6. 8. Проблема идеального начала
В обыденном сознании идеальное соотносится с понятиями «совершенство», «идеал», «образец». Однако философский смысл категории «идеальное» иной. Первой развернутой концепцией идеального была онтология Платона. Платон утверждал самостоятельное, не зависящее от человека, существование идей. Идеи образуют царство бытия, единичные вещи – соединение идей и материи, единство бытия и небытия. По мнению Платона, идея выступает для единичной вещи как образец для подражания, основа ее существования и цель стремлений.
Другой концепцией идеального является панлогизм Г. Гегеля. Немецкий философ считал, что действительность существует постольку, поскольку имеет внутри себя идею и выражает ее. Все существующее появляется в процессе саморазвития и самопознания Абсолютной идеи. В конце концов, все существующее совпадает с идеей, а то, что не совпадает, проявляется только как временное и случайное.
В российской философии по проблеме «идеального» развернулась дискуссия, в ходе которой сформировались противоположные теоретические позиции. Представители одной стороны: Э. Ильенков и его последователи – утверждают, что идеальное не следует отождествлять с индивидуальным сознанием или субъективной реальностью. «Идеальное» может существовать и независимо от человека. А именно в виде культурных достижений и ценностей. Идеальное – это отражение действительности в формах духовной деятельности людей и сами формы или схемы деятельности. «Идеальное» представлено морально-нравственными и правовыми установлениями, государственно-политическими формами, логическими нормами рассуждений и т.п. Все эти формы и схемы противостоят индивидуальному сознанию и существуют в виде особой действительности, определяющей способы жизнедеятельности человека.
«Идеальное», таким образом, не тождественно субъективной реальности, а является компонентом общественного сознания, к которому в процессе усвоения достижений культуры приобщается конкретный индивид. Оно объективно по отношению к индивидуальной психике, существует и независимо от нее. Бытие «идеального» – особое бытие культуры, поэтому не всякий субъективный образ может быть назван идеальным. Идеальны только те опредмеченные результаты человеческой деятельности, которые носят всеобщий и необходимый характер. Теоретическая позиция Э. Ильенкова в истории философии восходит к Г. Гегелю и Платону.
Противоположная точка зрения по проблеме идеального представлена
Д. Дубровским. Он считает, что понимание идеального как принципиально вне и надличностного образования неверно. «Идеальное» существует не в социальной предметности, объективно, а в головах людей, то есть субъективно. Идеальное – это и есть субъективная реальность. По мнению философа, неправомерно отождествлять «идеальное» только с теми духовными явлениями, которые имеют статус всеобщности и необходимости. Идеальны любые индивидуальные, даже случайные, проявления человека. Кроме того, неверно отождествление идеального только с рациональными мыслительными схемами. Эмоционально-чувственные проявления личности, внезапные интуитивные прозрения, существующие на границе сознательного и бессознательного, также должны быть охарактеризованы как идеальные. Д. Дубровский критикует Э. Ильенкова за то, что у него «идеальное» несовместимо с творческой активностью человека, поскольку так понимаемые идеальные конструкции заранее предопределяют все способы жизнедеятельности личности. Он считает, что при таком подходе человеческая личность с ее уникальными творческими проявлениями перестает интересовать философов, ориентированных на постижение всеобщих и необходимых мыслительных схем, и дает собственное определение «идеального». «Идеальное» – субъективная реальность, существующая в голове общественного индивида, т.е. сугубо личностное явление, отражение и действие в субъективном плане, в отличие от объективного действия, производящего изменения в материальном объекте. «Идеальное» необходимо связано с материальными нейрофизиологическими процессами в мозге и представляет собой способность человека иметь информацию в «чистом виде».
Теоретическая позиция Д. Дубровского восходит к представлениям таких философов, как Д. Локк, Т. Гоббс, т.е. к сенсуалистическим идеям в истории философии.
Необходимо отметить, что интерпретации проблемы идеального, предложенные Э. Ильенковым и Д. Дубровским, находятся в рамках марксистской парадигмы. В рамках этого подхода идеальное – это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Подобное определение справедливо для обеих версий и не конфликтует с ними. Окончательного, удовлетворительного во всех отношениях определения идеального пока не найдено, полемика по этой проблеме продолжается. Предлагаются новые определения, синтезирующие две противоположные позиции, но чаще солидаризирующиеся с одной из них. Очевидно, проблема идеального, как и любая другая философская проблема, не имеет окончательного решения. В каждой конкретной культурной ситуации будут предлагаться новые варианты ее интерпретации.
