6.1. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии
Слова «познание» и «сознание» имеют общий корень – «знание», однако явления, обозначаемые этими терминами, не тождественны друг другу. Познание обозначает последовательное движение к знанию, а сознание – высшую способность психического отражения действительности, присущую человеку. Несмотря на то, что термин «сознание» отсылает к термину «знание», ошибочно сводить содержание сознания только к безличному знанию. В силу принадлежности живому человеку оно никогда не бывает бесстрастным отображением внешнего или внутреннего мира. Указание на неразрывную связь сознания с оценкой и переживанием содержится в английском варианте этого слова, где сознание соотносимо не со знанием, а с совестью. Об индивидуальном сознании следует говорить как о знании-переживании мира и самого себя. В каждом акте сознания одновременно присутствуют и знание, и оценка, и отношение.
Философская проблема сознания имеет гносеологическую, онтологическую, аксиологическую и праксеологическую стороны; она не может быть сведена только к проблеме познания, его условий и результатов. Вопрос о сознании неизбежно соотносится с вопросами о свободе и ответственности, добре и зле, правильном и неправильном действии и т.п. Отнесение к сознанию только тех актов, которые могут быть рационально воспроизведены и проинтерпретированы, устраняет из него всё спонтанное и непосредственное, что противоречит тому знанию, которое каждый человек имеет о самом себе и своем сознании.
С другой стороны, рассматривая проблему сознания, важно определить границы этого феномена и отделить его от других психических проявлений личности. Сознание, как бы широко оно ни трактовалось, не единственное личностное «измерение». Для обозначения всего комплекса психических проявлений человека в современной философии вводится понятие субъективности или субъективной реальности. Субъективность представляет собой комплекс сознательных и бессознательных, эмоциональных и интеллектуальных, ценностных и когнитивных проявлений человека. Это многомерная реальность, в структуре которой множество слоев и уровней; сознание – только один из них. Под сознанием следует понимать только тот пласт субъективности, который поддается контролю воли. В общем смысле сознание определяется как целенаправленное отображение действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения человека. Подобное представление сложилось не сразу. На протяжении длительного времени сознательные и бессознательные проявления человека не различались, а само сознание часто отождествлялось только с одним аспектом – интеллектом, мышлением.
Существенной чертой сознания является избирательность, его содержание есть результат индивидуального выбора. Это означает, во-первых, что не все ценности и знания, выработанные в культуре, входят в структуру индивидуального сознания, а во-вторых, те, что входят, приобретают индивидуальную форму и наполняются личностным смыслом.
Сложность проблемы сознания заключается еще и в том, что каждый акт сознания включает в себя в свернутом виде всю жизнь человека в ее уникальности и неповторимости. Сознание вплетено во все проявления человека и во многом является условием этих проявлений. Оно неотделимо от опыта жизни личности и поэтому должно изучаться вместе с ним. Но так сформулированная проблема сознания становится безграничной, поскольку жизненный опыт личности или культурный опыт человечества никогда не завершены. Тема сознания, таким образом, становится в один ряд с другими вечными философскими вопросами.
Сознание трудно определимо в качестве точного предмета научной или философской рефлексии, поскольку оно выступает и объектом, и субъектом этой рефлексии, постигает самое себя в собственных терминах и значениях. Подобная сложность феномена сознания породила множество трактовок этой проблемы в истории философии.
Современные представления о сознании имеют долгую предысторию. Понятие сознания – ключевое в философии, а вопрос о его природе – один из самых древних. Как только первые философы сформулировали проблему человеческого бытия, они столкнулись и с проблемой сознания. Сократ так определил главную задачу философа: познай самого себя. Иными словами, познай свою природу, в том числе природу собственного сознания, продвигайся по пути самопознания – именно в этом заключается мудрость. В греческой философии нет собственно понятия «сознание», но существуют как минимум четыре термина, которые можно соотнести с современным представлением о сознании: «нус» – творческий ум, «психея» – душа, «логос» – разум, «эйдос» – идея. В античной философии отсутствовало понимание различия осознаваемой и неосознаваемой психики. Одним из наиболее ярких достижений Античности стали размышления о природе разума, даже, несмотря на то, что греческие философы часто воспроизводили синкретические представления о слитности эмоционального и интеллектуального начал в человеке. Помимо этого в некоторых философских учениях, например у Демокрита, отождествлялись процессы материальные и психические.
