logo
философия / Классики(запад) / Возрождение / Беме / Аврора

О четвертой особенности, или виде

33. Четвертое качество, или четвертый неточный дух в Божественной

силе Бога Отца, есть зной. Он есть истинное начало жизни, а также

истинный дух жизни. Терпкое, кислое и сладкое качества суть

салит-тер, принадлежащий телу, и из него образуется тело. Ибо в

терпком качестве состоит холод и твердость, и в нем же стягивание и

иссушение; в сладком же -- вода и свет, или видимость, и все вещество

тела; а горькое есть разделение или сложение; зной же есть дух, или

возжжение жизни: от него возникает в теле дух, изливающийся во всем

теле, и светящий вне тела, и производящий живое движение во всех

качествах тела.

34. Но особенно надо обратить внимание во всех качествах на две

вещи. Когда смотрят на какое-нибудь тело, то прежде всего видят

ствол, или ядро всех качеств, образованное из всех качеств; ибо к

телу принадлежат терпкое, кислое, сладкое, горькое и зной; эти

качества ссохлись воедино и образуют тело, или ствол.

35. Великая тайна духа. В теле эти качества смешаны, как если бы они

были одним только качеством, и, однако, каждое качество кипит и

исходит в своей собственной силе. Каждое качество исходит в другие

из самого себя и побуждает другие, то есть заражает их; отчего

другие качества усваивают его волю, то есть они испытывают остроту и

дух этого качества, что в нем есть, и непрестанно смешиваются между

собою.

36. Терпкое качество с кислым непрестанно стягивает другие качества,

и охватывает, и сдерживает тело, и иссушает его; ибо оно иссушает

все прочие силы и сдерживает их все своим заражением; сладкое же

качество утишает и увлажняет все другие и взаимно умеряется со всеми

другими, отчего те становятся приятными и кроткими.

37. Горькое же делает все другие живыми и подвижными и делит их на

члены, так что каждый член при взаимном умерении приобщается к

роднику всех сил, отчего возникает подвижность.

38. А зной зажигает все качества: отсюда возникает (рождается) свет

во всех качествах, так что одно видит другое; ибо когда зной

действует в сладкой влажности, то он порождает во всех качествах

свет.

39. Отсюда происходят чувства и мысли, так что одно качество видит

другое, которое в нем и им самим умерено, и испытывает его остротою

своею; так что становится одна воля, и она восходит в теле в первый

родник, в терпкое качество.

40. Тогда горькое качество в зное проницает терпкое, а сладкое в

воде кротко пропускает его; тогда горькое качество в зное выходит из

тела сквозь сладкую воду и создает ему двое отверстых врат; это

-глаза, первая чувствительность.

41. У тебя есть пример тому и прообраз. Взгляни на мир сей, особенно

на землю, которая есть род всех качеств и где образуются

всевозможные сочетания. Прежде всего, в ней есть терпкое качество;

оно стягивает воедино салиттер и скрепляет землю, так что она

становится одним телом и не раскалывается; и оно образует в земле

различные тела по роду каждого качества, как-то: разные камни и руды

и всякие корни по роду каждого качества.

42. Далее, когда тело образовано, оно остается на месте как телесная

кипящая подвижность; ибо через горькое качество и в горьком качестве

оно кипит в себе самом, то есть в своем собственном образованном

теле, но без зноя, который есть дух природы, у него нет еще никакой

жизни для роста или распространения.

43. Когда зной солнца озаряет земную почву, то кипят и растут в

земле все образования руд и трав, корней, гадов и всего, что есть в

ней.

44. Пойми это правильно: зной солнца зажигает в земле во всех

образованных телах сладкое качество воды; затем через зной возникает

в сладкой воде свет, который освещает терпкое, кислое и горькое

качества, так что они в свете видят; и в этом видении качества

восходят одно в другое и испытывают одно другое, то есть в видении

они отведывают остроты друг друга, и отсюда происходит вкус.

45. И когда сладкое качество отведает вкуса горького качества, то

начинает корчиться и отступает: как человек, когда отведает горькой

или терпкой желчи, широко разевает рот, и корчится, и разводит обе

челюсти шире, нежели им это свойственно; так поступает сладкое

качество по отношению к горькому.

46. И когда сладкое качество таким образом вытягивается и отступает

пред горьким, то и терпкое устремляется вслед за ним и тоже хочет

отведать от сладкого, и оно непрестанно иссушает тело позади себя и

в себе; ибо сладкое качество есть матерь воды и оно совсем кротко.

