logo search
Лекции по философии

4. 1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества

Общество является объектом изучения целого ряда наук, входящих в комплекс «наук о духе»: истории, социо­логии, этнографии, культурологии. Кроме того, общество высту­пает и особым предметом философской рефлексии. В отличие от частно-научных дисциплин, философия акцен­тирует внимание на аксиологическом (ценностном) моменте изучения общества. Важное место здесь занимают проблемы смысла и цели исто­рии, судеб и перспектив человеческого развития, вопросы структуры общества и механизмов его развития, гармоничного уст­ройства и направленности ис­торического процесса, адекватных и неадекватных действий людей в истории. При этом философия предлагает не только объектив­ные знания об обществе и истории, но и набор ценностей, в которых выражается конкретное представление об обществе и месте челове­ка в нем. Мировоззренческая природа философского зна­ния в вопросах об обществе и человеке становится наибо­лее очевидной.

Философия формирует целостный взгляд на историю и исторический процесс, который не могут предложить част­ные науки об обществе. Как пишет французский философ Э. Калло, «философия истории является одновременно син­тезом и интерпретацией истории. Она анализирует ход со­бытий, показывая, что последние подчиняются внутреннему закону конечной цели, которая представляет единственный критерий их объяснения». Другой философ, А. Тойнби, считает, что философия истории – это изучение универ­сального исторического бытия через внутренний субъек­тивный опыт человека.

Одной из наиболее известных ранних концепций обще­ства и государства была теория идеального государства Платона. По мнению Платона, идеальное государство должно иметь своей целью общее благо, достижению этой цели подчиняются частные интересы людей. Идеальное го­сударство состоит из трех каст: философов, или правите­лей, воинов, или стражей, ремесленников и земледельцев. Три сословия выделяются Платоном по аналогии с тремя частями человеческой души: разумной (философы), ярост­ной (воины) и вожделеющей (ремесленники и земледель­цы). Различие в душевных свойствах дается от рождения: человек рождается представителем определенной касты.

По мнению Платона, государство может быть мудрым и справедливым благодаря душевным свойствам управля­ющих им людей. Поскольку мудростью обладают только фи­лософы, то именно они должны управлять государством. За­дача воинов – защита от внешних и внутренних врагов, а ремесленников и земледельцев – обеспечение всех необхо­димыми материальными благами. Государство справедливо, если каждое сословие добросовестно выполняет свою рабо­ту. Для того чтобы ремесленники и земледельцы могли вы­полнять свою работу, им необходима семья и собственность. Стражам и философам семья и собственность как бы не нужна.

Средневековая философия существенно изменила взгляд на природу общества и предложила линейную концепцию ис­торического процесса. История начинается грехопаде­нием первых людей и заканчивается страшным судом и вторым пришествием И. Христа. Характерными для Средне­вековья являются идеи Аврелия Августина, который пред­ставляет историю как длительный процесс борьбы добра со злом, процесс спасения человечества и обретения ут­раченного единства с Богом.

Важнейшей вехой в развитии философских представле­ний об обществе и государстве являются идеи философа эпохи Возрождения Н. Макиавелли. Макиавелли демонст­рирует принципиально новый подход к пониманию обще­ства и государства. По его мнению, политика должна быть свободна от любых внешних для нее установлений: религиозных, этических и даже философских. Политика – это сфера действия, цель действия – власть. По мнению Н. Ма­киавелли, цель оправдывает средства, т.е. для удержания власти правитель может использовать любые средства. Наи­более эффективными инструментами удержания власти яв­ляются любовь и страх. При этом страх – лучшая гаран­тия власти, чем любовь. Люди по своей природе злы, поэтому правитель должен удерживать их от неблаговид­ных поступков с помощью страха наказания. Концепция Н. Макиавелли ознаменовала собой радикальный поворот в философских представлениях об обществе и государстве, поскольку предметом ее внимания стала реальная полити­ка, а не идеальные, умозрительные конструкции.

Новое время предложило свою интерпретацию происхож­дения и устройства государства – концепцию естественного права и общественного договора. По мнению Т. Гоббса, природное равенство людей приводит к соперничеству, по­этому естественное (догосударственное) состояние – война всех против всех. Такое состояние гибельно для человече­ского рода, осознание этого, а также страх смерти подталки­вает людей к заключению общественного договора. Общественный договор – это договор каждого с каж­дым о передаче права управлять собой – общей власти.

Сам факт заключения договора свидетельствует о переходе че­ловечества от естественного состояния к гражданскому состоянию. Главный признак гражданского состояния – наличие госу­дарства, т.е. публично организованной принудительной силы. Заключая общественный договор, люди передают часть своих прав власти, держателем которой выступает суверен. Все остальные – его подданные. Т. Гоббс отмеча­ет, что общественным договором отчуждаются не все пра­ва. У подданных существует ряд неотъемлемых прав, кото­рые государство как раз и призвано защищать: право на жизнь, право не свидетельствовать против себя, право на решение семейных дел, право на выбор места жительства, право покупать и продавать.

