4. 4. Социальная сфера общества как система связей
Социальная сфера общества представляет собой систему исторически сложившихся упорядоченных связей и отношений между различными видами общности людей. Формы общности выступают элементами социальной системы. Различают три основных типа общностей:
– естественноисторические общности – раса, поколение, пол;
– этно-исторические – род, народность, нация, этнос;
– социально-исторические – сословия, касты, классы, страты.
Особой формой общности, несущей в себе характеристики естественно-, этно- и социально-исторических общностей, является семья. Семья – общность супругов и их детей, предполагающая половое и возрастное разделение труда. Благодаря семье ребенок впервые включается в систему социальных и культурных связей, вступает в общение, формируется как полноценная личность. Главная функция семьи – воспроизводство человеческого рода.
Брак – это санкционированные обществом отношения мужчины и женщины, образующие основу для формирования семьи. Семья и брак развиваются одновременно с развитием общества и последовательно приобретают различные формы. Исторически первой формой брака считается групповой брак, при котором все мужчины одного рода являются потенциальными мужьями всех женщин другого рода. При этом супруги остаются жить в своих родах, а рождающиеся дети принадлежат роду матери. Более поздней формой является парный брак – относительно устойчивый союз мужчины и женщины, не предполагающий совместного ведения хозяйства.
Раса – наиболее широкая естественноисторическая общность – группа людей с общими биологическими чертами, передающимися генетически. Такими общими чертами являются цвет кожи, цвет и разрез глаз, очертания головы, форма носа, структура волос, т.е. несущественные физические характеристики. Биологические черты, определяющие сущностные видовые признаки человека (объем и строение головного мозга, особенности скелета, характер мышц), у представителей разных рас одинаковы. Социокультурные реалии жизни представителей разных рас также являются общими и никак не связаны с физическими различиями.
Выделяют три типа расс: европоидную рассу, монголоидную, и негроидную рассу. Их различия можно определить только среднестатистически. У отдельного представителя той или иной рассы вполне могут присутствовать характеристики, присущие представителям другой рассы. Кроме того, существуют смешанные рассовые типы: метисы и мулаты, которые являются потомками негроидной и европоидной расс. Помимо этого выделяют неопределенные типы, которые изначально имеют признаки разных рас. Например, аборигены Австралии – единство физических характеристик европеоидной и негроидной рас, аборигены Полинезии – трех основных типов рас.
Естественноисторическая общность людей также складывается на основе биологического различия людей. Различие социокультурных условий существования разных полов следует считать историческим, преходящим фактом, задаваемым особенностями культурного развития человечества. Те эмоциональные и интеллектуальные характеристики, которые традиционно приписываются одному полу, вполне могут быть свойственны другому. В современном обществе происходит трансформация социальных ролей мужчины и женщины, что влечет за собой и изменение традиционных социокультурных реалий.
Поколение – естественноисторическая общность, выделяемая во многом условно. Предлагаются разные критерии для определения границ между поколениями. Так, одни авторы выделяют поколения по принципу отцы – дети, т.е. устанавливают разницу примерно в 25 лет, другие – 15 или 10 лет. Безусловно, возрастные различия между людьми определяют различия в их социокультурном положении, однако связывать это только с возрастом было бы нелепо. Очень многое зависит от других факторов, напрямую не сводимых к возрасту и не выводимых из него: ценностных, мировоззренческих, профессиональных, этнокультурных и т.п.
Исторически первой формой этноисторической общности является род – первобытное объединение кровных родственников. Несколько родов, проживающих на одной территории, составляют племя. В своем развитии род прошел два этапа: материнский род (матриархат) и отцовский (патриархат).
На этапе патриархата род преобразуется в народность, которая возникает в результате смешения племен, вытеснения кровнородственных связей иными. Народность определяется как языковая, территориальная и культурная общность людей.
