logo
Лекции по философии

7. 1. Проблема познания в гносеологии

Проблемы познания: условия его возможности и адекват­ности, пути достижения истины, соотношение научного и вненаучного знания, познание и переживание, т.е. весь круг вопросов, касающихся познавательной реальности, изуча­ется гносеологией. Гносеология, или теория познания, допускающие предметы, лежащие вне опыта, каким является, например, сознание. Каково назначение этих внеопытных, т.е. недоступных проверке, раздел философского знания, в котором рассматриваются вопросы сущности познавательной деятельности, ее пред­посылки, условия достижения адекватного знания. Кроме того, теорию познания интересуют вопросы, касающиеся причин появления заблуждений и способов их преодоле­ния, а также проблемы жизненного, экзистенциального смысла знания. Гносеология – раздел философского зна­ния, поэтому её предметом остается «всеобщее» в системе «человек – мир». Однако гносеология изучает только по­знавательные аспекты этого отношения, выявляя фундамен­тальные и универсальные предпосылки познания. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – понятие, учение.

Познание – ключевое понятие гносеологии. Этот тер­мин может употребляться в разных смыслах. Во-первых, познание часто интерпретируется как родовая сущностная способность человека, отличающая его от животных. В этом смысле познание – одна из способностей человека, которая помогает ему адаптироваться к реальности в усло­виях недостаточности биологических приспособлений для выживания.

Во-вторых, познание может пониматься как творческий процесс получения знаний. В этом смысле познание – это один из видов культурной деятельности, осуществляющий­ся как на уровне отдельного индивида, так и всего челове­чества.

В-третьих, познание может приравниваться к знанию. В этом случае особая деятельность человека и ее результат отождествляются. С точки зрения строгого философского мышления последнее понимание термина «познание» явля­ется не совсем корректным, однако в обыденной жизни мы часто приравниваем познание к знанию. В гносеологии изучается и сам процесс познания, и знание как данность, уже достигнутый результат. Причем в теории познания рассматриваются любые типы знания: философское, науч­ное, обыденное, художественное и т.п. Гносеология при­звана обосновывать любое знание, выяснять условия его возможности, сущность и содержание.

Познание следует отличать от познаваемости. Познавае­мость – это возможность получения знаний об объекте. В зависимости от ответа на вопрос о том, достижимо ли адекватное познание мира и в какой мере, философы разде­лились на агностиков, скептиков и познавательных опти­мистов.

Гносеологию следует отличать от эпистемологии – раз­дела теории познания, в котором рассматриваются только проблемы научного познания. «Episteme» переводится с гре­ческого языка как знание, умение, наука. Поскольку знание может существовать не только в научной форме, а гносеология долж­на изучать сущность любой познавательной деятельности независимо от типа знания, ошибочно отождествлять гносе­ологию и эпистемологию. Конечно, современная гносеоло­гия во многом ориентирована на постижение именно науч­ного знания, однако эта тенденция не дает основания для полного отождествления гносеологии и эпистемологии.

В современных теориях познания выделяют следующие разделы:

– учение об условиях достоверности и адекватности познания;

– учение об истине, о связи истины и ценности, истины и заблуждения, истины и лжи;

– теория различных видов знания, их взаимодействия и взаимовлияния;

– эпистемология, теория научного знания;

– учение о знании как инструменте влияния, подавле­ния или, напротив, достижения свободы.

В разделах, касающихся вопросов соотношения истины и ценности, гносеология напрямую смыкается с аксиологи­ей, в разделе о знании как инструменте влияния – с праксеологией, а проблема достоверности и адекватности по­знания требует решения онтологических вопросов. Таким образом, гносеология, как и любой другой раздел философского знания, не существует в отрыве от других разделов, нераз­рывно с ними связана.