываются понятием реальность, в которое входит и физическое, и психическое, и культурное, и социальное бытие. Онтология занимается и критериями существования всех этих форм.
Как исходная первичная характеристика мира является бедным понятием, которое наполняется конкретным содержанием во взаимодействии с другими философскими категориями. С другой стороны, бытие – наиболее широкая философская категория, которая фиксирует уверенность человека в мире, подразумевая в нём «для-себя-бытие – выживание, существование, наличность, реальность» по Фейербаху. Бытие часто выступает как элемент оппозиции: бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность, бытие и индивидуальное существование. Это означает, что бытие содержит все эти вещи и принципы их организации, поскольку мышление, например, это состояние, связанное с бытием и являющееся условием других человеческих состояний.
У М. Мамардашвили есть лекция: «Трансценденция и бытие», которую он специально посвящает разъяснению глубины содержания категории «бытия», где поясняет идею тождества бытия и мышления, не в смысле того, что вещи и мысль одно и то же. Этого философы никогда не говорили, – замечает он. У Парменида гораздо точнее сказано: «Одно и то же, бытие и мысль его узнающая». То есть речь о человеческом существовании, которое зависит от моей озабоченности этим существованием. То есть то, что я узнаю, есть то же самое, что и мысль, посредством которой Я узнаю. И вся философия существует как часть нашей жизни, в той мере, в какой мы сознательные существа, она как бы встроена в наше существо настолько, насколько мы готовы осознавать язык её смыслов.
Каждый поступок, выделенный из всех остальных, есть уже акт философствования, трансцендирования, ибо он определяет твоё назначение. И вся философия занимается такой категорией поступков, – личностных, определяющих наше лицо. Ибо, что такое личность? – Это нечто, что не имеет никаких других оснований, кроме самого себя, т.е. само-бытие. Потому что от всех других структур она (личность) отличается тем, что это самобытийствующая структура, в том смысле, что основание её, и есть она же сама. Вся философия – это фактически наука о таком личностном само-бытии. Поэтому философия и появляется там, где появляются личностные структуры. Среди этих структур в первую очередь как необходимость появляются ум, интерес, желания, удовольствия, поступки, ответственность. По-другому, – это и есть самобытие. Вся история философии – это выделенность способов утверждения личностного бытия, не просто констатация, но и конституирование себя в качестве личности, или само-бытия, возвышение над существующей культурой, традициями, обычаями, установлениями. Личность – это такое измерение, в которое мы входим, выходя из самих себя. Поэтому личность – нечто трансцендентное по отношению к культуре и обществу. И тем самым самое универсальное по отношению к культуре, потому что различаемся мы нациями, культурами, государствами, а совпадаем в той мере, в какой каждый из нас личность, лик, впитавший многоликость, как совпадение личностей.
Проблемы бытия изучает первый раздел философского знания – онтология. Само же понятие бытие – близко к понятию космос, действительность, мир, природа, реальность, материя. В теологии – это бог, в идеализме – дух, в материализме – материя. В русской философии термины: бытие, существование, наличность, действительность, реальность являются синонимами. То есть, бытие – всё то, что существует, причём человеческим способом. Несмотря на очевидность ответа, вопрос о Бытии остаётся открытым, поскольку человеческое существование ничем не гарантировано, причём ни в какие времена. Сам термин бытие впервые введен Парменидом в IV веке до нашей эры для решения проблемы опоры человека в мире, как отправная точка в процессе освоения мира. Зачем понадобилась эта категория?
- Оглавление
- Тема I. Особенности философского знания………….9
- Тема II. Развитие философского знания.