По мере развития капиталистических отношений усиливаются экономические взаимодействия между людьми, возникает феномен национального рынка. Процессы экономической интеграции способствуют превращению народности в нацию. Нация – форма общности людей, характеризующаяся общностью территории, экономической жизни, единством языка, культуры и менталитета. Необходимо отметить, что ни одна из характеристик нации, взятая в отдельности от других, не является достаточной для выделения этого типа общности. Например, существуют нации, которые не проживают на одной территории, и, напротив, в рамках одного территориального единства сосуществуют различные нации. Или представители различных наций могут говорить на одном языке, в то время как можно назвать полиязыковые нации. Что касается единства экономической жизни, то в условиях происходящего сейчас процесса глобализации экономическая жизнь становится единой для представителей многих наций, при этом этнические различия, связанные с особенностями языка, культуры, ментальности не устраняются.
В современных исследованиях широкое распространение получил термин «этнос». Понятия «нация» и «этнос» следует считать взаимозаменимыми, их изначальные смыслы тождественны. Само слово нация латинское , этнос – греческое. Смысл этих слов и там и там одинаков – народ. Термин «этнос» употребляется при необходимости подчеркнуть ментальные, языковые или культурные различия между людьми, в термине «нация» подчеркивается единство экономической жизни и компактность проживания тех или иных народов.
В интерпретации социально-исторических общностей существует два подхода: классовая теория и концепция социальной стратификации и мобильности.
Классовая теория была предложена марксизмом и напрямую связана с формационным подходом к пониманию истории. Основной социально-исторической формой общности в марксизме считаются классы. Классы – это большие группы людей, различающиеся в основном по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства. Кроме того, классы отличаются по их роли в общественной организации труда, а также по способам получения той доли общественного богатства, которой они располагают. Классовое деление определяется экономической структурой общества.
Классовая теория была адекватна той социальной и экономической реальности, в которой она создавалась – середина XIX века. Однако выделение классов как основных социальных единиц современного общества нельзя считать удачным. Теория социальной стратификации и мобильности более приемлема для описания социальной структуры общества конца XX – начала XXI веков.
Согласно этой концепции основной формой социально-исторической общности является страта – группа людей, объединенных общим социально-экономическим статусом, уровнем культуры и образования, групповым самосознанием, политическими ориентациями, особенностями быта и досуга. Основным критерием для выделения страты является социально экономический статус, который определяется родом занятий, источником и размером дохода, местом в социальной иерархии.
В современном обществе выделяют до шести основных страт. Основную часть населения в развитых обществах составляет средний класс. Средний класс – относительно зажиточная, социально самостоятельная и политически активная часть общества, осознающая свои групповые интересы. Именно в силу активности и самостоятельности средний класс является основой гражданского общества и выступает стабилизатором всей социальной системы. В экономически и политически развитых обществах средний класс имеет тенденцию к росту.
Теория социальной мобильности описывает возможности перемещений внутри социальной структуры из одной страты в другую, существующие в различных общественных системах. Выделяют горизонтальную и вертикальную социальную мобильность.
Общество с большими возможностями вертикальной мобильности называют открытым, с ограниченными возможностями – закрытым обществом. При этом в закрытом обществе могут сохраняться возможности для горизонтальной мобильности, но и они, как правило, ограничены.
Горизонтальная мобильность – изменение положения в социальной структуре без качественного изменения социально-экономического статуса: смена места жительства или рода занятий. Вертикальная социальная мобильность связана с заметным качественным изменением социального статуса – переходом из одной страты в другую.
В отличие от классовой теории, концепция социальной стратификации и мобильности предполагает развитие социальной структуры общества без катастрофических, революционных преобразований. В открытых обществах человек имеет возможность перемещаться из страты в страту, повышать свой социально-экономический статус без кардинального переустройства всего общественного целого. Теория социальной стратификации и мобильности является наиболее распространенной в современной социальной науке и философии.
- Оглавление
- Тема I. Особенности философского знания………….9
- Тема II. Развитие философского знания.
