2. 7. Основные направления философии XX века
Особенностью развития современной философии является плюрализм философских идей, концепций, школ и направлений. В данном параграфе мы бегло рассмотрим лишь некоторые из них, наиболее влиятельные направления современной философии: феноменология, неотомизм, структурализм, философская антропология, экзистенциализм, герменевтика, неопозитивизм, постпозитивизм, постмодернизм, психоаналитическая философия и персонализм.
Феноменология – влиятельнейшее направление в философии XX века, связанное с именем Эдмунда Гуссерля. Отдельные феноменологические идеи можно обнаружить в предшествующей философии, в частности у Ф. Брентано, А. Мейнонга, однако целостная феноменологическая концепция сложилась только в 20-е годы XX века. Основной проблематикой феноменологии является онтологическая и гносеологическая.
Феноменологию иногда характеризуют как разновидность интуитивизма, поскольку предметом философского познания Э. Гуссерль считает чистые сущности, интуитивно усматриваемые в потоке сознания. Предшествующую философию немецкий философ называет наивной, ее основные идеи складываются в результате естественной установки сознания, которая должна быть преодолена в феноменологии. Естественная установка – направленность сознания вовне, должна быть изменена на феноменологическую установку, в результате которой сознание обратится к самому себе. Способом изменения естественной установки Э. Гуссерль считает особый метод – феноменологическую редукцию. В результате феноменологической редукции сознание освобождается от эмпирического, индивидуального содержания и обращается к собственным чистым структурам. Обнаруживаемое в результате феноменологической редукции чистое сознание конституирует мир смыслов.
Основным свойством чистого сознания Э. Гуссерль считает интенциональность – направленность на объект. Сознание никогда не является «пустым», оно всегда есть «сознание о чем-то». Не следует понимать интенциональность как направленность сознания на внешний мир и путать с естественной установкой. Интенциональными предметностями сознания выступают его собственные структуры, эти предметности идеальны, а не физичны.
В поздних работах Э. Гуссерль вводит понятие жизненного мира – универсального поля дорефлексивных структур, служащих фоном и почвой для чистого сознания и шире – предпосылкой любой культурной деятельности человека. Жизненный мир интерсубъективен, это бытие вместе с другими, первичное по отношению к самосознающему чистому «я». В поздних работах Э. Гуссерля центральной темой становится тема кризиса европейской науки и философии. Причиной кризиса немецкий философ называет отрыв философии от собственных основ, забвение своей мировоззренческой природы и неразрывной связи с ценностями. Следствием кризиса философии Э. Гуссерль считает кризис всей западноевропейской культуры.
Феноменологический метод, предложенный Э. Гуссерлем, стал одним из наиболее широко используемых методов не только в философии (экзистенциализм, герменевтика), но и в некоторых направлениях социологии, психологии и психиатрии. Феноменология является последней философской системой XX века, после которой западное философствование утратило систематичность.
Философская антропология возникла в 20–30-е годы XX века и связана с именами Макса Шелера, Гельмута Плеснера, Арнольда Гелена и др. Конкретную школу в современной западной философии не следует отождествлять с антропологией – разделом философского знания. Антропологическая проблематика в явном или редуцированном виде присутствует в любой философской системе, но в философской антропологии она становится доминирующей.
Основной проблемой философской антропологии является построение целостной концепции человека. М. Шелер определяет философскую антропологию как науку о сущности человека, о его отношении к различным сферам природы, о его происхождении, силах, которые им движут, о возможностях его развития. Главной особенностью человека представители философской антропологии считают наличие у него духа, который позволяет подняться над биологической природой, преодолеть инстинктивную запрограммированность себя. Человек, с одной стороны, разорван между духом и телом, но, с другой стороны, именно эта разорванность позволяет ему открыться миру, различить добро и зло, увидеть красоту, начать творить. С биологической точки зрения человек недостаточен, но дух позволяет ему преодолеть биологическую ограниченность и адаптироваться к реальности лучше, чем животному. Человек творит культуру для того, чтобы выжить, именно поэтому он никогда не является только биологическим существом. Человек может быть чем-то большим или чем-то меньшим, чем животное, но животным – никогда.
Философская антропология оказала существенное влияние на развитие частных наук о человеке, однако в философии не имела серьезного продолжения. На смену философской антропологии пришел экзистенциализм, отказавшийся от представления о предзаданной сущности человека.