Понятие «логос» можно считать ключевой категорией античной философии. Логос понимается и так человеческий разум, и как закон мироздания. Ориентированные на идею гармонии, греческие философы говорят о соразмерности большого космического логоса и малого космоса – разума человека. Человек вместе с его сознанием вписан в мир, существует в гармонии с ним. Для античной мысли не существовало проблемы сознания как таковой, скорее это была проблема обоснования гармоничности бытия космоса.
Средневековая философия различает божественный и человеческий разум. Божественный разум является прообразом человеческого разума. Второй божественный атрибут – воля, в соответствии с которой творится мир. Разум и воля делают человека божьим подобием. Христианская философия признает в качестве особой способность человека осознавать, что он есть образ и подобие Бога, и действовать в соответствии с этим знанием. В отличие от божественного разума, человеческий разум ограничен и слаб, а воля часто подталкивает к греху. Разум человека может стать источником гордыни, а свободная воля погубить бессмертную душу. Помимо таких, откровенно религиозных, интерпретаций проблемы сознания, в средневековой философии появляются и философские идеи. Так, в частности, вырабатывается понятие внутреннего опыта, гораздо более широкое, чем понятие «разум». В философии Аврелия Августина, особенно в его «Исповеди», осуществляется последовательная проработка этой проблемы. Понятие «внутренний опыт», во-первых, указывает на то, что философия открывает самосознание и перестает отождествлять сознание только с постижением окружающего мира, а во-вторых, происходит понимание того факта, что субъективность человека не может быть сведена только к деятельности разума.
В Новое время проблемы познания и сознания оказались тесно связанными, центром философии стала тема истинного знания и путей его достижения, поэтому философы не могли обойти вниманием вопрос о познавательных способностях. Рассмотрение сознания в таком аспекте вполне объяснимо: сознание – та способность, которая позволяет человеку получать знания о внешнем мире и о своих психических состояниях. Философия Нового времени полностью отождествила сознание, познание и мышление.
Немецкая классическая философия, продолжая тему познавательных способностей, вносит в ее интерпретацию ряд существенных изменений.
И. Кант впервые явно формулирует вопрос о том, как возможно сознание, как оно «работает». Речь теперь идет не просто о содержании сознания (мысли, ощущения, переживания и т.п.), ставится вопрос о его структурах, законах существования и границах познавательных возможностей человека. В философии И. Канта, помимо гносеологической трактовки сознания как некоторого знания, появляются аксиологические мотивы. И. Кант пишет три критики: «Критику чистого разума», проясняющую познавательные возможности сознания, «Критику практического разума», раскрывающую ценностный смысл сознания, и «Критику способности суждения», посвященную эстетической способности субъекта. По мысли немецкого философа, ценностный аспект сознания первичен, гносеологический – вторичен. Что касается эстетической способности, то И. Кант не уделил ей достаточного внимания. В результате третья «Критика» осталась недостаточно развернутой. Дальнейшие философские интерпретации этой темы связаны с разработкой аксиологических, праксеологических и онтологических аспектов.
Философы XX века принципиально меняет угол зрения на человека и его сознание. Философия жизни, экзистенциализм, персонализм, философская антропология, психоанализ занимаются изучением не столько сознания, сколько целостной субъективностью человека в единстве сознательных и бессознательных компонентов. Подчеркивается, что философия имеет дело с неисчерпаемым миром человеческой субъективности, который не поддается окончательному упорядочиванию и регулированию. Эта позиция наиболее последовательно выражена в философии жизни и экзистенциализме.