47. Когда же терпкое и горькое качества получат от зноя свой свет,

они начинают видеть сладкое качество и отведывают от его сладкой

воды; тогда они устремляются неотступно вслед за сладкой водою и

пьют ее в себя; ибо они весьма жестки, суровы и жадны и зной

совершенно иссушает их. И сладкое качество непрестанно бежит пред

горьким и терпким и все шире раздирает свой зев; а горькое и терпкое

все спешат вслед за ним, и утоляются сладким, и иссушают тело.

Таково истинное произрастание в природе, будь то в человеке, звере,

дереве, траве или камне.

48. Теперь заметь в себе конец природы в этом мире: когда сладкое

качество бежит таким образом пред горьким, кислым и терпким, то

терпкое и горькое так жестоко спешат за ним вслед, как за лучшим

своим сокровищем; и сладкое так сильно стремится от них прочь и так

сильно прорывается, что проницает терпкое качество, и разрывает

тело, и уходит из тела наружу, за пределы земли и выше ее, и упорно

стремится таким образом, пока не вырастет длинный стебель.

49. Тогда зной, что над землею, устремляется на стебель, и горькое

качество тотчас воспламеняется от зноя и получает такой толчок от

зноя, что пугается, а терпкое качество иссушает его; тогда терпкое,

сладкое и кислое качества и зной борются между собою, и терпкое

непрестанно производит в них своим холодом сухость, и сладкое

отступает тогда в сторону, а другие спешат за ним вслед.

50. Когда же оно видит, что ему не миновать плена, что горькое так

жестко наступает на него, то оно распаляет горькое качество, и

зажигает его, и делает тогда скачок сквозь терпкое качество, и снова

поднимается вверх над собою; тогда позади его, на том месте, где

была борьба, возникает твердый узел и в узле получается отверстие.

51. Но пока сладкое качество проскакивает сквозь узел, горькое

успевает так жестоко заразить его, что оно все дрожит; и лишь только

оно перейдет за узел, как быстро вытягивается во все стороны с целью

избежать горького: и при таком вытягивании тело его остается

посредине полым, а в трепетном скачке сквозь узел оно образует еще

несколько стеблей или листьев и бывает тогда радо, что ускользнуло

из битвы.

52. И когда затем зной наступает таким образом снаружи на стебель,

то качества в стебле воспламеняются и проникают сквозь стебель, и

солнце в наружном свете заражает их, и они рождают цвета в стебле по

роду своего качества.

53. Но так как в стебле есть сладкая вода, то стебель сохраняет свой

зеленый, светлый цвет по роду сладкого качества.

54. Такую борьбу качества вместе со зноем ведут в стебле

непрестанно, и стебель вырастает все выше, и один натиск

выдерживается за другим, отчего стебель приобретает все больше узлов

и все шире простирает свои ветви. Между тем зной все продолжает

иссушать снаружи сладкую воду в стебле, и стебель становится все

тоньше; чем выше он вырастает, тем становится тоньше, пока уже не

может более ускользнуть.

55. Тогда сладкое качество сдается в плен, и горькое, кислое,

сладкое и терпкое одновременно господствуют между собой; и сладкое

вытягивается еще немного, но оно не может более ускользнуть, ибо оно

в плену.

56. Тогда из всех качеств, какие есть в теле, вырастает шишка или

головка, и возникает новое тело в шишке или головке, и получает свой

образ, подобно тому как первоначально был образован в земле корень,

только теперь иного, более тонкого вида.

57. Тогда сладкое качество кротко простирается дальше, и в головке

вырастают малые, тонкие листочки по роду всех качеств. Ибо сладкая

вода теперь -- как чреватая вода, воспринявшая семя; и она

продвигается все дальше вперед, пока не расторгнет головку.

58. Она пробивается тогда наружу также и в листочках, как жена,

которая родит, но листочки и цветок имеют уже не ее окраску и образ,

а окраску и образ всех других качеств; ибо сладкое качество должно

теперь рождать детей других качеств. И когда сладкая мать породит

прекрасные зеленые, голубые, белые, красные и желтые цветочки, или

детей, то бывает сильно утомлена и не может долго питать этих детей,

и не хочет даже долго иметь их, ибо это только ее пасынки, хотя они

и очень нежны.

