1. 7. Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек – мир», философия – это рационально-теоретическое осмысление этих связей. В природе или культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждении.
В ходе развития философии представления о том, чем занимается философия, часто менялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос, ибо сложность предмета взрывала все исторические рамки. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа. Так, например, для греческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств – искусством самопознания. Ученик Сократа Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, то есть мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру эмпирических вещей. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, и называл ее госпожой наук. Термин «метафизика» впервые был использован в Античности исследователями и толкователями текстов Аристотеля как синоним слова «философия». Для Античности вообще характерно понимание философии как матери всех наук. Философией греки называли весь конгломерат теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию – с другой.
В Средние века философия долгое время выступала служанкой богословия. В эпоху Возрождения происходит эмансипация (отделение) философии от теологии. Мыслители этого времени, так же как греки, любое теоретическое знание называют философским. Новое время определило философию как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и некоторые виды эмпирического знания. Так, Ф. Бэкон относит к сфере философии естественную теологию, естественную философию и учение о человеке, а Р. Декарт уподобляет философию дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все остальные науки. Несмотря на различие позиций, общим для всех философов XVII век остается соотнесение философии с познающим разумом.
Расширительное понимание предмета философии и отождествление ее со всем комплексом научного знания сохраняется и на протяжении XVIII века. Во второй половине XVIII – начале XIX веков происходит постепенное осмысление того факта, что если философия и представляет собой науку, то это должна быть универсальная наука – наука о всеобщих началах мира. В XIX веке философское знание как знание о «всеобщем» начинают противопоставлять конкретно-научному знанию о «частном». Так, Г. Гегель называет философию царицей наук. Философия для него есть наука о «всеобщем», существующем в сфере чистого мышления, наука о разуме, постигающем самого себя. «Вся история философии есть история открытия мыслей об «абсолютном», составляющем её предмет».
И. Кант определяет предмет философского исследования следующим образом: трансцендентальный разум и его границы. Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях человеческого разума.
В XX веке появляется большое разнообразие трактовок предмета философии. Так, неокантианцы рассматривают философию как науку о ценностях. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понимает философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм видит философию как методологией научного познания.
Подводя итог, следует сказать, что при всем разнообразии трактовок предмета философии сохраняется одна важная деталь. Философия всегда представляет собой не просто рациональное знание о «всеобщем», но и то, что составляет исходный пункт всякого философского знания: человека, его место в мире, и отношение к миру. Наиболее общие законы природы, общества и мышления – социо-природного бытия как целого, основания бытия на всех уровнях. Эмпирической базой познания выступает вся совокупность наук, и общественно-историческая практика и вся культура. Философия вырабатывает принципы единства всех форм существования. Без этого культура была бы обречена на гибель.
Философские системы, будучи рефлексией, над основаниями культуры, всегда несут на себе отпечаток времени. Поэтому набор проблем и характер их интерпретации варьируются от эпохи к эпохе. Тем не менее, во всех концепциях сохраняется общее, что позволяет идентифицировать их как философские. Как уже говорилось выше, философские проблемы сфокусированы на человеке. Философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельности. Считается, что наиболее адекватно и кратко круг философских проблем очертил И. Кант, сведя их к четырем вопросам.
Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? –
Эти три вопроса объединяются в четвертом: Что такое человек?
Считается, что Кант первым из мыслителей немецкой философской классики осознал антропоцентрический характер философского знания. В марксизме фундаментальная мировоззренческая оппозиция «человек – мир» была сведена до пары противоположностей «сознание – материя». Основным философским вопросом марксисты считали вопрос об отношении материи и сознания и о первичности одного из начал. Заметим, что оппозиция «сознание – материя», является частным случаем другой философской оппозиции «человек – мир». Таким образом, марксизм обращает внимание лишь на одну из возможных групп философских вопросов и придает им исключительный статус. Очевидно, что вопрос о соотношении сознания и материи не является «основным» в других философских школах, а марксистский вариант ответа на вечные проблемы человеческого бытия следует считать лишь одной из возможных версий.
