logo
Лекции по философии

6. 6. Мышление и язык

Сенситивная способность, интуиция, чувства и нагляд­но-образное мышление могут существовать вне языка, од­нако абстрактно-логическое мышление неразрывно с ним связано. Язык – система знаков, позволяющая осуществ­лять коммуникацию, хранить и транслировать информа­цию. Общепризнанной является точка зрения, согласно ко­торой язык возникает в процессе общения и совместной деятельности людей как основное средство коммуникации. Важным является осознанное в современной философии различие языка и речи. Долгое время понятия «язык» и «речь» рассматривались как идентичные и взаимозамени­мые, что часто приводило к путанице и непониманию.

Язык – это любая знаковая система, позволяющая осу­ществлять коммуникацию: система жестов, образов, слов и т.п. Знак – предмет, выступающий заместителем и пред­ставителем другого предмета, процесса или явления. На­пример, дым – знак огня, фотография – знак какого-либо положения дел в реальности, высокая температура – знак болезни, красные розы – знак любви и т.п. Речь – осо­бый тип языка, связанный с особым типом знаков. Знаками в речи выступают слова. Общение с помощью слов пред­ставляет собой исключительно человеческий вид деятельности. Животные также используют разного рода знаковые системы: движения, запахи, звуки, однако ни одно живот­ное не способно общаться с помощью слов, т.е. не способно к речи. Речь может существовать в письменной и уст­ной форме, однако это обстоятельство не меняет ее природы. Во избежание путаницы далее мы будем упот­реблять понятие «словесный язык» для обозначения речи в обеих ее формах и понятие «язык» в смысле вообще любой знаковой системы.

Выделяют две основные функции языка: референтативную (обозначающую) и коммуникативную. Обозначающая функция заключается в том, что знаки языка выступают за­местителями других объектов: предметов, явлений, собы­тий, мыслей и т.п. Коммуникативная функция выражается в том, что язык используется как инструмент взаимодей­ствия и общения. В случае с человеком коммуникация складывается из двух процессов: выражения мыслей или переживаний и их понимания. Способность выражать что-либо тесно связана со способностью понимать сказанное, или написанное другими..

Человек выражает свои мысли и чувства не только в речи, т.е. словесном языке, но и в поступках, художествен­ных образах, картинах и т.п., которые также можно рассмат­ривать как знаковые системы особого рода. Эти языки сле­дует считать частными, приемлемыми для коммуникации, однако требующими дополнительных знаний и навыков для своей дешифровки, применимыми лишь в отдельных сферах человеческой деятельности. Словесный язык – универсаль­ное средство общения, выполняющее функцию переводчи­ка с других языков и доступное всем людям.

Важной особенностью словесного языка является то, что он одновременно представляет собой некоторую деятель­ность – процесс, и в то же время как система знаков уже есть результат определенной деятельности. Другой особен­ностью словесного языка является его тесная связь с мыш­лением. Наиболее адекватное выражение мысль получает именно в словесном языке, тогда как эмоции и ощущения могут быть выражены в образе, жесте, мимике, музыкаль­ном звуке и т.п. Мысль всегда связана со словом. Неясность мысли порождает путаницу в ее выражении, и напротив, ясное слово способствует ясному мышлению и понима­нию. Словесный язык является своеобразной материальной оболочкой мышления, мысль объективируется в языке.

Мышление не только выражается, но и во многом фор­мируется в языке. Различие в языках задает некоторые осо­бенности мышления. Речь, конечно, идет не о логическом мышлении, которое одинаково у разных народов, а о ментальности – обыденном мышлении, в котором выражают­ся специфические этнические, исторические особенности той или иной группы. Ядро структуры языка составляет единая логико-понятийная база, базовый компонент мыш­ления, который делает возможным принципиальное пони­мание людьми друг друга. Однако это лишь основа языка. Область внелогического отражения мира, которая также на­ходит выражение в языке, не предполагает какого-либо единства. Представители разных языковых сообществ по-разному переживают и оценивают действительность. Про­цесс влияния языка на мышление можно описать следу­ющим образом. Фундаментальные и жизненно важные обра­зы фиксируются в языке и затем в предзаданной форме транслируются другим поколениям носителей данного языка. Уже устоявшийся язык, таким образом, предлагает готовые типы оценок и восприятий реальности, определяет некоторые особенности образного мышления.

Любой аспект языка может стать источником информа­ции о ментальности, особенностях наглядно-образного от­ражения мира. Например, ментальность может выражаться в синтаксической структуре языка. Польская исследователь­ница А. Вежбицкая считает, что существуют два основных синтаксических типа языков, в которых зафиксировано два разных способа отношения к реальности. Различие этих подходов выражается особенностями фраз «я делаю» и «со мной происходит». В первом случае человек предстает как активный деятель, во втором – как пассивное существо, не контролирующее события. Первый подход А. Вежбиц­кая называет агентивным, второй – пациентивным. Рус­ский язык согласно этой типологии тяготеет к пассивным безличным конструкциям, хотя и активные в нем имеются, но в повседневном общении они употребляются значитель­но реже. Эти особенности языка напрямую связаны с осо­бенностями российской ментальности, предполагающей по большей части пассивное реагирование на события, а не активное формирование ситуации.

Несмотря на то, что словестный язык – универсальное средство общения, с его помощью выразимо не все. Для эмоции, переживания адекватной формой может оказаться вовсе не слово, а художественный образ, религиозный сим­вол, жест, поступок, молчание. Культура предлагает огром­ные возможности для выражения различных движений души. Развитие культуры сопровождается умножением всех типов знаковых систем. Люди создают все новые и новые языки в соответствии с теми задачами, которые им прихо­дится решать, и используют знаковые системы, сложивши­еся естественно. В заключение следует сказать, что знаково-символический универсум не является самоценным, он существует как инструмент общения и понимания людей, как средство самовыражения отдельной личности, т.е. че­рез человека и для человека.