Экзистенциализм сформировался в Европе в первой половине XX века. Его источниками считаются философия С. Кьеркегора, основные идеи философии жизни и феноменология Э. Гуссерля. Понятие «экзистенциализм» объединяет целый ряд философских учений, различаемых обычно по национальному признаку. Представителями русского экзистенциализма являются Николай Бердяев и Лев Шестов; французского – Жан Поль Сартр, Альберт Камю, Габриэль Марсель; немецкого – Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс; испанского – Хосе Ортега-и-Гассет. Вариантом японского экзистенциализма является литературное творчество Кобо Абэ. Различают также религиозную версию экзистенциализма (Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Лев Шестов, Мартин Бубер) и атеистическую (Альберт Камю, Жан Поль Сартр, Мартин Хайдеггер и др.). Основной проблематикой экзистенциализма является антропологическая и аксиологическая проблематика. Своеобразием экзистенциализма можно считать то, что даже онтология мыслится как вариант антропологии, и природа бытия вообще постигается через анализ бытия человека.
Исходным в экзистенциализме, или философии существования, признается индивидуальное бытие, которое выступает источником любых знаний и ценностей. Основной темой экзистенциализма является тема человека, находящегося в кризисной, конфликтной ситуации. Эфемерность и иллюзорность индивидуального бытия, отсутствие гарантированности и обеспеченности жизни таков основной лейтмотив философии существования.
Индивидуальное существование провозглашается экзистенциалистами первичным существованием, не только по отношению к общественному, социальному бытию, но и по отношению к сущности самой личности. Человек сначала рождается в определенном месте и времени, которых не выбирал, живет в мире, чьих законов не устанавливал, и только в процессе существования обретает свою сущность, а точнее, создает ее. Ясное осознание негарантированности и необеспеченности бытия, осознание конечности жизни позволяет человеку обрести свободу и вместе с ней силы противостоять абсурдной реальности.
В последней трети XX века влияние экзистенциализма в философии ослабло, однако его идеи по-прежнему продолжают питать литературу и искусство.
Герменевтика в качестве философского направления возникла в середине XX в. Герменевтические идеи обнаруживаются в учениях разных философов, принадлежащих самым разным направлениям: в философии воли Ф. Ницше, философии жизни В. Дильтея, феноменологии Э. Гуссерля, экзистенциальной онтологии М. Хайдеггера. Собственно философская герменевтика связывается с именами Ханса Гадамера, Поля Рикера и др. В качестве методики толкования текстов герменевтика возникла еще в Античности, в XIX в. в учении Фридриха Шлейермахера она сформировалась в качестве общегуманитарного метода, а в XX в. обрела статус философской теории. Философская герменевтика сконцентрирована на онтологической и гносеологической проблематике.
Основные понятия герменевтики – текст, понимание, диалог и др. Любая культурная и человеческая реальность рассматривается как текст, который должен быть прочитан и понят. Понимание – постижение смысла культурных явлений и событий. Для достижения понимания вводится ситуация диалога между автором текста – создателем той или иной знаковой системы, и ее читателем, интерпретатором. Для того чтобы понимание состоялось, оно должно опираться на дорефлексивные, дорациональные структуры, которые обозначаются терминами «предпонимание», «пред-знание», «предрассудки», «традиция» и т.п. Понимание имеет универсальный характер. В онтологических версиях герменевтики оно определяется как способ существования человека в мире. В гносеологических версиях – как эпистемологическая процедура постижения смысла. Герменевтический метод применяется не только в сфере философского знания, но и в социологии, психологии, других науках о культуре и человеке. Идеи герменевтики оказали влияние на посмодернистскую философию.
Неопозитивизм и постпозитивизм.
В своем развитии позитивизм проходит три этапа. Первый позитивизм возник в середине XIX в. и связан с именами О. Конта, Г. Спенсера и Дж. Милля. Второй позитивизм, или эмпириокритицизм возник на рубеже XIX–XX веков, и, с одной стороны, развивал принципы первого позитивизма, а с другой – воспроизводил идеи субъективного идеализма XVII века. Второй позитивизм связан с именами Э. Маха и Р. Авенариуса. Третий позитивизм сложился в 20-е годы XX века и называется неопозитивизмом. Его представителями являются Морис Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел и др. Основная проблематика неопозитивизма гносеологическая.
