1. 4. Становление философии. Философия и мифология
Возникновение философии относят примерно к VI веке до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время возникновения философии это появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпоху К. Ясперс называет «осевым временем». Новое, возникшее в эту эпоху в трех культурах (Китае, Индии, Греции), – считал К. Ясперс, – сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира.
Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философское знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков. Тем не менее, вопросы жизни и смерти, происхождения человека и мира волновали и представителей этих нефилософских культур. Очевидно, их ответы были другого рода.
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология. По словам Х. Гадамера, миф – это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мироздания, возникновении культуры и человека. Мифология представляет собой более или менее развернутый комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении и устройстве мира, о возникновении социума и человека, проигрываются основные ситуации, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни. Миф, таким образом, есть начало человеческой культуры, первая форма действительно культурной деятельности человека.
Миф одновременно является особым типом представления о реальности и повествования о ней. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил. Мифы утверждали определенную систему ценностей, санкционировали или запрещали определенные формы поведения. Другими словами, мифы выступали стабилизаторами социальной жизни и гарантировали единство социума.
В современной науке идет спор о соотношении обряда и ритуала, с одной стороны, и мифологического повествования – с другой. Вопрос о связи между мифом и ритуалом, а также о генетической первичности того или другого остается открытым. Определенно можно сказать только, что значительная часть ритуалов, существовавших у древнего человека или наблюдаемая этнографами в примитивных современных сообществах, сопровождается мифологическим повествованием. С другой стороны, не всегда удается найти обряды и ритуалы, которые соответствовали бы отдельным мифам в развитой мифологии, такой, например, как греческая мифология. Следует также иметь в виду, что, связь между мифом и ритуалом не однозначна.
Главным свойством мифологического сознания является синкретичность. Мифологическое сознание не разделяет объект и субъект, познание и переживание, человека и природу. В мифологических представлениях все может быть всем. Существует и еще один оттенок смысла в термине «синкретичность». В мифе в нерасчлененной форме сосуществовали начала объективного знания о мире, зачатки религиозных верований, первоначальные основы искусства. Затем в ходе развития культуры эти формы эмансипировались от мифа и обрели собственные четкие очертания.
Вторая важная особенность мифологического сознания нечувствительность к противоречиям. Мифологическое сознание совершенно безразлично относится к объективной связи явлений, в мифологической интерпретации любой предмет, явление или человек может в то же время быть и чем-либо другим. Источником мифологических ассоциаций является вовсе не опыт или строгий интеллект, а человеческая фантазия и, питающее её, образное мышление.
Следующей особенностью мифологического сознания является установление особого типа связей между явлениями, не укладывающегося в модель соотношений причин и следствий. Миф предлагает несколько типов связей. Во-первых, это метаморфоза (превращение). Предметы, явления, люди, животные и т.п. превращаются друг в друга, следуя за прихотливой фантазией древнего человека. Во-вторых, это связи по ассоциациям. Мифологическому сознанию ничего не стоит соотнести дыхание и душу или сон и смерть. В-третьих, телеологичность. Объяснение связи между явлениями в мифе происходит не от причины, а от цели. В мифе все события и явления стремятся к заранее заданной цели, все, что происходит, происходит в силу предзаданной цели.
Ещё одно важное свойство мифологического сознания – символичность. Древний человек оперирует не понятиями и категориями, а символами и образами, которые не имеют четко локализованных, однозначных смыслов. Кроме того, в отличие от абстрактных понятий, когда «дерево» означает все возможные деревья, символы всегда конкретны: «древо жизни» обладает вполне конкретными характеристиками и может быть одним из деревьев в ближайшем лесу. Свойство символичности проявляется и в действующем в мифе принципе олицетворения, персонификации. Природные явления, стихии, культурные достижения, человеческие чувства и переживания выступают в виде личностей. Так, например, солнце в греческой мифологии – это бог Гелиос, земля – богиня Гея, время – отец Зевса – Хронос, эмоция страха– мифологический персонаж Фобос.
