Средоточие или окружность рождения жизни. Великая глубина
41. Пред это зеркало призывает дух врачей, особенно же анатомов и
хирургов, которые хотели исследовать рождение и восхождение
человеческой жизни и умертвили немало невинных людей, вопреки закону
Божественному и природному, в надежде узнать дивную соразмерность и
образ бытия природы, чтобы затем послужить здоровью многих других.
42. Но так как природа признает их убийцами и злодеями, нарушителями
Божественного и природного закона и права, то дух, качествующий
совместно с Богом, объявляет убийственную деятельность их неправой.
43. Ведь гораздо ближе и достовернее могли бы они узнать дивное
рождение человека, если бы их допустило к тому гордое высокоумие их
и диавольское убийственное любопытство, извратившее в них истинные
Божественные чувства; они хотели сражаться только с людьми, а не с
богами: потому и досталась им справедливая награда за их заблуждение.
44. Сюда, вы, разукрашенные шапочки, посмотрим, не может ли и
простой мирянин исследовать в познании Божием рождение жизни
человека; если будет неправильно -- опровергайте, а если правильно --
оставьте как есть.
45. Это описание зарождения жизни человека я помещаю здесь для того,
чтобы могло быть лучше понято происхождение звезд и планет; при
описании сотворения человека ты найдешь изложенным подробнее и
глубже, каково начало человека.
46. Теперь заметь: семя в человеке рождается по тому же роду и
образу, по которому рождалась от вечности в своем борении и
восхождении дивная соразмерность и стройность природы.
47. Ибо плоть человеческая знаменует природу в теле Божием, да и
есть сама эта природа, которая рождается от шести прочих неточных
духов и в которой в свою очередь рождаются и проявляют себя в
бесконечном многообразии неточные духи; и в которой восходят формы и
образования и рождается сердце Бо-жие, или святое ясное Божество, в
среднем престоле над природою, в средоточии, где восходит свет жизни.
48. Но вот в человеческом теле, в правлении рождения, есть три
различные вещи; каждая из них есть нечто особое, и, однако, они не
разлучены друг от друга, но все три вместе суть лишь единый человек
по роду и образу троичности в Божественном существе.
49. Плоть не есть жизнь, а есть мертвое неразумное существо, которое
немедленно становится мертвой падалью и должно сгнить и рассыпаться
прахом, лишь только перестанет качествовать в нем правление духа.
50. Но и никакой дух не может пребывать в своем совершенстве вне
тела, ибо как только он разлучается с телом, то теряет и правление.
Ибо тело есть матерь духа, в которой дух рождается и черпает свою
крепость и силу; он -- дух и остается духом, разлучаясь с телом, но
теряет свое правление.
51. Эти три правления составляют всего человека с плотью и духом, и
каждое имеет для начала и правления своего свой особый седмиричный
образ по роду и образу семи духов Божиих, или семи планет.
52. И каково вечное, безначальное правление рождения Божия, таково и
начало и восхождение семи планет и звезд; таково также и восхождение
жизни человека.
53. Теперь заметь: когда ты размышляешь о том, что есть в сем мире и
вне сего мира или что есть существо всех существ, то ты размышляешь
во всем теле Божием, которое есть существо всех существ; и оно есть
безначальное существо.
54. Но в собственном своем престоле оно не имеет никакой
подвижности, разумности, постижимости, но есть темная глубина, не
имеющая ни начала, ни конца; и в нем ни густо, ни жидко, но оно есть
темный дом смерти, где ничего нельзя ощутить, где ни холодно, ни
тепло, но конец всех вещей.
55. Это и есть тело глубины, или истинная темница смерти.
56. Но в этой темной долине пребывают семь духов Божиих, не имеющих
также ни начала, ни конца, и никто среди них не есть первый, как и
никто -- второй, третий и последний.
57. В этих семи правлениях правление делится на три отдельных
существа, из которых ни одно не бывает вне другого или разлучено с
другим; семь же духов также порождают один другого от вечности до
вечности.
58. Первое правление состоит в теле всех вещей, то есть во всей
глубине или в существе всех существ; и оно содержит в себе во всех
концах и во всех местах семь духов и владеет ими как неотделимою и
неотторжимою собственностью.
59. Если теперь в каком-нибудь месте семь духов, ликуя, не борются
между собою, в том месте нет никакой подвижности, но лишь глубокая
тьма; и хотя духи в этом месте совершенны, однако место остается
темным домом; как ты можешь уразуметь это по темной горнице, в
которой возжженные духи планет и звезд не могут зажечь стихий.
60. Корень же семи духов во всех концах; но вне борения он пребывает
в покое, и не ощущается тогда никакой подвижности.
61. Такой дом есть вся глубина вне, внутри и превыше всех небес, и
этот дом зовется вечностью; такой же дом есть и дом плоти в людях и
во всех тварях.
62. И существо это все вместе объемлет вечность, которая зовется не
Богом, а невсемогущим телом природы; где Божество хотя и пребывает
неумершим, но сокрыто в ядре семи духов, не объемлется и не
постигается.
63. Подобным домом стало и все пространство сего мира, когда
Божество сокрылось в семи духах от мерзких диаволов; и оставалось бы
им и доселе, если бы не взошли теперь из духов Божиих семь планет и
звезд, вновь отверзающих и возжигающих во всех концах темницу смерти
в темном доме сего мира, отчего возникает правление стихий.