Л. Витгенштейн – один из наиболее известных представителей неопозитивизма – предложил рассматривать философию как лингвистический анализ языка. По его мнению, все философские проблемы имеют языковый характер. Большинство вопросов возникают из неправильного употребления языка. Псевдопроблемы могут быть преодолены, если использовать в философии и науке строгий язык, понятия которого однозначно определены. Л. Витгенштейн предлагает идею создания универсального философского и научного языка. На эту роль предлагается язык формальной логики. В поздних работах Л. Витгенштейн вводит понятие языковых игр, под которыми он понимает языки, соответствующие различным видам деятельности человека. В теории языковых игр Л. Витгенштейн отказывается от идеи построения строгого формального языка философии и науки и предлагает рассматривать язык в естественной среде его функционирования.
Неопозитивизм, иначе называемый логическим позитивизмом, развивает верификационистскую концепцию знания и предлагает процедуру опытного подтверждения в качестве критерия отграничения научного знания от ненаучного. В логическом позитивизме философия превращается в узко понимаемую методологию научного познания, «очищаясь» от любых мировоззренческих проблем. Неопозитивизм, быстро обнаружив слабость и противоречивость своих исходных установок, был преодолен в различных постпозитивистских концепциях. Постпозитивизм отказался от поиска формально-логического критерия отграничения научного от ненаучного знания и частично реабилитировал философию в ее мировоззренческой функции. Представителями постпозитивизма являются Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Поль Фейерабенд. В постпозитивизме постепенно вырабатывается новый образ науки, соответствующий реалиям современной культуры.
Постмодернизм в качестве философского течения сформировался в последние десятилетия XX века и представляет собой современный вариант релятивизма и скептицизма. Основными представителями постмодернизма являются Мишель Фуко, Ролан Барт, Жак Деррида, Жиль Делез, Жорж Батай, Жан Бодрияр, Жан-Франсуа Лиотар и др. Постмодернизм осуществляет радикальную критику западной логоцентристской философской традиции, во всем ищущей порядок, первопричину, сущность и т.п., отказывая разуму в праве устанавливать ценности, открывать истину, определять границы и задавать правила. Сам принцип рациональности постмодернисты рассматривают как результат «империализма рассудка», ограничивающего спонтанность работы мысли и воображения.
Постмодернизм использует темы, прежде считавшиеся запретными или нефилософскими, такие как смерть, безумие, секс и т.п., для того чтобы по-новому говорить о культуре. Рассматривая реальность как совокупность разного рода знаковых систем, и настаивая на произвольности связи между знаком и значением, постмодернизм отказывается от понятия объективности. Та действительность, с которой имеет дело человек, обладает семантической, знаковой природой, а знаки обозначают не объекты, а другие знаки.
Постмодернизм отказывается от понимания истины как открываемой и предлагает идею истины, каждый раз заново творимой. Истина зависит от языка, на котором говорит человек, а сам язык есть создание человека. Человек живет в реальности смыслов, и сам является одним из смыслов, а не субъектом, обладающим сознанием, волей и т.п. Постмодернизм отказывается от привычного в классической и постклассической философии способа идентификации личности через соотнесение ее с чем-то внешним и определенным – Богом, Благом, Истиной, Красотой и т.п.
В последние десятилетия XX в. радикально меняется взгляд западного человека на самого себя. Личность более не понимается как целостность и единство, выражающееся в чувстве «я». Каждый человек есть множество «я», множество смыслов, пересекающихся или непересекающихся, конфликтующих или неконфликтующих между собой. Как нет определенности и однозначности во внешнем существовании, так нет определенности и во внутреннем бытии личности. Личность плюральна, а все, так называемые, «высшие ценности» – фикции, созданные разумом с целью отвлечь человека от самой жизни. Задача философии, – по мнению постмодернистов, – интерпретация уже существующих и вновь создаваемых смыслов, которые совершенно равноправны, ибо нет высших и более достойных и низших, недостойных смыслов. Реальность в этом плане однородна.
Очевидно также влияние на постмодернизм философии воли Ф. Ницше, экзистенциализма, психоаналитической и аналитической философии, герменевтики, структурализма. Если характеризовать проблематику постмодернизма, то можно говорить о ней как об онтологической и гносеологической тематике, учитывая, однако, то обстоятельство, что постмодернизм отказывается от классического понимания этих проблем.
Таким образом, постмодернизм представляет собой общекультурное явление, которое проявляется не только в философии, но и социологии, литературоведении, лингвистике, семиологии, истории, искусствоведении, теологии и т.п. Постмодернизм завершает развитие западной философии XX века, делая последние выводы из постклассической критики разума.
