3. 5. Материя, как философская категория
Материя как философская категория появилась для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания и отображается им. Само слово материя от латинского слова – вещество, – субстратная основа всех свойств. Субстрат – кладка, подстилка – общая основа многообразия явлений, совокупность оснований, взаимодействие которых обуславливает свойства системы. Как субстанция (сущность), материя – первооснова всего сущего, – по-Демокриту, и носитель свойств – у Б. Рассела. То есть то, что остаётся, если мы отбросим все свойства. Но, сделав это, мы понимаем, что от субстанции ничего не осталось. Поэтому субстанция – это своего рода удобный способ связывания событий в узлы, делает он заключение. У Э. Канта субстанция – то, что существует благодаря самой себе, и постоянно во времени. Благодаря субстанциональности материя – вторая по объему предельная категория бытия, аналог бытия, одна из фундаментальных характеристик мира, обнимающая весь диапазон современного знания в объёме 13 миллиардов световых лет. Не случайно другой великий философ – Г. Гегель под субстанциональностью понимал целостность и богатство содержания, а К. Маркс – активную причину всех форм. Совершенно то, что узнаваемо в развитии. (Не случайно любовь, как и личность, узнаётся по постоянству).
История философии демонстрирует разное понимание понятия материи. В разные исторические эпохи оно прошло несколько этапов смыслового наполнения. В начале было – натурфилософское – стихийное представление – о естественных первоначалах бытия. Учёные XVI–XVII веков – одухотворили материю. То если раньше материя представлялась как вещество – атомистическое – в Античности, созерцательное, метафизическое, агностическое – в Средневековье, то Просвещение механистически отождествляет материю то со сторонами и свойствами, то с формами и веществом.
В зависимости от решения основного вопроса философии существовали и различные концепции философии: материализм и идеализм. Монизм, дуализм, плюрализм, – в зависимости от решения проблемы о единстве Бытия. Метафизическая и диалектическая модель, – в зависимости от ответа на вопрос изменяется ли мир. Детерминизм и индетерминизм в зависимости от признания законов порядка или хаотичности мира.
Кант считал, что значение таких метафизических понятий в том, что они вносят в исследование радикальное упрощение, срабатывая, как формальная структура неформального бытия. Быть объективной реальностью – важнейшее свойство материи, которое существует как бесконечное множество структур, систем, явлений и форм.
Назначение категории «материя» состоит в том, что она задает материальное единство мира, его порядок, системность и преемственность. Как категория, «материя» явно и неявно отождествляется с физической, объективной реальностью, противоположной духу и сознанию, которые являются реальностью субъективной. Такое понимание находим у французских материалистов – П. Гольбаха, К. Гельвеция, Д. Дидро. При этом дух ими рассматривался как синоним сознания, активное формообразующее начало – носитель жизни. Движение понималось – как способ существования материи, а пространство и время – как формы проявления материи. Но ни причины развития, ни механизмы развития не были ещё ясны. Этим займутся представители немецкой классической философии. С позиций методологии гносеологии это был шаг вперед, но основной вопрос философии решался в пользу сознания.
Марксизм устраняет этот перекос и восстанавливает в правах обе стороны основного вопроса философии. Ленин проводит различие: материальным является то, что противостоит сознанию, отображается и зависит от него.
Методологическое значение этого определения понятия материи. Эвристический потенциал нового понятия материи был на порядок выше предшествующего. Понятие материи становится философским, безотносительным к её физическим свойствам и позволяет выйти из кризиса естествознания. С открытием рентгеновских лучей, радиоактивности, электронов появляется понятие поля, корпускулы, волны, с помощью которых фиксировалось состояние взаимодействия компонентов мира, отличных от устоявшихся представлений о веществе и характеризовалось не только дискретностью, но и континуальностью, отражающую непрерывность множества точек на прямой линии. А. Пуанкаре зафиксирует: становление физики микромира было пересмотром старых представлений о материальном мире, в результате которого материя исчезла. Философия поправила физику: исчезла не материя, а тот предел, до которого мы знали материю. Материю стали определять как субстанцию сущего бытия, которую сознание только отражает. Что это дало?
Понимание материи как субстанции, во-первых, позволило выйти за пределы противопоставления материи и сознания, выявить их связь единства и относительную противоположность. Начинается структурное, системное изучение материи, материю наука разобрала на части. Во-вторых, это позволило вывести сознание из движения материи. В-третьих, понимание материи как субстанции позволило представить мир как сложную самоорганизующуюся систему, элементы которой структурно организованы на всех уровнях: на неорганическом уровне – неживой природы, живой природы – биосферы, социосферы – общества, и ноосферы – сферы разума.