64. Но далее ты должен равным образом знать, что правление семи
духов Божиих в доме сего мира не иссохло в смерти, так что все
должно было получить жизнь и начало свое только от планет и звезд.
65. Нет, ибо ясное Божество везде пребывает в окружности, сокрытое в
сердце всей глубины, а семь духов состоят в теле глубины в скорби и
в великом томлении и непрестанно возжигаются планетами и звездами,
откуда происходит подвижность и рождение во всей глубине.
66. Но так как сердце Божества скрывается в теле сего мира в самом
внешнем рождении, которое есть телесность, то телесность есть темный
дом, и вся стоит в великой скорби, и нуждается в свете, который бы
светил в жилище тьмы (каковой свет есть солнце), пока сердце Божие
не продвинется снова в семи духах Божиих в дом сего мира и не
возжжет семи духов.
67. Тогда солнце и звезды снова вступят в свое первое место, а в
настоящем своем виде исчезнут, ибо сердце, или свет Божий, будет
снова светить в телесности, то есть в теле сего мира, и все
наполнять.
68. Тогда прекратится скорбь, ибо когда скорбь в правлении рождения
отведает сладость света Божия, так что сердце Божие будет ликовать
вместе с нею в правлении рождения, то все станет радостным и все
тело возликует.
69. Чего не может быть ныне в сие время, в доме сего мира по причине
плененных яростных диаволов, обитающих в самом внешнем рождении в
теле сего мира до суда Божия.
70. Теперь ты можешь понять, каким образом у сердца, или Сына Божия,
лопата в руках и он очистит некогда гумно свое: что я и возвещаю
здесь в познании света жизни, где сердце проницает в свет жизни и
возвещает ясный день.
- Якоб Беме. Аврора, или Утренняя заря в восхождении, или...
- Глава I
- О качествовании холода
- О качествовании воздуха и воды
- О влияниях других качеств на три стихии: огонь, воздух и воду
- О сладком качестве
- О кислом качестве
- О терпком или соленом качестве
- Глава II
- О качестве солнца
- Глава III
- О боге отце
- О сущности и свойстве отца
- О боге сыне
- О боге духе святом
- О святой троице
- Глава IV
- О божественном качестве
- О сотворении ангелов
- Глава V
- О качествовании ангела
- Глава VI
- Глава VII
- О рождениях ангельских царей, как они произошли
- Об основании и тайне
- Глава VIII
- О другой особенности, или другом виде
- О третьей особенности, или третьем виде
- О четвертой особенности, или виде
- О пятой особенности, или виде
- Глава IX
- Великая небесная и божественная тайна
- О приветной любви, блаженстве и согласии духов божиих
- Глава X
- Глава XI
- О действии и свойстве божественной и небесной природы
- Глава XII
- Об ангельской радости
- О всем небесном блаженстве всех трех царств ангельских
- О царском первенстве, или власти трех царей ангельских
- О великой славе и красоте трех царей ангельских
- О царе, или великом князе, миха-эле
- О втором царе, именуемом ныне из-за его падения люцифером
- О сотворении его
- О третьем царе ангельском по имени ури-эль
- О дивной соразмерности, об изменении и восхождении качеств в небесной природе
- Глава XIII
- И бедственном падении царства люцифера
- Истинное рождение божие
- О славном рождении и красоте царя люцифера
- Об ужасном, гордом
- Источная жила греха
- Глава XIV
- Глубина
- Дивное откровение
- О падении всех его ангелов
- О великих грехах и противлении,
- О первом виде, или духе, начала греха в люцифере
- О втором виде, или духе, начала греха в люцифере
- Высочайшая глубина
- Глава XV
- О четвертом виде, или образе, начала греха в люцифере
- О пятом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- О шестом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- Глава XVI
- Об ужасном, жалостном и бедственном повреждении
- О возжжении огня гнева
- Первый сын - гордость
- Второй сын - жадность
- Третий сын - зависть
- Четвертый сын - гнев
- Конечное осуждение
- О конечной битве и об изгнании царя люцифера со всеми его ангелами
- Глава XVII
- Глава XVIII
- Глубина
- О сотворении света в сем мире
- Глава XIX
- Об образе земли
- О дне и ночи
- Глава XX
- Врата тайны
- Врата божества
- Святые врата
- Глава XXI
- Радостные врата человека
- Врата силы
- Отверстые врата земли
- Глубина в средоточии рождения
- О семи духах божиих и их действии в земле
- Глубина в окружности рождения
- Глава XXII
- О земле
- Глубина
- Произрастание земли
- О металлах в земле
- Глава XXIII
- О звездном рождении и рождении божием
- Врата божий
- Врата святой троицы
- О великой простоте божией
- О возжженной природе
- Глава XXIV
- Глава XXV
- О возжжении сердца или жизни сего мира
- Высочайшая основа солнца и всех планет
- Истинное рождение и происхождение солнца и планет
- О планете марс
- О планете юпитер
- Глава XXVI
- О планете венера
- Врата любви
- О планете меркурий
- Средоточие или окружность рождения жизни. Великая глубина
- О человеке и звездах
- Глубина в средоточии