Феноменология Э. Гуссерля, которая, с одной стороны, является продолжением традиций классической философии, а с другой – предлагает новый метод и новые подходы к проблеме, представляет собой наиболее основательную концепцию сознания XX века. Э. Гуссерль считает, что чистое трансцендентальное сознание является единственным предметом подлинно научной философии. Основными компонентами структуры сознания он называет ноумены – чистые, вневременные сущности, которые можно понять по аналогии с эйдосами Платона или ценностями неокантианцев. Выявление этих неэмпирических структур и является задачей философии. Существенной характеристикой сознания, отличающей его от физических процессов, является интенциональность – направленность на объект: сознание никогда не бывает «пустым», оно всегда есть сознание «о чем-либо».
Другой развернутой концепцией сознания в философии XX века является диалектико-материалистическая концепция. В диалектическом материализме сознание определяется как функция высокоорганизованной материи – человеческого мозга. Сознание возникает и развивается на основе чувственно-предметной практической деятельности человека в ходе его взаимодействия с миром. Диалектический материализм различает общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание выступает аналогом духовной культуры, а его формами являются наука, философия, искусство, политика, мораль, религия, право. Индивидуальное сознание – сознание конкретного человека, в своем происхождении и развитии зависит от общественного сознания. Именно общественное сознание первично и является той основой, на которой формируется индивидуальное.
Отдельная тема в диалектическом материализме – тема активности сознания. Опираясь на теорию отражения, диалектические материалисты под активностью имеют в виду целенаправленность и избирательность сознания. Следствием такого подхода является, во-первых, критика механистического материализма с его идеей пассивности сознания. Во-вторых, критикуется идеализм. Он понимает сознание человека, как имманентную активность, изначально присущую субъекту. Причем, эта активность первична по отношению к объективному миру.
Кроме того, в диалектическом материализме подчеркивается социальная природа сознания. Если в онтогенетическом плане оно формируется в общении с другими людьми, то в филогенетическом сознание возникает и развивается в рамках трудовой и коммуникативной деятельности предков человека. Онтогенез – процесс развития индивида. Филогенез – процесс становления и развития человеческого рода. Человек не рождается сознательным существом, а становится таковым. Ребенок, в младенчестве изолированный от общения с другими людьми, не вырастает полноценной личностью, адаптированной к жизни в социуме и культуре. Сознание формируется и реализуется в совместном с другими людьми бытии и общении. Оно развивается, если только человек вовлечен в культуру, усваивает ее исторически выработанные формы и занимается самостоятельным культурным творчеством.
Из признания социальной природы сознания следует важный вывод о его характере и свойствах. Сознание диалогично, оно есть совместное с другими знание. Процесс сознания можно рассматривать как внутренний диалог «я» и «ты». При формировании сознания ребенка этот диалог осуществляется через внешнее взаимодействие с родителями, сверстниками и т.п. У взрослого человека диалог становится внутренним механизмом сознательного процесса; «другой», «ты» выступает в качестве внутреннего оппонента.
Еще одной влиятельной темой сознания в философии XX века является психоаналитическая концепция. 3. Фрейд, К. Юнг и их последователи предлагают собственную теорию сознания, рассматривая его в неразрывной связи с бессознательными структурами.
Проблема сознания может быть интерпретирована в гносеологическом, онтологическом, аксиологическом или праксеологическом ключе, выступая связующим звеном между различными разделами философского знания.
Онтологический аспект проблемы сознания предполагает решение вопроса о его происхождении, структуре, соотношении с самосознанием и бессознательным, прояснение связи сознания и материи. Гносеологический аспект связан с изучением познавательных способностей, благодаря которым человек получает новые знания. Аксиологический подход предполагает рассмотрение сознания с точки зрения его ценностной природы. Праксеологический – выводит на первый план деятельностные аспекты, обращая внимание на неразрывную связь сознания с действиями человека.
- Оглавление
- Тема I. Особенности философского знания………….9
- Тема II. Развитие философского знания.