Важнейшая черта мифологического сознания – коллективность. Миф творится первобытным коллективом, а не отдельной личностью. Особенностью мифологических коллективных представлений является их эмоциональная насыщенность и суггестивность.
И последним свойством мифологического сознания, на которое следует обратить внимание, является авторитарность. Миф не оставляет возможности для личностного, свободного проявления индивида, не допускает критики по поводу своих положений, оставляя человеку лишь возможность как можно более точной трансляции его формул и воспроизведения предзаданных норм.
Миф не преодолевается полностью в ходе развития культуры. В современном коллективном массовом сознании, а также в индивидуальном обыденном проявляются фундаментальные черты первобытного мифа. Этот факт дает основание сказать, что миф сохраняет свои позиции, модифицируясь и приспосабливаясь к новым условиям. Безусловно, современный миф отличается от первобытного, однако эти отличия не отменяют его специфической природы, позволяющей идентифицировать данный тип сознания как мифологический. Миф не просто вернулся вместе с XX в., он продолжал существовать на протяжении всей истории человечества в религии, искусстве, политике.
Однако вернемся к древней мифологии и к проблеме генезиса философского знания. Постепенно в синкретическом комплексе мифологического сознания формируются религия, искусство, философия, немного позднее из комплекса теоретических знаний выделяются конкретно-научные дисциплины.
Философия заимствует у мифологии мировоззренческий характер, однако предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем. Взгляд философии на человека и мир – это взгляд объективности и достоверности, точка зрения разума. Философия с самого начала возникает как поиск мудрости, означающей гармонию знаний о мире и жизненного опыта. Вместо образа и символа, которые были характерны для мифа, философия предлагает рациональные понятия и категории. В ранней философии причудливым образом переплетаются начала нового теоретического, объективного знания и мифологические представления. Особенно это заметно в натурфилософских концепциях древних греков. Даже в классической греческой философии, например в системе Платона, еще сохраняются фрагменты мифологического.
Однако философский ответ на мировоззренческие вопросы радикально отличается от мифологического решения. Для того чтобы подтвердить эту идею, достаточно проследить отличие философии от мифа по вышеперечисленным свойствам.
Во-первых, философское сознание предполагает другой уровень понимания категорий, которое мифологический синкретизм не удовлетворяет. Поэтому, придя на смену предшествующих форм, оно начинает уточнять специфику отношения субъекта и объекта, сознания и бытия, знания и переживания, человека и природы, индивида и социальной группы, культуры в целом и культуры индивидуального существования, добиваясь их исторической конкретности и однозначным.
Во-вторых, философские идеи разных философов могут быть несравнимыми, создавая видимость противоречивости, однако внутри одной философской системы противоречия недопустимы, философское мышление стремится разрешать противоречия.
В-третьих, философия – это и другой способ объяснения, не принимающий объяснения связи явлений посредством превращения или по ассоциации. Философия выстраивает причинно-следственные цепочки для объяснения культурных или природных явлений. В некоторых философских системах присутствует телеологический способ объяснения, однако он не является доминирующим.
В-четвертых, философское мышление не символично, это мышление в строгих понятиях и категориях, где образность допускается, но лишь как дополнительное средство иллюстрации, как форма подачи материала, но никогда как основное философское содержание. В-пятых, в противоположность мифологии философия не авторитарна, о критическом характере философского знания говорилось выше. И в-шестых, в философии всегда можно проследить авторство той или иной идеи. Философия носит личностный характер, как в плане возникновения идей, так и в плане своей направленности: философия создается конкретными личностями и апеллирует к личностям.
- Оглавление
- Тема I. Особенности философского знания………….9
- Тема II. Развитие философского знания.
