О семи духах божиих и их действии в земле
73. Прежде всего терпкий дух: он стягивает воедино в звездном
рождении семи неточных духов в земле некую массу, через возжжение
верхнего рождения над землею, и иссушает ее своим острым холодом;
подобно тому как он стягивает воду и делает из нее лед, так
стягивает он и воду в земле и делает из нее сухую массу.
74. Затем следует горький дух, возникающий в молнии огня, а также в
веществе или массе: он не может потерпеть своего плена в иссушенном
и трется с терпким духом в сухой массе, пока не зажжет огонь; когда
же это случится, горький дух пугается и получает свою жизнь.
75. Прими здесь это правильно: в земле, вне растений и металлов, ты
не почуешь и не найдешь ничего, кроме терпкости, горечи и воды, но
вода в ней совсем сладка в противность двум другим.
76. А также жидка, тогда как те две жидки, грубы и горьки, и они
всегда враждуют между собою: поэтому бывает непрестанная драка,
война и борьба; но в драке этих трех нет еще жизни, но они суть
темная долина и три вещи, которые никогда не выносят друг Друга, но
между ними вечная драка.
77. И отсюда берет свое начало подвижность; отсюда же берет свое
начало и гнев Божий, покоящийся в сокровенном; отсюда же произошло
начало и диа-вола, смерти и ада, как ты можешь прочесть о том выше,
в главе о падении диавола.
78. Когда же эти три вещи: терпкость, горечь и сладость -- трутся
между собою таким образом, то верх берет терпкое качество, ибо оно
самое сильное, и могущественно стягивает сладкое воедино; ибо
сладкое качество кротко и растяжимо вследствие своей мягкости и
принуждено сдаться в плен.
79. Когда же это случится, то и горькое качество бывает также в
плену, в теле сладкой воды, и вместе с ней иссушается; и так жестоко
дерутся в высохшей массе, пока она не станет совсем сухою, ибо
терпкое качество все сильнее стягивает и иссушает ее.
80. Когда же сладкая вода не может более обороняться, в ней
поднимается скорбь, как в человеке, когда он умирает, и дух
разлучается с телом, и тело сдается в плен смерти -- так сдается в
плен и вода.
81. И в этом возникновении скорби рождается зной скорби, и от него
выступает пот, как у умирающего человека; и этот пот качествует
совместно с терпким и горьким качествами, ибо он сын их, которого
они породили из сладкой воды, когда довели ее до смерти.
82. Когда же это случится, то терпкое и горькое качества радуются о
своем сыне, разумей: о поте, и каждое сообщает ему свою силу и
жизнь, и они напитывают его, как прожорливого поросенка, так что он
у них скоро вырастет большим; ибо терпкое качество, равно как и
горькое, непрестанно извлекает сок из земли и наливает им своего
юного сына.
83. Тело же, которое первоначально было стянуто воедино из сладкой
воды, остается мертвым, и домом владеет теперь пот тела,
качествующий совместно с терпким и горьким качествами, и ширится в
нем, и становится великим, тучным и похотливым.
84. Но оба качества, терпкое и горькое, не могут, однако, оставить
свои распри и вражду, но непрестанно борются между собою; терпкое
сильно, но зато горькое проворно.
85. И когда терпкое нападает на горькое, то горькое отскакивает в
сторону и захватывает с собою сок своего сына; тогда терпкое повсюду
преследует его и хочет взять его в плен и тогда горькое рвется из
тела наружу и вытягивается как можно дальше.
86. Когда же наконец тело становится слишком тонким, так что оно не
может больше его вытянуть, а горькая распря слишком жестокой, то
горькое качество принуждено бывает сдаться в плен. Однако терпкое не
может умертвить горького, но держит его только в плену, и битва
между ними так велика, что горькое успевает еще в волокнах вырваться
из тела и захватывает с собою тело своего сына.
87. Таков рост, или сплочение воедино, или образование тела
какого-нибудь корня, как оно происходит на земле.
88. Теперь ты скажешь: как может быть Бог в этом рождении? Смотри:
таково рождение природы, и если бы в этих трех качествах, как-то:
терпком, горьком и сладком, не было возжженного огня гнева, ты
увидел бы, пожалуй, где Бог.
89. Но вот теперь во всех трех огонь гнева: ибо терпкое качество
слишком холодно и слишком жестко стягивает тело; и сладкое также
слишком густо и темно, и терпкое качество скоро схватывает его, и
держит в плену, и чрезмерно иссушает; и горькое слишком колюче,
убийственно и неистово; и эти три не могут прийти к согласию.
90. Иначе если бы терпкое не было так жестоко возжжено в холодном
огне, и вода не была так густа, и горечь так буйна и убийственна, то
они могли бы возжечь тот огонь, от которого произошел бы свет, и из
света -- любовь, и из молнии огня -- звук: тогда ты, пожалуй, увидел
бы, не небесное ли то было бы тело, в котором сиял бы свет Божий.
91. Но так как терпкое качество слишком холодно и чрезмерно иссушает
воду, то оно держит пленным в холоде своем знойный огонь и
умерщвляет тело сладкой воды; также пленяет оно и горечь и иссушает
ее.
