logo
Лекции по философии

3. 5. Материя, как философская категория

Материя как философская категория появилась для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания и отображается им. Само слово материя от латинского слова – вещество, – субстратная основа всех свойств. Субстрат – кладка, подстилка – общая основа многообразия явлений, совокупность оснований, взаимодействие которых обуславливает свойства системы. Как субстанция (сущность), материя – первооснова всего сущего, – по-Демокриту, и носитель свойств – у Б. Рассела. То есть то, что остаётся, если мы отбросим все свойства. Но, сделав это, мы понимаем, что от субстанции ничего не осталось. Поэтому субстанция – это своего рода удобный способ связывания событий в узлы, делает он заключение. У Э. Канта субстанция – то, что существует благодаря самой себе, и постоянно во времени. Благодаря субстанциональности материя – вторая по объему предельная категория бытия, аналог бытия, одна из фундаментальных характеристик мира, обнимающая весь диапазон современного знания в объёме 13 миллиардов световых лет. Не случайно другой великий философ – Г. Гегель под субстанциональностью понимал целостность и богатство содержания, а К. Маркс – активную причину всех форм. Совершенно то, что узнаваемо в развитии. (Не случайно любовь, как и личность, узнаётся по постоянству).

История философии демонстрирует разное понимание понятия материи. В разные исторические эпохи оно прошло несколько этапов смыслового наполнения. В начале было – натурфилософское – стихийное представление – о естественных первоначалах бытия. Учёные XVI–XVII веков – одухотворили материю. То если раньше материя представлялась как вещество – атомистическое – в Античности, созерцательное, метафизическое, агностическое – в Средневековье, то Просвещение механистически отождествляет материю то со сторонами и свойствами, то с формами и веществом.

В зависимости от решения основного вопроса философии существовали и различные концепции философии: материализм и идеализм. Монизм, дуализм, плюрализм, – в зависимости от решения проблемы о единстве Бытия. Метафизическая и диалектическая модель, – в зависимости от ответа на вопрос изменяется ли мир. Детерминизм и индетерминизм в зависимости от признания законов порядка или хаотичности мира.

Кант считал, что значение таких метафизических понятий в том, что они вносят в исследование радикальное упрощение, срабатывая, как формальная структура неформального бытия. Быть объективной реальностью – важнейшее свойство материи, которое существует как бесконечное множество структур, систем, явлений и форм.

Назначение категории «материя» состоит в том, что она задает материальное единство мира, его порядок, системность и преемственность. Как категория, «материя» явно и неявно отождествляется с физической, объективной реальностью, противоположной духу и сознанию, которые являются реальностью субъективной. Такое понимание находим у французских материалистов – П. Гольбаха, К. Гельвеция, Д. Дидро. При этом дух ими рассматривался как синоним сознания, активное формообразующее начало – носитель жизни. Движение понималось – как способ существования материи, а пространство и время – как формы проявления материи. Но ни причины развития, ни механизмы развития не были ещё ясны. Этим займутся представители немецкой классической философии. С позиций методологии гносеологии это был шаг вперед, но основной вопрос философии решался в пользу сознания.

Марксизм устраняет этот перекос и восстанавливает в правах обе стороны основного вопроса философии. Ленин проводит различие: материальным является то, что противостоит сознанию, отображается и зависит от него.

Методологическое значение этого определения понятия материи. Эвристический потенциал нового понятия материи был на порядок выше предшествующего. Понятие материи становится философским, безотносительным к её физическим свойствам и позволяет выйти из кризиса естествознания. С открытием рентгеновских лучей, радиоактивности, электронов появляется понятие поля, корпускулы, волны, с помощью которых фиксировалось состояние взаимодействия компонентов мира, отличных от устоявшихся представлений о веществе и характеризовалось не только дискретностью, но и континуальностью, отражающую непрерывность множества точек на прямой линии. А. Пуанкаре зафиксирует: становление физики микромира было пересмотром старых представлений о материальном мире, в результате которого материя исчезла. Философия поправила физику: исчезла не материя, а тот предел, до которого мы знали материю. Материю стали определять как субстанцию сущего бытия, которую сознание только отражает. Что это дало?

Понимание материи как субстанции, во-первых, позволило выйти за пределы противопоставления материи и сознания, выявить их связь единства и относительную противоположность. Начинается структурное, системное изучение материи, материю наука разобрала на части. Во-вторых, это позволило вывести сознание из движения материи. В-третьих, понимание материи как субстанции позволило представить мир как сложную самоорганизующуюся систему, элементы которой структурно организованы на всех уровнях: на неорганическом уровне – неживой природы, живой природы – биосферы, социосферы – общества, и ноосферы – сферы разума.

Современная философия преодолела противопоставление материи как объективной реальности сознанию как субъективной реальности, признав действительность внутреннего мира человека, который не менее реален, чем мир объективных вещей и процессов, признав, что бытие человека двойственно, поскольку человек есть и тело и сознание, и представляет собой единство объективного и субъективного. И само бытие человека сопряжено с одной стороны с бытием природы и с другой с бытием культуры. Поэтому классическое определение материи как объективной реальности стали называть гносеологическим, и не единственным, потому что кроме него появилось онтологическое понимание материи как субстанции.