- Тема III. Философское учение о бытии…………………69
- Тема IV. Философское учение об обществе………….108
- Тема V. Философское учение о человеке…………….133
- Тема VI. Философское учение о сознании…………...144
- Тема VII. Философское учение о познании………….175
- Тема VIII. Будущее человека и человечества………209
- Предисловие
- Тема I . Философия: предмет, сущность, функции место и роль философии в культуре. Особенности философского знания
- 1. 1. Место философии в системе духовной культуры
- 1. 2. Современное представление о философии
- 1. 3. Философия как мировоззрение – есть предельное обобщение всего сущего через универсальные категории бытия
- 1. 4. Становление философии. Философия и мифология
- 1. 5. Религиозная, философская и научная картины мира.
- 1. 6. Основные этапы развития философии и основные достижения философии, структура ядра философского знания
- 1. 7. Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
- 1. 8. Основные функции философии
- 1. 9 . Структура философского знания и типология философских учений
- Тема II. Развитие философского знания.
- 2.1. Античная философия
- 2.2. Европейская философия Средних веков
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения
- 2. 4. Философия Нового времени и Просвещения
- 2. 5. Немецкая классическая философия
- 2. 6. Постклассическая философия
- 2. 7. Основные направления философии XX века
- Тема: III. Философское учение о бытии
- 3. 1. Понятие бытия
- 3. 2. Категория бытия в истории философии
- 3. 3. Онтология как учение о бытии и о содержании мира
- 3. 4. Концепция бытия человека. Понятие полноты бытия и собранного субъекта в философии м. Мамардашвили
- 3. 5. Материя, как философская категория
- 3. 6. Структурные уровни организации материи и универсальные свойства материи
- 3. 7. Проблема единства и многообразия мира
- 3. 8. Системная организация мира
- 3. 9. Движение как способ существования материи
- 3. 10. Пространство и время как формы существования
- 3. 11. Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика и синергетика
- 3. 12. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности
- 3. 13. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности
- 3. 14. Проблемные вопросы онтологии
- 4. 1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества
- 4. 2. Экономическая сфера общества
- 4. 3. Политическая и правовая сферы общества
- 4. 4. Социальная сфера общества как система связей
- 4. 5. Духовная сфера общества
- 4. 6. Личность в обществе и истории
- 4. 7. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса
- 4. 8. Культура и цивилизация. «Формационная» и «цивилизационная» концепции истории
- Тема V. Философское учение о человеке
- 5. 1. Проблема человека в истории философии
- 5. 2. Индивид, личность, индивидуальность
- 5. 3. Человек, общество и природа
- 5. 4. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы
- Тема VI. Философское учение о сознании
- 6.1. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии
- 6. 2. Структура сознания. Сознание и самосознание
- 6. 3. «Сознание – бытие» в наследии м.Мамардашвили
- 6. 4. Сознательное и бессознательное
- 6. 5. Познавательные способности человека
- 6. 6. Мышление и язык
- 6. 7. Сознание и мозг
- 6. 8. Проблема идеального начала
- 6.9. Неизбежность метафизики по лекции м.Мамардашвили Обоснование необходимости творчества
- Тема VII. Философское учение о познании
- 7. 1. Проблема познания в гносеологии
- 7. 2. Понятие истины. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины
- 7. 3. Проблема критериев истины
- 7. 4. Виды знания. Понятие науки. Взаимосвязь философии и науки
- 7. 5. Проблема критериев научности
- 7. 6. Принципы научного познания по м. Мамардашвили
- 7. 7. Структура научного знания
- 7. 8. Развитие науки. Понятие научной революции
- 6. 8. Методы и формы научного познания
- 7. 10. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм
- 7. 11. Типы рациональности. Научная и философская рациональность
- 7. 12. Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание
- Тема VIII: будущее человека и человечества. Возможные сценарии
- Литература
- Словарь терминов.
- Тема 1. Особенности философского знания
- Тема 2. Развитие философского знания.
- Тема 3. Философское учение о бытии
- Тема 4. Философское учение об обществе
- Тема 5. Философское учение о человеке
- Тема 6. Философское учение о сознании
- Тема 7. Философское учение о познании.