Источник философских проблем – вся сфера человеческого существования как индивидуального, так и коллективного: история, искусство, естественные науки, индивидуальное бытие порождают вопросы мировоззренческого характера. Философия является рефлексией над основаниями любой человеческой деятельности и осознанием возможных перспектив этой деятельности. Исторически, как самое существенное для организации личности, а, следовательно, и в предмете философии выделяется царство разума – мысли человека. Но человек не из одного сознания состоит, а, кроме того, само сознание не существует вне человека. Кто-то должен мысли в универсуме нести и за них отвечать. Над ними должен быть некий «головной мозг», активное начало, субъект, который организует, сплетает эти смыслы, противоположности в предметную целостность. Этот центр – человек и его отношение к миру, предполагающее соединение сознания, действий и связей человеческих.
Поэтому заметим, что философия, особенно западная, этого как бы не учитывает, когда изображает самостоятельную жизнь разума, представляя её в виде независимого царства мысли, в котором есть свои граждане, свои законы и конституция. Свое производство, банки, свои войны, победы и поражения, своя справедливость, своя вера и недоверие к верованиям.
Атомистический подход к личности в философии, как пъесса «Гамлет», без главного героя – видимость, мираж. Нельзя забывать, что разум принадлежит человеку, встроен в систему реальной жизнедеятельности и культуры, и потому осуществляется во множестве форм. Эти формы могут быть сознательными и бессознательными, объективными и субъективными, личными и коллективными, природными и культурными, чувственными и сверхчувственными, образными и символическими, логическими и интуитивными, известными и неизвестными, выразимыми и невыразимыми.
Самобытность философии как царства мысли об устройстве человеческого существования, позволяет философии не раствориться в пространстве небытия, а, вобрав в себя божественные (абсолютные) измерения разума, продолжить почти невозможную возможность человеческого бытия. И в этом смысле, Мамардашвили прав: философия – искусство мысли о том, каким образом человек случается, поскольку он может случиться, а может и не случиться. Человек – самая сложная система, сама себя организующая, сама себя воспроизводящая, сама себя восстанавливающая. Как только это забывается, начинаются кризисы самого главного воспроизводства – воспроизводства человека. Задача – преодолеть инерцию мышления, выработать новые формы поддержки человека в новых условиях.
Что касается методов философии, то в общем смысле метод определяется как система практических или мыслительных приемов и правил, следование которым ведет к достижению желаемого результата.
Философский метод является совокупностью приемов и правил философского мышления. Примером могут быть такие методы как материализм, диалектика, феноменология, герменевтика, синергетика, антропология, которые зачастую вынуждены соединять и научный рационализм, и настроения искусства, и откровения религии. В отличие от науки, которая фрагментарна, дисциплинарна, специализирована, философское знание – едино, всеобще, вбирает мир в динамике связей и закономерностей.
Философские методы, категории и принципы имеют всеобщий и фундаментальный характер. Так, например, в физике могут выясняться причины процессов и явлений, а в философии ставится вопрос о причине самой причинности, в истории изучаются конкретные исторические события и факты, а философия озабочена проблемой смысла истории вообще. Смена философских эпох как раз и представляет собой смену мировоззренческих парадигм и прояснение тех философских оснований, на которые опирались предшественники. Философский метод, таким образом, принципиально зависит от предпосылок, из которых исходит философ и всегда обусловлен особенностями предмета исследования той совокупности связей, которые выделяются во всеобъемлющей системе «человек – мир». В современной философии одновременно сосуществуют несколько методов. Основными являются диалектический метод, феноменологический, герменевтический, структуралистский, синергетический, антропологический методы.
Часто в рамках одного исследования используются одновременно несколько методов. Комплексность метода предполагает одновременное использование целого ряда приемов, которые реализуются в любом философском исследовании независимо от того, каких исходных предпосылок придерживается мыслитель, и какой предмет он рассматривает. Основными приемами, входящими в структуру любого философского метода, являются рефлексия – обращение мышления к собственным исходным предпосылкам; универсализация – выявление всеобщих форм бытия и мышления; тотализация – целостный охват отношений в системе «человек – мир».
Кроме того, философский метод предполагает такие универсальные приемы, как анализ и синтез. Анализ понимается как мысленное разложение целого до исходных составляющих, синтез – как мысленное восхождение от глубинных, исходных оснований к новой целостности, объединение в единое целое отдельных сторон предмета. Анализ и синтез, как правило, не применяются в отрыве друг от друга, поскольку только их единство позволяет прояснить существенные связи действительности. В философии используется также абстрагирование – мыслительный прием отвлечения от несущественных свойств и отношений объекта или явления и сосредоточения внимания на существенных моментах. Еще одним универсальным приемом познания выступает идеализация – мысленная процедура образования абстрактных объектов, не существующих в действительности. Такие идеальные объекты опосредованно выражают реальные связи и отношения, существующие в действительности. Они представляют собой предельные случаи этих связей и отношений и служат средством их анализа.