- Тема III. Философское учение о бытии…………………69
- Тема IV. Философское учение об обществе………….108
- Тема V. Философское учение о человеке…………….133
- Тема VI. Философское учение о сознании…………...144
- Тема VII. Философское учение о познании………….175
- Тема VIII. Будущее человека и человечества………209
- Предисловие
- Тема I . Философия: предмет, сущность, функции место и роль философии в культуре. Особенности философского знания
- 1. 1. Место философии в системе духовной культуры
- 1. 2. Современное представление о философии
- 1. 3. Философия как мировоззрение – есть предельное обобщение всего сущего через универсальные категории бытия
- 1. 4. Становление философии. Философия и мифология
- 1. 5. Религиозная, философская и научная картины мира.
- 1. 6. Основные этапы развития философии и основные достижения философии, структура ядра философского знания
- 1. 7. Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
- 1. 8. Основные функции философии
- 1. 9 . Структура философского знания и типология философских учений
- Тема II. Развитие философского знания.
- 2.1. Античная философия
- 2.2. Европейская философия Средних веков
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения
- 2. 4. Философия Нового времени и Просвещения
- 2. 5. Немецкая классическая философия
- 2. 6. Постклассическая философия
- 2. 7. Основные направления философии XX века
- Тема: III. Философское учение о бытии
- 3. 1. Понятие бытия
- 3. 2. Категория бытия в истории философии
- 3. 3. Онтология как учение о бытии и о содержании мира
- 3. 4. Концепция бытия человека. Понятие полноты бытия и собранного субъекта в философии м. Мамардашвили
- 3. 5. Материя, как философская категория
- 3. 6. Структурные уровни организации материи и универсальные свойства материи
- 3. 7. Проблема единства и многообразия мира
- 3. 8. Системная организация мира
- 3. 9. Движение как способ существования материи
- 3. 10. Пространство и время как формы существования
- 3. 11. Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика и синергетика
- 3. 12. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности
- 3. 13. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности
- 3. 14. Проблемные вопросы онтологии
- 4. 1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества
- 4. 2. Экономическая сфера общества
- 4. 3. Политическая и правовая сферы общества
- 4. 4. Социальная сфера общества как система связей
- 4. 5. Духовная сфера общества
- 4. 6. Личность в обществе и истории
- 4. 7. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса
- 4. 8. Культура и цивилизация. «Формационная» и «цивилизационная» концепции истории
- Тема V. Философское учение о человеке
- 5. 1. Проблема человека в истории философии
- 5. 2. Индивид, личность, индивидуальность
- 5. 3. Человек, общество и природа
- 5. 4. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы
- Тема VI. Философское учение о сознании
- 6.1. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии
- 6. 2. Структура сознания. Сознание и самосознание
- 6. 3. «Сознание – бытие» в наследии м.Мамардашвили
- 6. 4. Сознательное и бессознательное
- 6. 5. Познавательные способности человека
- 6. 6. Мышление и язык
- 6. 7. Сознание и мозг
- 6. 8. Проблема идеального начала
- 6.9. Неизбежность метафизики по лекции м.Мамардашвили Обоснование необходимости творчества
- Тема VII. Философское учение о познании
- 7. 1. Проблема познания в гносеологии
- 7. 2. Понятие истины. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины
- 7. 3. Проблема критериев истины
- 7. 4. Виды знания. Понятие науки. Взаимосвязь философии и науки
- 7. 5. Проблема критериев научности
- 7. 6. Принципы научного познания по м. Мамардашвили
- 7. 7. Структура научного знания
- 7. 8. Развитие науки. Понятие научной революции
- 6. 8. Методы и формы научного познания
- 7. 10. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм
- 7. 11. Типы рациональности. Научная и философская рациональность
- 7. 12. Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание
- Тема VIII: будущее человека и человечества. Возможные сценарии
- Литература
- Словарь терминов.
- Тема 1. Особенности философского знания
- Тема 2. Развитие философского знания.
- Тема 3. Философское учение о бытии
- Тема 4. Философское учение об обществе
- Тема 5. Философское учение о человеке
- Тема 6. Философское учение о сознании
- Тема 7. Философское учение о познании.