59. И когда зной снаружи наступает на этих нежных детей, то все

качества в детях воспламеняются; ибо дух жизни качествует в них; но

так как они слишком слабы для этого могучего духа и не могут

подняться, то они испускают свою благородную силу и она так приятно

пахнет, что сердце человека смеется; самим же им предстоит завянуть

и отвалиться, ибо они слишком нежны для этого духа.

60. Ибо дух переходит из головки в цветок, головка же бывает

образована по роду всех качеств; терпкое качество стягивает тело

головки, сладкое -- смягчает его и вытягивает, горькое -- дробит

вещество на члены, а зной бывает живым духом внутри.

61. И вот все качества трудятся внутри и порождают плод свой, или

детей, и каждое дитя бывает образовано по роду и свойству всех

качеств. И они трудятся над этим так долго, пока не засохнет

вещество, не высохнет сладкое качество, или сладкая вода, тогда плод

выпадает и стебель также отсыхает и валится.

62. И таков конец природы в сем мире. Об этом можно бы написать еще

много высоких вещей; ты найдешь их при описании сотворения сего

мира, сказанное же приведено здесь лишь для подобия и самым кратким

образом.

63. Второй образ качеств, или Божественных сил, или семи духов

Божиих, должно особенно заметить на зное. Прежде всего, мы имеем

основание, или телесное существо, хотя этот образ в Божестве, а

также и в тварях не имеет своего особенного тела, но все качества

бывают вместе, одно в другом как единое качество; однако действие

каждого из них можно заметить отдельно.

64. Итак, в теле, или роднике, бывает зной, и он порождает огонь,

который есть образ и может быть исследован: и из зноя исходит свет,

через посредство всех духов или качеств, и свет есть живой дух, его

нельзя исследовать. Но волю его можно исследовать, чего он хочет или

каков он есть, ибо он действует в сладком качестве и свет восходит в

сладком качестве, в сладкой воде, в других же качествах не восходит.

65. У тебя есть пример тому: ты можешь всякую вещь в сем мире

зажечь, так что она будет светить и гореть, если сладкое качество

имеет главное правление внутри нее; если же внутри нее имеют верх

другие качества, то ты не можешь зажечь. И хотя бы ты даже внес в

нее зной, ты все же не сможешь ввести дух внутри нее, чтобы она

засветилась; потому все качества суть дети сладкого качества, или

сладкой воды, ибо дух восходит только в воде.

66. И если ты разумный человек, в котором есть дух и разумение, то

оглянись вокруг себя в мире и ты увидишь, что это так: дерево ты

можешь зажечь так, чтобы оно засветилось, ибо вода имеет в нем

первенство, также и всякое растение на земле, в котором сладкая вода

имеет первенство. Камень ты не можешь зажечь, ибо первенство имеет в

нем терпкое качество, землю ты также не можешь зажечь, если

предварительно не будут побеждены и устранены из нее другие

качества, как это видно на порохе, который есть, однако, лишь

молния, или дух ужаса, где в гневе Божием проявляется диавол, что я

подробно опишу, а также и докажу в другом месте.

67. Теперь ты скажешь: но ведь и воду нельзя зажечь так, чтобы она

засветилась? Да, милый человек, здесь кроется тайна: дерево, которое

ты зажигаешь, тоже не огонь, а темная палка, однако огонь и свет

берут от него свое начало; но ты должен разуметь: от сладкого

качества воды, а не от палки, то есть от тучности, которая есть дух

в ней.

68. В стихийной же воде на земле первенство или верх имеет не

сладость, а терпкое, горькое и кислое качества; иначе вода не была

бы смертной, но была бы как та вода, из которой сотворено небо. Я

докажу тебе, что в стихийной воде на земле первенство имеют терпкое,

кислое и горькое качества.

69. Возьми ржи, пшеницы, ячменя, овса или чего угодно, в чем бы

первенствовало внутри сладкое качество, размягчи это в стихийной

воде и потом нагрей, и тогда сладкое качество отнимет первенство у

других; и зажги потом эту воду, и ты увидишь тогда также и дух,

оставшийся в воде от тучности зерна и победивший воду; то же самое

ты можешь видеть и на примере мяса: мясо не горит и не светит, один

только тук горит и светит.