Д. Локк уточнил идею естественных прав, заявив, что неотчуждаемыми правами личности являются право на жизнь, свободу и собственность. Этими правами обладают все люди от рождения, независимо от других обстоятельств. Все гражданские законы основываются, по мнению Дж. Локка, на идее естественных неотчуждаемых прав.

Философ-просветитель Ж.Ж. Руссо предлагает свою вер­сию концепции общественного договора. Люди по природе добры, считает он, и поэтому естественным состоянием яв­ляется состояние свободы, простоты и всеобщего счастья. В основе перехода от естественного состояния общества к гражданско­му обществу лежит частная собственность, и, порождаемое этой частной собственностью, – нера­венство. Гражданское, цивилизованное состояние искажает природу человека, делая его злым. Общественный договор, который сознательно заключают люди, призван совместить свободу и общий союз в условиях цивилизации, т.е. со­здать и сохранить справедливое гражданское состояние. Этот договор делает каждого человека, с одной стороны, подданным, с другой – сувереном. Единство этих двух свойств и создает, по мнению Ж.Ж. Руссо, гражданина.

Что касается понимания сущности исторического разви­тия, то до середины XIX века в философии господствовали идеалистические концепции двух видов: субъективистские и объективистские. С позиции исторического субъективиз­ма развитие общества объясняется действиями великих людей: королей, императоров, крупных политических, ре­лигиозных или военных деятелей. Их замыслы и расчеты, их ошибки и поражения приводят к тому или иному исто­рическому событию. Совокупность таких событий опреде­ляет ход истории. С позиции исторического объективизма решающую роль в истории играют надличностные силы: божественная воля, абсолютная идея, мировой дух. Про­цесс развития общества имеет целенаправленный характер и не зависит от воли конкретных людей, даже великих, ко­торые остаются лишь орудием надличностных сил. Мате­риалистическое объяснение истории впервые было предло­жено К. Марксом в его концепции исторического развития как смены общественно-экономических формаций.

В конце XIX – начале XX веков произошло еще одно изме­нение в философских взглядах на историю: представление о линейности исторического процесса сменилось представ­лением о цикличности общественного развития. История человечества предстала как совокупность сменяющих друг друга цивилизаций. Формирование цивилизационного подхода связано с именами Ф. Ницше, О. Шпенглера,

М. Вебера, А. Тойнби. Развитие идеи цикличности осу­ществлено в середине XX века представителями французской исторической школы «Анналов»

(М. Блок, Л. Февр, Ж. Ле Гофф, Ф. Бродель).

В современной философии отсутствует единая концеп­ция возникновения и развития человеческого общества. Параллельно существуют формационный и цивилизациейный подход, а также – линейная и циклическая концепции истории. Многообразие взглядов является выражением реально­го многообразия исторической жизни людей, которое не мо­жет быть адекватно представлено в какой-то одной фило­софской теории. Разнообразие концепций следует, скорее, считать достоинством современной философии. В зависимо­сти от того, какой аспект общества или истории подлежит изучению, можно выбрать ту или иную философскую кон­цепцию. При этом не стоит забывать, что жизнь людей все­гда богаче, чем любые теоретические конструкции, объясня­ющие ее.

Общество – целостная самоорганизующаяся система отношений между людьми. Сущность общества заключает­ся во взаимодействии людей, общество есть процесс такого взаимодействия, его форма и результат. Общественные от­ношения – наиболее устойчивые и значимые взаимодей­ствия между людьми, в которых индивидуальные отношения – сведены к социальным отношениям.

В структуре общества выделяют несколько сфер: эконо­мическую, политическую, социальную, духовную. Каждая из сфер удовлетворяет определенные потребности челове­ка. Так, экономическая сфера выделяется на базе матери­альной потребности людей в пище, одежде, материальных средствах существования. Потребность организованности удовлетворяется благодаря политико-правовой сфере. Со­циальная сфера соответствует потребности человека в об­щении, духовная – потребности самореализации и разви­тия своих способностей.

Общество есть целостная система, поэтому все его эле­менты тесно связаны между собой, существуют в единстве. Ненормальное или слабое функционирование одной из под­систем оказывает неблагоприятное воздействие на другие подсистемы.

Кроме того, существуют общие закономерности, которые реализуются во всех сферах общества, опреде­ляя их характер. Общество – органическая система, из ко­торой невозможно вычленить одну из подсистем, не затро­нув при этом другие. Каждую сферу общества, в свою очередь, следует рассматривать как самостоятельную целостную систему, с множеством элементов.