- Оглавление
- Тема I. Особенности философского знания………….9
- Тема II. Развитие философского знания.
- Тема III. Философское учение о бытии…………………69
- Тема IV. Философское учение об обществе………….108
- Тема V. Философское учение о человеке…………….133
- Тема VI. Философское учение о сознании…………...144
- Тема VII. Философское учение о познании………….175
- Тема VIII. Будущее человека и человечества………209
- Предисловие
- Тема I . Философия: предмет, сущность, функции место и роль философии в культуре. Особенности философского знания
- 1. 1. Место философии в системе духовной культуры
- 1. 2. Современное представление о философии
- 1. 3. Философия как мировоззрение – есть предельное обобщение всего сущего через универсальные категории бытия
- 1. 4. Становление философии. Философия и мифология
- 1. 5. Религиозная, философская и научная картины мира.
- 1. 6. Основные этапы развития философии и основные достижения философии, структура ядра философского знания
- 1. 7. Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
- 1. 8. Основные функции философии
- 1. 9 . Структура философского знания и типология философских учений
- Тема II. Развитие философского знания.
- 2.1. Античная философия
- 2.2. Европейская философия Средних веков
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения
- 2. 4. Философия Нового времени и Просвещения
- 2. 5. Немецкая классическая философия
- 2. 6. Постклассическая философия
- 2. 7. Основные направления философии XX века
- Тема: III. Философское учение о бытии
- 3. 1. Понятие бытия
- 3. 2. Категория бытия в истории философии
- 3. 3. Онтология как учение о бытии и о содержании мира
- 3. 4. Концепция бытия человека. Понятие полноты бытия и собранного субъекта в философии м. Мамардашвили
- 3. 5. Материя, как философская категория
- 3. 6. Структурные уровни организации материи и универсальные свойства материи
- 3. 7. Проблема единства и многообразия мира
- 3. 8. Системная организация мира
- 3. 9. Движение как способ существования материи
- 3. 10. Пространство и время как формы существования
- 3. 11. Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика и синергетика
- 3. 12. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности
- 3. 13. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности
- 3. 14. Проблемные вопросы онтологии
- 4. 1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества
- 4. 2. Экономическая сфера общества
- 4. 3. Политическая и правовая сферы общества
- 4. 4. Социальная сфера общества как система связей
- 4. 5. Духовная сфера общества
- 4. 6. Личность в обществе и истории
- 4. 7. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса
- 4. 8. Культура и цивилизация. «Формационная» и «цивилизационная» концепции истории
- Тема V. Философское учение о человеке
- 5. 1. Проблема человека в истории философии
- 5. 2. Индивид, личность, индивидуальность
- 5. 3. Человек, общество и природа
- 5. 4. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы
- Тема VI. Философское учение о сознании
- 6.1. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии
- 6. 2. Структура сознания. Сознание и самосознание
- 6. 3. «Сознание – бытие» в наследии м.Мамардашвили
- 6. 4. Сознательное и бессознательное
- 6. 5. Познавательные способности человека
- 6. 6. Мышление и язык
- 6. 7. Сознание и мозг
- 6. 8. Проблема идеального начала
- 6.9. Неизбежность метафизики по лекции м.Мамардашвили Обоснование необходимости творчества
- Тема VII. Философское учение о познании
- 7. 1. Проблема познания в гносеологии
- 7. 2. Понятие истины. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины
- 7. 3. Проблема критериев истины
- 7. 4. Виды знания. Понятие науки. Взаимосвязь философии и науки
- 7. 5. Проблема критериев научности
- 7. 6. Принципы научного познания по м. Мамардашвили
- 7. 7. Структура научного знания
- 7. 8. Развитие науки. Понятие научной революции
- 6. 8. Методы и формы научного познания
- 7. 10. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм
- 7. 11. Типы рациональности. Научная и философская рациональность
- 7. 12. Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание
- Тема VIII: будущее человека и человечества. Возможные сценарии
- Литература
- Словарь терминов.
- Тема 1. Особенности философского знания
- Тема 2. Развитие философского знания.
- Тема 3. Философское учение о бытии
- Тема 4. Философское учение об обществе
- Тема 5. Философское учение о человеке
- Тема 6. Философское учение о сознании
- Тема 7. Философское учение о познании.