92.А в этом иссушении умерщвлена бывает тучность в сладкой воде, в
которой возгорается огонь, и эта тучность делается терпким и горьким
духом; ибо когда тучность в сладкой воде умирает, она превращается в
пот скорби, в котором качествуют терпкое и горькое качества.
93. Не в том смысле, будто вода совсем умирает, нет, этого не может
быть; но терпкий дух забирает в плен в своем холодном огне сладость
и тучность воды, и качествует совместно с нею, и пользуется ею для
своего духа.
94. Ибо дух его совершенно застыл в смерти, и нуждается теперь в
воде для своей жизни, и извлекает из нее тучность, и отнимает у нее
ее силу.
95. Тогда вода превращается в пот скорби, который стоит между жизнью
и смертью, и не может возжечь в себе огонь зноя, ибо тучность
содержится в плену в холодном огне; и все тело остается мрачной
долиною, пребывающей в скорбном рождении и не могущей достигнуть
жизни.
96. Ибо жизнь, состоящая в свете, не может подняться в жестком,
горьком и терпком теле, ибо она в плену в холодном огне, но не
совсем умерла.
97. Ибо ты видишь, что все это правдиво. Возьми какой-нибудь корень
знойного качества, и положи его в теплую воду или же возьми его в
рот, и согрей, и смочи, и ты скоро увидишь его жизнь, как он начнет
действовать и вершить, а пока он вне зноя, он в плену смерти и
холоден, как всякий другой корень или как дерево.
98. Ты видишь также, пожалуй, что тело у корня мертво, ибо когда из
корня вынута сила, то тело остается мертвою падалью и не может никак
действовать. Это происходит оттого, что терпкий и горький духи
умертвили тело воды, и извлекли для себя тучность, и взрастили в
мертвом теле свой дух.
99. Иначе если бы сладкая вода могла удержать свою тучность в
собственной власти, а терпкий и горький духи весьма кротко терлись
бы между собою в сладкой воде, то они зажгли бы тук в сладкой воде;
тогда немедленно в воде родился бы свет и осветил бы терпкое и
горькое качества.
100. Отсюда они получили бы свою настоящую жизнь, и
удовольствовались бы светом, и весьма обрадовались бы в нем; и от
этой живой радости взошла бы любовь и в молнии огня через
восхождение горького качества в терпком вознесся бы звук; а
произойди это, был бы небесный плод, какой восходит на небе
101. Но ты должен знать, что земля обладает всеми семью неточными
духами: ибо через диавольское возжжение духи жизни все вместе были
сплочены в смерти и как бы взяты в плен, но не умерщвлены.
102. Первые три, как-то: терпкий, сладкий и горький, принадлежат к
образованию тела, и в них состоит подвижность и тело: они обладают
постижимостью и суть рождение самой внешней природы.
103. Другие три, как-то: зной, любовь и звук, состоят в
непостижимости и рождаются из первых трех; и это есть внутреннее
рождение, с которым качествует Божество.
104. И если бы первые три не застыли в смерти, так что могли бы
возжечь зной, то ты скоро увидел бы светлое небесное тело и увидел
бы, пожалуй, где Бог.
105. Но так как три первых качества земли застыли в смерти, они и
остаются смертью и не могут возвысить жизнь свою в свете; но
остаются темною долиною, в которой гнев Божий, смерть и ад, равно
как и вечная тюрьма и мука диавола.
106. Не то чтобы эти качества были отвергнуты от самого внешнего
рождения, в котором огонь гнева, и до самого внутреннего, но
отвергнуто лишь внешнее постижимое тело и в нем внешняя адская мука.
107. Ты видишь здесь еще раз, как связаны между собою Царство Божие
и царство ада как единое тело и, однако, одно не может постигнуть
другого. Ибо второе рождение, как-то: зной, свет, любовь и звук,
сокрыто в самом внешнем и делает внешнее подвижным, так что оно
собирается вместе и рождает тело.
108. И хотя тело состоит во внешней постижимос-ти, однако бывает
сложено по роду внутреннего рождения, ибо во внутреннем рождении
пребывает слово, а слово есть звук, восходящий в молнии огня в
свете, сквозь горькое и терпкое качества.
109. Но так как звук слова Божия должен восходить сквозь терпкую,
горькую смерть и рождать тело в полумертвой воде, то и тело это
бывает злым и добрым, мертвым и живым, ибо оно вскоре принуждено
бывает вобрать в себя сок ярости и тело смерти и состоять в том же
теле и той же силе, что и мать-земля.
110. А то, что жизнь также и в детях земли сокрыта под смертью и в
смерти земли, я докажу тебе здесь.
111. Вот смотри: человек становится недужным и больным, и если ему
не помочь, то он умирает: и это через какую-нибудь злую смертельную
влагу или через различные иные произрастания земли, а равно и через
какую-нибудь вредную плоть или разложение ее.
