logo search
Лекции по философии

2. 4. Философия Нового времени и Просвещения

Философия Нового времени датируется XVII веком. Эта эпо­ха в западноевропейской истории знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики, среди которых ведущей становится физика. Развитие естествознания диктует основную проблему фи­лософской рефлексии — проблему построения универсаль­ного метода и универсальной науки. Гносеологическая проблематика становится центром философствования в XVII века.

Новое время провозглашает науку наиболее важной дея­тельностью человека, способной избавить его от всех бед и страданий. Очевидно, что метод такой науки также должен быть универсальным, гарантировать получение вечной, не­изменной, полной истины. Размышления о методе отодви­нули на задний план вопросы о бытии, человеке, смысле жизни и т.п. Самое себя философия Нового времени мыс­лит как универсальную систему окончательных научных истин, которая в случае правильного построения должна стать единственной, бесконечно растущей от одного поко­ления к другому системой идей, дающей окончательные ответы на все возможные вопросы.

Вокруг ответа на вопросы об универсальном методе и источнике научного познания в философии Нового време­ни сложились две конфликтующие позиции: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Дилемма эмпиризма и рацио­нализма существовала на протяжении всей истории фило­софии, однако в XVII веке дискуссия между представителями этих направлений стала нервом философии.

Представителями эмпиризма (сенсуализма) Нового вре­мени являются Френсис Бэкон, Джон Локк и Томас Гоббс. Сенсуалисты в качестве единственного источника познания признают опыт, а ведущей познавательной способностью считают сенситивную способность. Душа человека – чистая доска, на которой природа пишет свои письмена. На этом основании представители эмпиризма называют ин­дукцию универсальным научным методом. При этом ко­нечно, осознаются проблемы, связанные с вероятностной природой индуктивного знания, ищутся способы повыше­ния его достоверности.

Представителями рационализма Нового времени явля­ются Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Вильгельм Лейбниц. Рационалисты утверждают, что всеобщее и необ­ходимое знание невозможно получить из опыта, достовер­ное знание выводимо только из разума, который является главной познавательной способностью человека. В разуме изначально заложены всеобщие и необходимые истины, из которых по определенным логическим правилам выводится все содержание знания. Мышление действует наподобие ду­ховного автомата, который производит истину по заранее ус­тановленным правилам. На этом основании универсальным философским методом рационалисты считали дедукцию. Если сенсуалисты столкнулись с проблемой достоверности индуктивного знания, то рационалисты не могли удовлет­ворительно ответить на вопрос, откуда возникают познава­тельные ошибки, если истины заранее содержатся в уме и выводятся из него дедуктивным способом.

Несмотря на дискуссию по вопросам об источнике зна­ния и универсальном методе, рационализм и эмпиризм Но­вого времени не разделены непреодолимой стеной. Рацио­налисты не отрицают возможности сенситивного познания, не игнорируют опыт, но лишь утверждают, что достовер­ное знание невозможно вывести из опыта. Представители эмпиризма не отрицают роли интеллекта в познании, с по­мощью которого единичные данные органов чувств путем индукции организуются в общие знания, выступая, однако, против идеи врожденных истин, из которых выводится все содержание знания.

В Новое время сформировалась также идеалистическая версия сенсуализма, иначе называемая субъективным идеа­лизмом. Представителями этого направления являются Джордж Беркли и Дэвид Юм. Идеалистические сенсуалис­ты субъективизировали опыт, отождествив его с совокупно­стью ощущений. Тезис эмпиризма – все из опыта – был истолкован ими в субъективно-идеалистическом духе. Все, с чем человек сталкивается в опыте, – это его собственные чувственные впечатления, человек не знает ничего, кроме данных своего сознания, поэтому познаются не объектив­ные вещи, а их субъективные образы. На этом основании идеалистические сенсуалисты сделали вывод, что европей­ская философия и наука строятся на иллюзорных понятиях, фикциях ума, за которыми ничего не стоит. Такими по­нятиями сенсуалисты назвали материю, субстанцию, при­чину, следствие, необходимость и т.п. Если отказаться от этих ложных понятий, то наука и философия в прежнем виде оказываются невозможными.

Дилемма эмпиризма и рационализма была разрешена в трансцендентальном идеализме И. Канта, который проде­монстрировал возможности построения теоретической науки и впервые поднял вопрос о границах познающего разума.

Идеал универсальной философии образует исток фило­софских размышлений не только Нового времени, но и Просвещения. Говоря о философии эпохи Просвещения, имеют в виду, прежде всего, учения французских филосо­фов XVIII века: Франсуа Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Монтескье, Жюльена Ламетри, Поля Голь­баха, Клода Гельвеция и др. Просвещение как культурное явление нельзя ограничивать пределами только Франции, но дух Просвещения наиболее полно выразился во французской философии XVIII века.

Основная проблематика философии Просвещения – гносеологическая и антропологическая. Просвещение за­имствует из Возрождения культ человека, из Нового време­ни – культ науки и разума, дополняет их верой в неогра­ниченный прогресс, идеей всеобщего равенства людей перед законом и принципом историзма в мышлении. Ха­рактерная черта философии XVIII в. – исторический опти­мизм. В философских размышлениях о природе просветите­ли проводят принципы детерминизма и механистического материализма. Природа понимается как часовой механизм, который может быть разобран по винтику, а затем вновь собран в нужном виде. Механистически понимается и че­ловек. Характерным в этом смысле является труд Ж. Ламерти «Человек – машина» и высказывание Д. Дидро, что мозг вырабатывает мысль так же, как печень желчь.

Грандиозным культурным проектом эпохи Просвещения стала «Энциклопедия наук, искусств и ремесел». В ней предполагалось собрать в алфавитном порядке все дости­жения и знания человечества. Вдохновителем и руководи­телем проекта был Д. Дидро, и почти все философы-просветители в той или иной мере приняли участие в состав­лении «Энциклопедии».

Многие идеи Возрождения и Нового времени просвети­тели довели не просто до логического конца, но до абсурда. Так, панацеей от всех бед человечества они провозгласили распространение научных знаний. При этом исключалась даже мысль о возможности злоупотребления знаниями или о границах познающего рассудка. Пафос переустройства жизни на разумных началах в конце XVIII в. обернулся ужасом Великой Французской революции, именно это ис­торическое событие впервые пошатнуло слепую веру в на­учный разум и его безграничные возможности.