70. Теперь ты, может быть, спросишь: как это бывает или каким

образом? Вот смотри: в мясе первенство имеют терпкое, кислое и

горькое качества, а в туке -- сладость: поэтому тучная тварь всегда

бывает радостнее тощей, ибо сладкий дух сильнее кипит в ней, нежели

в тощей; ибо свет природы, который есть дух жизни, ярче светит в

ней, нежели в тощей; а в этом самом свете в сладком качестве состоит

ликование или радость, ибо терпкое и горькое качества ликуют в нем:

ибо они рады быть утолены, напитаны и освещены сладким и светлым

качествами. Ибо в терпком нет никакой жизни, но терпкая, холодная,

жесткая смерть; и в горьком нет никакого света, но темная, горькая и

свирепая мука, дом дрожащего и яростного страшного бедствия.

71. Потому, когда они пируют у сладкого и светлого качества, то

заражаются им и становятся приятными, а также радостными и ликуют в

твари; поэтому никакая тощая тварь не бывает радостною, разве только

когда зной имеет в ней первенство: тогда, даже будучи тощей и имея

мало тука, она бывает все же отличной сладости. Напротив, иная тварь

имеет много тука и бывает тем не менее совсем меланхолична; причина

этому та, что тук ее склонен к стихийной воде, где сильны терпкое и

горькое качества.

72. Далее, если ты разумный человек, то смотри: дух, который

поднимается (рождается) из зноя, берет из сладкого качества свой

исход, свое восхождение и сияние; поэтому сладкое качество есть

дружеская воля его и господствует в кротости; и кротость и смирение

есть собственное его жилище; и это есть ядро Божества: и потому

зовется Он Богом, что Он сладок, кроток, дружествен и благостен; и

потому зовется Он милосердным (barmhertzig), что Его сладкое

качество восходит в терпком, кислом и горьком и утоляет, услаждает,

орошает и освещает их, чтобы они не оставались темною долиною.

73. Ибо пойми только в тучности свой материнский язык, ты найдешь в

нем такое же глубокое основание, как и в еврейском или латинском,

хоть ученые и кичатся ими, как безумные девы; это ничего не значит,

наука их ныне на склоне. Дух свидетельствует, что еще прежде, чем

настанет конец, иной мирянин будет больше знать и разуметь, нежели

знают ныне умнейшие ученые: ибо врата небес отверзаются; и кто не

будет сам ослеплять себя, тот поистине увидит их. Жених увенчает

свою невесту, аминь.

74. Смотри: слово barm помещается только на твоих губах; и когда ты

говоришь barm, то закрываешь рот и вбираешь звук назад; и это есть

терпкое качество, замыкающее слово, то есть слагающее его воедино,

так что оно становится твердым или звучит; а горькое качество

расчленяет его.

75. То есть, когда ты говоришь bar, то последняя буква г рокочет и

ропщет, как дрожащее дыхание, и это производится горьким качеством,

которое бывает дрожащим. Теперь, слово barm -- мертвое, непонятное

слово, которого никто не разумеет: это значит, что оба качества,

терпкое и горькое, суть жесткие, темные, холодные и горькие существа

и не имеют в себе никакого света; поэтому вне света нельзя понять их

силы.

76. Когда же говорят barmhertz, то второй слог hertz выталкивают из

глубины тела, из сердца: ибо слово hertz произносит истинный дух,

поднимающийся (рождающийся) из зноя сердца, в котором восходит и

кипит свет.

77. Теперь смотри: когда ты говоришь barm, то оба качества, терпкое

и горькое, весьма медлительно слагают воедино слово barm: ибо это

долгий, бессильный слог по причине немощи качеств. Когда же ты

говоришь hertz, то дух быстро, как молния, вылетает в слове hertz и

дает различение и смысл слова. Но когда ты произносишь ig, то

улавливаешь дух посреди двух прочих качеств, так что он должен

остаться внутри и сложить слово.

78. Такова Божественная сила: терпкое и горькое качества суть

салиттер Божественного всемогущества; сладкое качество есть ядро

милосердия, по которому все существо со всеми силами зовется Богом.

Зной есть ядро духа, откуда исходит свет, и загорается посредине в

сладком качестве, и уловляется терпким и горьким как находящийся в

средине их: в нем рождается Сын Божий; и это есть истинное сердце

Божие.

79. И пламя света, или молния, светящая мгновенно во всех силах,

подобно солнцу во всем мире, -- это есть Дух Святой; он исходит из

ясности Сына Бо-жия и есть молния и острота: ибо Сын рождается

посреди других качеств и бывает пленен другими качествами.