112. Но если окажется умный врач и узнает у больного, в чем причина
его болезни, и эту причину, будь то плоть, или трава, или влага,
перегонит или сожжет в порошок, сообразно роду подлежащего вещества,
и отожжет у нее самый внешний яд, который в смерти, -- то останется
потом в воде или в порошке звездное рождение на своем престоле, где
борются между собою жизнь и смерть, и обе способны к восхождению,
ибо мертвое тело убрано прочь.
113. И если ты прибавишь теперь к этой воде или порошку хорошее
зелье или что-нибудь подобное, могущее удержать в плену восхождение
и силу ярости в звездном рождении, и дашь больному в чуть теплом
питье, будь то в пиве или вине, то подействует самое внутреннее или
сокровенное рождение той вещи, которая причинила человеку болезнь
своим самым внешним мертвым рождением.
114. Ибо если эту вещь положить в теплую влажность, в ней начинает
всходить жизнь, и жизнь охотно поднялась бы и зажглась бы в свете,
но не может из-за ярости, которая противостоит ей в звездном
рождении.
115. Но на столько хватает ее, чтобы избавить человека от болезни,
ибо звездная жизнь восходит сквозь смерть и отнимает у жала смерти
его силу; если она победит, человек выздоравливает.
116. Итак, ты видишь, как сила слова и вечной жизни в земле и детях
ее сокрыто покоится в средоточии в смерти, и зеленеет сквозь смерть,
непостижимая для смерти, и непрестанно томится рождением света, и,
однако, не может расцвести, пока не будет отлучена от нее смерть.
117. Но у нее есть своя жизнь на своем престоле, и жизнь не может
быть отнята у нее, но в самом внешнем рождении с ней связана смерть,
а также в смерти гнев, ибо гнев есть жизнь смерти и диавола; в гневе
же состоит и телесное существо, или тела, диаволов, а мертвое
рождение -- их вечная обитель.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Якоб Беме. Аврора, или Утренняя заря в восхождении, или...
- Глава I
- О качествовании холода
- О качествовании воздуха и воды
- О влияниях других качеств на три стихии: огонь, воздух и воду
- О сладком качестве
- О кислом качестве
- О терпком или соленом качестве
- Глава II
- О качестве солнца
- Глава III
- О боге отце
- О сущности и свойстве отца
- О боге сыне
- О боге духе святом
- О святой троице
- Глава IV
- О божественном качестве
- О сотворении ангелов
- Глава V
- О качествовании ангела
- Глава VI
- Глава VII
- О рождениях ангельских царей, как они произошли
- Об основании и тайне
- Глава VIII
- О другой особенности, или другом виде
- О третьей особенности, или третьем виде
- О четвертой особенности, или виде
- О пятой особенности, или виде
- Глава IX
- Великая небесная и божественная тайна
- О приветной любви, блаженстве и согласии духов божиих
- Глава X
- Глава XI
- О действии и свойстве божественной и небесной природы
- Глава XII
- Об ангельской радости
- О всем небесном блаженстве всех трех царств ангельских
- О царском первенстве, или власти трех царей ангельских
- О великой славе и красоте трех царей ангельских
- О царе, или великом князе, миха-эле
- О втором царе, именуемом ныне из-за его падения люцифером
- О сотворении его
- О третьем царе ангельском по имени ури-эль
- О дивной соразмерности, об изменении и восхождении качеств в небесной природе
- Глава XIII
- И бедственном падении царства люцифера
- Истинное рождение божие
- О славном рождении и красоте царя люцифера
- Об ужасном, гордом
- Источная жила греха
- Глава XIV
- Глубина
- Дивное откровение
- О падении всех его ангелов
- О великих грехах и противлении,
- О первом виде, или духе, начала греха в люцифере
- О втором виде, или духе, начала греха в люцифере
- Высочайшая глубина
- Глава XV
- О четвертом виде, или образе, начала греха в люцифере
- О пятом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- О шестом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- Глава XVI
- Об ужасном, жалостном и бедственном повреждении
- О возжжении огня гнева
- Первый сын - гордость
- Второй сын - жадность
- Третий сын - зависть
- Четвертый сын - гнев
- Конечное осуждение
- О конечной битве и об изгнании царя люцифера со всеми его ангелами
- Глава XVII
- Глава XVIII
- Глубина
- О сотворении света в сем мире
- Глава XIX
- Об образе земли
- О дне и ночи
- Глава XX
- Врата тайны
- Врата божества
- Святые врата
- Глава XXI
- Радостные врата человека
- Врата силы
- Отверстые врата земли
- Глубина в средоточии рождения
- О семи духах божиих и их действии в земле
- Глубина в окружности рождения
- Глава XXII
- О земле
- Глубина
- Произрастание земли
- О металлах в земле
- Глава XXIII
- О звездном рождении и рождении божием
- Врата божий
- Врата святой троицы
- О великой простоте божией
- О возжженной природе
- Глава XXIV
- Глава XXV
- О возжжении сердца или жизни сего мира
- Высочайшая основа солнца и всех планет
- Истинное рождение и происхождение солнца и планет
- О планете марс
- О планете юпитер
- Глава XXVI
- О планете венера
- Врата любви
- О планете меркурий
- Средоточие или окружность рождения жизни. Великая глубина
- О человеке и звездах
- Глубина в средоточии