- Тема III. Философское учение о бытии…………………69
- Тема IV. Философское учение об обществе………….108
- Тема V. Философское учение о человеке…………….133
- Тема VI. Философское учение о сознании…………...144
- Тема VII. Философское учение о познании………….175
- Тема VIII. Будущее человека и человечества………209
- Предисловие
- Тема I . Философия: предмет, сущность, функции место и роль философии в культуре. Особенности философского знания
- 1. 1. Место философии в системе духовной культуры
- 1. 2. Современное представление о философии
- 1. 3. Философия как мировоззрение – есть предельное обобщение всего сущего через универсальные категории бытия
- 1. 4. Становление философии. Философия и мифология
- 1. 5. Религиозная, философская и научная картины мира.
- 1. 6. Основные этапы развития философии и основные достижения философии, структура ядра философского знания
- 1. 7. Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
- 1. 8. Основные функции философии
- 1. 9 . Структура философского знания и типология философских учений
- Тема II. Развитие философского знания.
- 2.1. Античная философия
- 2.2. Европейская философия Средних веков
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения
- 2. 4. Философия Нового времени и Просвещения
- 2. 5. Немецкая классическая философия
- 2. 6. Постклассическая философия
- 2. 7. Основные направления философии XX века
- Тема: III. Философское учение о бытии
- 3. 1. Понятие бытия
- 3. 2. Категория бытия в истории философии
- 3. 3. Онтология как учение о бытии и о содержании мира
- 3. 4. Концепция бытия человека. Понятие полноты бытия и собранного субъекта в философии м. Мамардашвили
- 3. 5. Материя, как философская категория
- 3. 6. Структурные уровни организации материи и универсальные свойства материи
- 3. 7. Проблема единства и многообразия мира
- 3. 8. Системная организация мира
- 3. 9. Движение как способ существования материи
- 3. 10. Пространство и время как формы существования
- 3. 11. Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика и синергетика
- 3. 12. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности
- 3. 13. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности
- 3. 14. Проблемные вопросы онтологии
- 4. 1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества
- 4. 2. Экономическая сфера общества
- 4. 3. Политическая и правовая сферы общества
- 4. 4. Социальная сфера общества как система связей
- 4. 5. Духовная сфера общества
- 4. 6. Личность в обществе и истории
- 4. 7. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса
- 4. 8. Культура и цивилизация. «Формационная» и «цивилизационная» концепции истории
- Тема V. Философское учение о человеке
- 5. 1. Проблема человека в истории философии
- 5. 2. Индивид, личность, индивидуальность
- 5. 3. Человек, общество и природа
- 5. 4. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы
- Тема VI. Философское учение о сознании
- 6.1. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии
- 6. 2. Структура сознания. Сознание и самосознание
- 6. 3. «Сознание – бытие» в наследии м.Мамардашвили
- 6. 4. Сознательное и бессознательное
- 6. 5. Познавательные способности человека
- 6. 6. Мышление и язык
- 6. 7. Сознание и мозг
- 6. 8. Проблема идеального начала
- 6.9. Неизбежность метафизики по лекции м.Мамардашвили Обоснование необходимости творчества
- Тема VII. Философское учение о познании
- 7. 1. Проблема познания в гносеологии
- 7. 2. Понятие истины. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины
- 7. 3. Проблема критериев истины
- 7. 4. Виды знания. Понятие науки. Взаимосвязь философии и науки
- 7. 5. Проблема критериев научности
- 7. 6. Принципы научного познания по м. Мамардашвили
- 7. 7. Структура научного знания
- 7. 8. Развитие науки. Понятие научной революции
- 6. 8. Методы и формы научного познания
- 7. 10. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм
- 7. 11. Типы рациональности. Научная и философская рациональность
- 7. 12. Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание
- Тема VIII: будущее человека и человечества. Возможные сценарии
- Литература
- Словарь терминов.
- Тема 1. Особенности философского знания
- Тема 2. Развитие философского знания.
- Тема 3. Философское учение о бытии
- Тема 4. Философское учение об обществе
- Тема 5. Философское учение о человеке
- Тема 6. Философское учение о сознании
- Тема 7. Философское учение о познании.