- Оглавление
- Тема I. Особенности философского знания………….9
- Тема II. Развитие философского знания.
- Тема III. Философское учение о бытии…………………69
- Тема IV. Философское учение об обществе………….108
- Тема V. Философское учение о человеке…………….133
- Тема VI. Философское учение о сознании…………...144
- Тема VII. Философское учение о познании………….175
- Тема VIII. Будущее человека и человечества………209
- Предисловие
- Тема I . Философия: предмет, сущность, функции место и роль философии в культуре. Особенности философского знания
- 1. 1. Место философии в системе духовной культуры
- 1. 2. Современное представление о философии
- 1. 3. Философия как мировоззрение – есть предельное обобщение всего сущего через универсальные категории бытия
- 1. 4. Становление философии. Философия и мифология
- 1. 5. Религиозная, философская и научная картины мира.
- 1. 6. Основные этапы развития философии и основные достижения философии, структура ядра философского знания
- 1. 7. Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
- 1. 8. Основные функции философии
- 1. 9 . Структура философского знания и типология философских учений
- Тема II. Развитие философского знания.
- 2.1. Античная философия
- 2.2. Европейская философия Средних веков
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения
- 2. 4. Философия Нового времени и Просвещения
- 2. 5. Немецкая классическая философия
- 2. 6. Постклассическая философия
- 2. 7. Основные направления философии XX века
- Тема: III. Философское учение о бытии
- 3. 1. Понятие бытия
- 3. 2. Категория бытия в истории философии
- 3. 3. Онтология как учение о бытии и о содержании мира
- 3. 4. Концепция бытия человека. Понятие полноты бытия и собранного субъекта в философии м. Мамардашвили
- 3. 5. Материя, как философская категория
- 3. 6. Структурные уровни организации материи и универсальные свойства материи
- 3. 7. Проблема единства и многообразия мира
- 3. 8. Системная организация мира
- 3. 9. Движение как способ существования материи
- 3. 10. Пространство и время как формы существования
- 3. 11. Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика и синергетика
- 3. 12. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности
- 3. 13. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности
- 3. 14. Проблемные вопросы онтологии
- 4. 1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества
- 4. 2. Экономическая сфера общества
- 4. 3. Политическая и правовая сферы общества
- 4. 4. Социальная сфера общества как система связей
- 4. 5. Духовная сфера общества
- 4. 6. Личность в обществе и истории
- 4. 7. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса
- 4. 8. Культура и цивилизация. «Формационная» и «цивилизационная» концепции истории
- Тема V. Философское учение о человеке
- 5. 1. Проблема человека в истории философии
- 5. 2. Индивид, личность, индивидуальность
- 5. 3. Человек, общество и природа
- 5. 4. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы
- Тема VI. Философское учение о сознании
- 6.1. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии
- 6. 2. Структура сознания. Сознание и самосознание
- 6. 3. «Сознание – бытие» в наследии м.Мамардашвили
- 6. 4. Сознательное и бессознательное
- 6. 5. Познавательные способности человека
- 6. 6. Мышление и язык
- 6. 7. Сознание и мозг
- 6. 8. Проблема идеального начала
- 6.9. Неизбежность метафизики по лекции м.Мамардашвили Обоснование необходимости творчества
- Тема VII. Философское учение о познании
- 7. 1. Проблема познания в гносеологии
- 7. 2. Понятие истины. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины
- 7. 3. Проблема критериев истины
- 7. 4. Виды знания. Понятие науки. Взаимосвязь философии и науки
- 7. 5. Проблема критериев научности
- 7. 6. Принципы научного познания по м. Мамардашвили
- 7. 7. Структура научного знания
- 7. 8. Развитие науки. Понятие научной революции
- 6. 8. Методы и формы научного познания
- 7. 10. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм
- 7. 11. Типы рациональности. Научная и философская рациональность
- 7. 12. Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание
- Тема VIII: будущее человека и человечества. Возможные сценарии
- Литература
- Словарь терминов.
- Тема 1. Особенности философского знания
- Тема 2. Развитие философского знания.
- Тема 3. Философское учение о бытии
- Тема 4. Философское учение об обществе
- Тема 5. Философское учение о человеке
- Тема 6. Философское учение о сознании
- Тема 7. Философское учение о познании.