- Тема III. Философское учение о бытии…………………69
- Тема IV. Философское учение об обществе………….108
- Тема V. Философское учение о человеке…………….133
- Тема VI. Философское учение о сознании…………...144
- Тема VII. Философское учение о познании………….175
- Тема VIII. Будущее человека и человечества………209
- Предисловие
- Тема I . Философия: предмет, сущность, функции место и роль философии в культуре. Особенности философского знания
- 1. 1. Место философии в системе духовной культуры
- 1. 2. Современное представление о философии
- 1. 3. Философия как мировоззрение – есть предельное обобщение всего сущего через универсальные категории бытия
- 1. 4. Становление философии. Философия и мифология
- 1. 5. Религиозная, философская и научная картины мира.
- 1. 6. Основные этапы развития философии и основные достижения философии, структура ядра философского знания
- 1. 7. Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
- 1. 8. Основные функции философии
- 1. 9 . Структура философского знания и типология философских учений
- Тема II. Развитие философского знания.
- 2.1. Античная философия
- 2.2. Европейская философия Средних веков
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения
- 2. 4. Философия Нового времени и Просвещения
- 2. 5. Немецкая классическая философия
- 2. 6. Постклассическая философия
- 2. 7. Основные направления философии XX века
- Тема: III. Философское учение о бытии
- 3. 1. Понятие бытия
- 3. 2. Категория бытия в истории философии
- 3. 3. Онтология как учение о бытии и о содержании мира
- 3. 4. Концепция бытия человека. Понятие полноты бытия и собранного субъекта в философии м. Мамардашвили
- 3. 5. Материя, как философская категория
- 3. 6. Структурные уровни организации материи и универсальные свойства материи
- 3. 7. Проблема единства и многообразия мира
- 3. 8. Системная организация мира
- 3. 9. Движение как способ существования материи
- 3. 10. Пространство и время как формы существования
- 3. 11. Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика и синергетика
- 3. 12. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности
- 3. 13. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности
- 3. 14. Проблемные вопросы онтологии
- 4. 1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества
- 4. 2. Экономическая сфера общества
- 4. 3. Политическая и правовая сферы общества
- 4. 4. Социальная сфера общества как система связей
- 4. 5. Духовная сфера общества
- 4. 6. Личность в обществе и истории
- 4. 7. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса
- 4. 8. Культура и цивилизация. «Формационная» и «цивилизационная» концепции истории
- Тема V. Философское учение о человеке
- 5. 1. Проблема человека в истории философии
- 5. 2. Индивид, личность, индивидуальность
- 5. 3. Человек, общество и природа
- 5. 4. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы
- Тема VI. Философское учение о сознании
- 6.1. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии
- 6. 2. Структура сознания. Сознание и самосознание
- 6. 3. «Сознание – бытие» в наследии м.Мамардашвили
- 6. 4. Сознательное и бессознательное
- 6. 5. Познавательные способности человека
- 6. 6. Мышление и язык
- 6. 7. Сознание и мозг
- 6. 8. Проблема идеального начала
- 6.9. Неизбежность метафизики по лекции м.Мамардашвили Обоснование необходимости творчества
- Тема VII. Философское учение о познании
- 7. 1. Проблема познания в гносеологии
- 7. 2. Понятие истины. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины
- 7. 3. Проблема критериев истины
- 7. 4. Виды знания. Понятие науки. Взаимосвязь философии и науки
- 7. 5. Проблема критериев научности
- 7. 6. Принципы научного познания по м. Мамардашвили
- 7. 7. Структура научного знания
- 7. 8. Развитие науки. Понятие научной революции
- 6. 8. Методы и формы научного познания
- 7. 10. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм
- 7. 11. Типы рациональности. Научная и философская рациональность
- 7. 12. Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание
- Тема VIII: будущее человека и человечества. Возможные сценарии
- Литература
- Словарь терминов.
- Тема 1. Особенности философского знания
- Тема 2. Развитие философского знания.
- Тема 3. Философское учение о бытии
- Тема 4. Философское учение об обществе
- Тема 5. Философское учение о человеке
- Тема 6. Философское учение о сознании
- Тема 7. Философское учение о познании.