logo search
Лекции по философии

4. 4. Социальная сфера общества как система связей

Социальная сфера общества представляет собой систе­му исторически сложившихся упорядоченных связей и от­ношений между различными видами общности людей. Формы общности выступают элементами социальной сис­темы. Различают три основных типа общностей:

– естественноисторические общности – раса, поколение, пол;

– этно-исторические – род, народность, нация, этнос;

– социально-исторические – сословия, касты, классы, страты.

Особой формой общности, несущей в себе характерис­тики естественно-, этно- и социально-исторических общ­ностей, является семья. Семья – общность супругов и их детей, предполагающая половое и возрастное разделе­ние труда. Благодаря семье ребенок впервые включается в систему социальных и культурных связей, вступает в об­щение, формируется как полноценная личность. Главная функция семьи – воспроизводство человеческого рода.

Брак – это санкционированные обществом отношения мужчины и женщины, образующие основу для формирова­ния семьи. Семья и брак развиваются одновременно с раз­витием общества и последовательно приобретают различ­ные формы. Исторически первой формой брака считается групповой брак, при котором все мужчины одного рода яв­ляются потенциальными мужьями всех женщин другого рода. При этом супруги остаются жить в своих родах, а рождающиеся дети принадлежат роду матери. Более по­здней формой является парный брак – относительно ус­тойчивый союз мужчины и женщины, не предполагающий совместного ведения хозяйства.

Раса – наиболее широкая естественноисторическая об­щность – группа людей с общими биологическими черта­ми, передающимися генетически. Такими общими чертами являются цвет кожи, цвет и разрез глаз, очертания головы, форма носа, структура волос, т.е. несущественные физиче­ские характеристики. Биологические черты, определяющие сущностные видовые признаки человека (объем и строение головного мозга, особенности скелета, характер мышц), у представителей разных рас одинаковы. Социокультурные реалии жизни представителей разных рас также являются общими и никак не связаны с физическими различиями.

Выделяют три типа расс: европоидную рассу, монголоидную, и негроидную рассу. Их различия можно определить только среднестатистически. У отдельного представителя той или иной рассы вполне могут присутствовать характеристики, присущие представителям другой рассы. Кроме того, суще­ствуют смешанные рассовые типы: метисы и мулаты, которые являются потомками негроидной и европоидной расс. Помимо этого выделяют неопределен­ные типы, которые изначально имеют признаки разных рас. Например, аборигены Австралии – единство физи­ческих характеристик европеоидной и негроидной рас, аборигены Полинезии – трех основных типов рас.

Естественноисторическая общность людей также скла­дывается на основе биологического различия людей. Раз­личие социокультурных условий существования разных полов следует считать историческим, преходящим фактом, задаваемым особенностями культурного развития челове­чества. Те эмоциональные и интеллектуальные характерис­тики, которые традиционно приписываются одному полу, вполне могут быть свойственны другому. В современном обществе происходит трансформация социальных ролей мужчины и женщины, что влечет за собой и изменение традиционных социокультурных реалий.

Поколение – естественноисторическая общность, выде­ляемая во многом условно. Предлагаются разные критерии для определения границ между поколениями. Так, одни ав­торы выделяют поколения по принципу отцы – дети, т.е. устанавливают разницу примерно в 25 лет, другие – 15 или 10 лет. Безусловно, возрастные различия между людьми оп­ределяют различия в их социокультурном положении, одна­ко связывать это только с возрастом было бы нелепо. Очень многое зависит от других факторов, напрямую не сводимых к возрасту и не выводимых из него: ценностных, мировоз­зренческих, профессиональных, этнокультурных и т.п.

Исторически первой формой этноисторической общно­сти является род – первобытное объединение кровных родственников. Несколько родов, проживающих на одной территории, составляют племя. В своем развитии род про­шел два этапа: материнский род (матриархат) и отцовский (патриархат).

На этапе патриархата род преобразуется в народность, которая возникает в результате смешения племен, вытесне­ния кровнородственных связей иными. Народность опреде­ляется как языковая, территориальная и культурная общ­ность людей.