Современная философия преодолела противопоставление материи как объективной реальности сознанию как субъективной реальности, признав действительность внутреннего мира человека, который не менее реален, чем мир объективных вещей и процессов, признав, что бытие человека двойственно, поскольку человек есть и тело и сознание, и представляет собой единство объективного и субъективного. И само бытие человека сопряжено с одной стороны с бытием природы и с другой с бытием культуры. Поэтому классическое определение материи как объективной реальности стали называть гносеологическим, и не единственным, потому что кроме него появилось онтологическое понимание материи как субстанции.
- Оглавление
- Тема I. Особенности философского знания………….9
- Тема II. Развитие философского знания.
- Тема III. Философское учение о бытии…………………69
- Тема IV. Философское учение об обществе………….108
- Тема V. Философское учение о человеке…………….133
- Тема VI. Философское учение о сознании…………...144
- Тема VII. Философское учение о познании………….175
- Тема VIII. Будущее человека и человечества………209
- Предисловие
- Тема I . Философия: предмет, сущность, функции место и роль философии в культуре. Особенности философского знания
- 1. 1. Место философии в системе духовной культуры
- 1. 2. Современное представление о философии
- 1. 3. Философия как мировоззрение – есть предельное обобщение всего сущего через универсальные категории бытия
- 1. 4. Становление философии. Философия и мифология
- 1. 5. Религиозная, философская и научная картины мира.
- 1. 6. Основные этапы развития философии и основные достижения философии, структура ядра философского знания
- 1. 7. Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
- 1. 8. Основные функции философии
- 1. 9 . Структура философского знания и типология философских учений
- Тема II. Развитие философского знания.
- 2.1. Античная философия
- 2.2. Европейская философия Средних веков
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения
- 2. 4. Философия Нового времени и Просвещения
- 2. 5. Немецкая классическая философия
- 2. 6. Постклассическая философия
- 2. 7. Основные направления философии XX века
- Тема: III. Философское учение о бытии
- 3. 1. Понятие бытия
- 3. 2. Категория бытия в истории философии
- 3. 3. Онтология как учение о бытии и о содержании мира
- 3. 4. Концепция бытия человека. Понятие полноты бытия и собранного субъекта в философии м. Мамардашвили
- 3. 5. Материя, как философская категория
- 3. 6. Структурные уровни организации материи и универсальные свойства материи
- 3. 7. Проблема единства и многообразия мира
- 3. 8. Системная организация мира
- 3. 9. Движение как способ существования материи
- 3. 10. Пространство и время как формы существования
- 3. 11. Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика и синергетика
- 3. 12. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности
- 3. 13. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности
- 3. 14. Проблемные вопросы онтологии
- 4. 1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества
- 4. 2. Экономическая сфера общества
- 4. 3. Политическая и правовая сферы общества
- 4. 4. Социальная сфера общества как система связей
- 4. 5. Духовная сфера общества
- 4. 6. Личность в обществе и истории
- 4. 7. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса
- 4. 8. Культура и цивилизация. «Формационная» и «цивилизационная» концепции истории
- Тема V. Философское учение о человеке
- 5. 1. Проблема человека в истории философии
- 5. 2. Индивид, личность, индивидуальность
- 5. 3. Человек, общество и природа
- 5. 4. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы
- Тема VI. Философское учение о сознании
- 6.1. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии
- 6. 2. Структура сознания. Сознание и самосознание
- 6. 3. «Сознание – бытие» в наследии м.Мамардашвили
- 6. 4. Сознательное и бессознательное
- 6. 5. Познавательные способности человека
- 6. 6. Мышление и язык
- 6. 7. Сознание и мозг
- 6. 8. Проблема идеального начала
- 6.9. Неизбежность метафизики по лекции м.Мамардашвили Обоснование необходимости творчества
- Тема VII. Философское учение о познании
- 7. 1. Проблема познания в гносеологии
- 7. 2. Понятие истины. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины
- 7. 3. Проблема критериев истины
- 7. 4. Виды знания. Понятие науки. Взаимосвязь философии и науки
- 7. 5. Проблема критериев научности
- 7. 6. Принципы научного познания по м. Мамардашвили
- 7. 7. Структура научного знания
- 7. 8. Развитие науки. Понятие научной революции
- 6. 8. Методы и формы научного познания
- 7. 10. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм
- 7. 11. Типы рациональности. Научная и философская рациональность
- 7. 12. Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание
- Тема VIII: будущее человека и человечества. Возможные сценарии
- Литература
- Словарь терминов.
- Тема 1. Особенности философского знания
- Тема 2. Развитие философского знания.
- Тема 3. Философское учение о бытии
- Тема 4. Философское учение об обществе
- Тема 5. Философское учение о человеке
- Тема 6. Философское учение о сознании
- Тема 7. Философское учение о познании.