80. Разумей правильно эту высокую вещь: когда Отец произносит слово,

то есть рождает своего Сына, что бывает непрестанно и вечно, то это

слово берет прежде всего начало свое в терпком качестве, где оно

собирается, и в сладком оно берет свой источник, и в горьком

заостряется и движется, и в зное восходит и зажигает срединный

сладкий источник.

81. И вот горит одновременно во всех качествах от зажженного огня, и

огонь горит из качеств: ибо все качества горят; и этот огонь есть

один огонь, а не много огней.

82. И этот огонь есть истинный Сын Божий, непрерывно рождающийся

таким образом от вечности и до вечности: это готов я доказать на

небе и земле, звездах и стихиях и на всех тварях, на камнях, на

листве и траве, даже на самом диаволе; и доказать, но одними только

живыми и непреодолимыми, непререкаемыми и неопровержимыми, крепкими

доводами; даже превыше человеческого разума и вопреки ему; и,

наконец, вопреки всем вратам диавола и ада, -- если бы это не заняло

здесь слишком много места.

83. Однако об этом будет речь во всей книге, во всех главах и

частях, и ты, наверное, встретишь это при создании тварей, равно и

при сотворении неба, и земли, и всех вещей, что более уместно да и

понятнее для читателя.

84. Теперь заметь: из этого же огня исходит молния, или свет, и

движется во всех силах и имеет в себе родник и остроту всех сил. И

так как он порожден через Сына из всех сил Отца, то теперь он в свой

черед делает все силы в Отце живыми и подвижными; и через того же

духа составлены все святые ангелы и образованы из сил Отца; и тот же

дух сохраняет и держит все и составляет все: все произрастания, и

цвета, и тварей на небе, и в сем мире, и над небом всех небес, ибо

рождение Святой Троицы повсюду таково, и не иное, и в вечность не

станет иным.

85. Но когда огонь зажигается в твари, то есть когда тварь восстает

чрезмерно, как это сделал Люцифер и его легионы, то свет погасает и

восходит яростный и жгучий источник, источник адского огня, то есть

дух огня восходит в яростном качестве.

86. Заметь при этом, как это совершается или может совершиться:

ангел составлен воедино из всех сил, как я уже подробно описал;

когда же он восстает, то восстает сначала в терпком качестве и

стягивает его воедино, как женщина, собирающаяся родить, и

сжимается; отчего терпкое качество становится так жестко и остро,

что сладкая вода не может более проницать его и кротко подниматься в

твари, но пленяется терпким качеством, и иссушается им, и

превращается в жесткий, острый, яростный холод; ибо она становится

грубой от терпкого стягивания и теряет свой светлый блеск и свою

тучность, в которых восходит светлый дух, дух святой, ангельской и

Божественной жизни; и этот дух так жестоко бывает стянут и сжат

терпким качеством, что засыхает в сладкое тощее дерево.

87. И когда затем горькое качество восходит в засохшем сладком, то

сладкое не может более укротить его и напоить своею сладкою светлою

водою, ибо она высохла: тогда горькое качество неистовствует, и

бушует, и ищет покоя или пищи, и не находит их, и мечется в теле

изголодавшимся ядом.

88. Когда же затем зной зажигает сладкое качество и хочет утолить

свой зной в его сладкой воде, откуда он восходит и светит во всем

теле, то не находит ничего, кроме жесткого, тощего и сладкого

источника, в котором нет больше сока, ибо сок совсем высушен

терпкостью.

89. Тогда зной зажигает сладкий источник в намерении утолиться им,

но там нет больше сока; и сладкий источник горит и раскаляется

теперь, подобно жесткому, иссохшему камню, и не в состоянии более

возжечь свой свет. И все тело остается теперь темною долиною, в

которой нет ничего: в терпком качестве -- кроме яростного, жесткого

холода; в сладком -- кроме жесткого, раскаленного огня, где яростный

зной восходит во всю вечность; в горьком -- кроме неистовства,

бушевания, жаления и жжения.

90. И вот тебе правдивое описание отверженного ангела, или диавола,

а также и причина; и это описано не в подобии только, но в духе

силою, откуда все произошло. Человек, оглянись здесь за собой и пред

собой; ничто не бывает напрасно.

91. Подробное описание того, как произошло это великое событие, ты

найдешь далее, когда будешь читать о падении диавола.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4