По мере развития капиталистических отношений усили­ваются экономические взаимодействия между людьми, воз­никает феномен национального рынка. Процессы экономи­ческой интеграции способствуют превращению народности в нацию. Нация – форма общности людей, характеризую­щаяся общностью территории, экономической жизни, единством языка, культуры и менталитета. Необходимо отметить, что ни одна из характеристик нации, взятая в от­дельности от других, не является достаточной для выделе­ния этого типа общности. Например, существуют нации, которые не проживают на одной территории, и, напротив, в рамках одного территориального единства сосуществуют различные нации. Или представители различных наций мо­гут говорить на одном языке, в то время как можно назвать полиязыковые нации. Что касается единства экономической жизни, то в условиях происходящего сейчас процесса глобализации экономическая жизнь становится единой для представителей многих наций, при этом этнические разли­чия, связанные с особенностями языка, культуры, ментальности не устраняются.

В современных исследованиях широкое распростране­ние получил термин «этнос». Понятия «нация» и «этнос» следует считать взаимозаменимыми, их изначальные смыс­лы тождественны. Само слово нация латинское , этнос – греческое. Смысл этих слов и там и там одинаков – на­род. Термин «этнос» употребляется при необходимости подчеркнуть ментальные, языковые или культурные разли­чия между людьми, в термине «нация» подчеркивается единство экономической жизни и компактность прожива­ния тех или иных народов.

В интерпретации социально-исторических общностей существует два подхода: классовая теория и концепция со­циальной стратификации и мобильности.

Классовая теория была предложена марксизмом и на­прямую связана с формационным подходом к пониманию истории. Основной социально-исторической формой общности в марксизме считаются классы. Классы – это боль­шие группы людей, различающиеся в основном по их месту в истори­чески определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства. Кроме того, классы отличаются по их роли в обще­ственной организации труда, а также по способам получения той доли общественного богатства, которой они рас­полагают. Классовое деление определяется экономической структурой общества.

Классовая теория была адекватна той социальной и экономической реальности, в которой она создавалась – середина XIX века. Однако выде­ление классов как основных социальных единиц современ­ного общества нельзя считать удачным. Теория социальной стратификации и мобильности более приемлема для описа­ния социальной структуры общества конца XX – начала XXI веков.

Согласно этой концепции основной формой соци­ально-исторической общности является страта – группа людей, объединенных общим социально-экономическим статусом, уровнем культуры и образования, групповым са­мосознанием, политическими ориентациями, особенностя­ми быта и досуга. Основным критерием для выделения страты является социально экономический статус, который определяется родом занятий, источником и размером дохо­да, местом в социальной иерархии.

В современном обществе выделяют до шести основных страт. Основную часть населения в развитых обществах со­ставляет средний класс. Средний класс – относительно за­житочная, социально самостоятельная и политически ак­тивная часть общества, осознающая свои групповые интересы. Именно в силу активности и самостоятельности средний класс является основой гражданского общества и выступает стабилизатором всей социальной системы. В экономически и политически развитых обществах средний класс имеет тенденцию к росту.

Теория социальной мобильности описывает возможнос­ти перемещений внутри социальной структуры из одной страты в другую, существующие в различных обществен­ных системах. Выделяют горизонтальную и вертикальную социальную мобильность.

Общество с большими возможностями вертикальной мобильности называют открытым, с ограни­ченными возможностями – закрытым обществом. При этом в закрытом обществе мо­гут сохраняться возможности для горизонтальной мобиль­ности, но и они, как правило, ограничены.

Горизонтальная мобильность – изменение положения в социальной структуре без каче­ственного изменения социально-экономического статуса: смена места жительства или рода занятий. Вертикальная социальная мобильность связана с заметным качественным изменением социального статуса – переходом из одной страты в другую.

В отличие от классовой теории, концепция социальной стратификации и мобильности предполагает развитие со­циальной структуры общества без катастрофических, рево­люционных преобразований. В открытых обществах чело­век имеет возможность перемещаться из страты в страту, повышать свой социально-экономический статус без кар­динального переустройства всего общественного целого. Теория социальной стратификации и мобильности являет­ся наиболее распространенной в современной социальной науке и философии.