- Оглавление
- Тема I. Особенности философского знания………….9
- Тема II. Развитие философского знания.
- Тема III. Философское учение о бытии…………………69
- Тема IV. Философское учение об обществе………….108
- Тема V. Философское учение о человеке…………….133
- Тема VI. Философское учение о сознании…………...144
- Тема VII. Философское учение о познании………….175
- Тема VIII. Будущее человека и человечества………209
- Предисловие
- Тема I . Философия: предмет, сущность, функции место и роль философии в культуре. Особенности философского знания
- 1. 1. Место философии в системе духовной культуры
- 1. 2. Современное представление о философии
- 1. 3. Философия как мировоззрение – есть предельное обобщение всего сущего через универсальные категории бытия
- 1. 4. Становление философии. Философия и мифология
- 1. 5. Религиозная, философская и научная картины мира.
- 1. 6. Основные этапы развития философии и основные достижения философии, структура ядра философского знания
- 1. 7. Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
- 1. 8. Основные функции философии
- 1. 9 . Структура философского знания и типология философских учений
- Тема II. Развитие философского знания.
- 2.1. Античная философия
- 2.2. Европейская философия Средних веков
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения
- 2. 4. Философия Нового времени и Просвещения
- 2. 5. Немецкая классическая философия
- 2. 6. Постклассическая философия
- 2. 7. Основные направления философии XX века
- Тема: III. Философское учение о бытии
- 3. 1. Понятие бытия
- 3. 2. Категория бытия в истории философии
- 3. 3. Онтология как учение о бытии и о содержании мира
- 3. 4. Концепция бытия человека. Понятие полноты бытия и собранного субъекта в философии м. Мамардашвили
- 3. 5. Материя, как философская категория
- 3. 6. Структурные уровни организации материи и универсальные свойства материи
- 3. 7. Проблема единства и многообразия мира
- 3. 8. Системная организация мира
- 3. 9. Движение как способ существования материи
- 3. 10. Пространство и время как формы существования
- 3. 11. Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика и синергетика
- 3. 12. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности
- 3. 13. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности
- 3. 14. Проблемные вопросы онтологии
- 4. 1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества
- 4. 2. Экономическая сфера общества
- 4. 3. Политическая и правовая сферы общества
- 4. 4. Социальная сфера общества как система связей
- 4. 5. Духовная сфера общества
- 4. 6. Личность в обществе и истории
- 4. 7. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса
- 4. 8. Культура и цивилизация. «Формационная» и «цивилизационная» концепции истории
- Тема V. Философское учение о человеке
- 5. 1. Проблема человека в истории философии
- 5. 2. Индивид, личность, индивидуальность
- 5. 3. Человек, общество и природа
- 5. 4. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы
- Тема VI. Философское учение о сознании
- 6.1. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии
- 6. 2. Структура сознания. Сознание и самосознание
- 6. 3. «Сознание – бытие» в наследии м.Мамардашвили
- 6. 4. Сознательное и бессознательное
- 6. 5. Познавательные способности человека
- 6. 6. Мышление и язык
- 6. 7. Сознание и мозг
- 6. 8. Проблема идеального начала
- 6.9. Неизбежность метафизики по лекции м.Мамардашвили Обоснование необходимости творчества
- Тема VII. Философское учение о познании
- 7. 1. Проблема познания в гносеологии
- 7. 2. Понятие истины. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины
- 7. 3. Проблема критериев истины
- 7. 4. Виды знания. Понятие науки. Взаимосвязь философии и науки
- 7. 5. Проблема критериев научности
- 7. 6. Принципы научного познания по м. Мамардашвили
- 7. 7. Структура научного знания
- 7. 8. Развитие науки. Понятие научной революции
- 6. 8. Методы и формы научного познания
- 7. 10. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм
- 7. 11. Типы рациональности. Научная и философская рациональность
- 7. 12. Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание
- Тема VIII: будущее человека и человечества. Возможные сценарии
- Литература
- Словарь терминов.
- Тема 1. Особенности философского знания
- Тема 2. Развитие философского знания.
- Тема 3. Философское учение о бытии
- Тема 4. Философское учение об обществе
- Тема 5. Философское учение о человеке
- Тема 6. Философское учение о сознании
- Тема 7. Философское учение о познании.