О божественном качестве
4. После того как ты внял основательно написанному в третьей главе о
троичности в Божественном существе, хочу я ясно изложить теперь о
силе и действии, равно и о качествах и качествовании в Божественном
существе, или о том, из чего, собственно, сотворены ангелы и что
суть тело и сила их?
5. В Боге Отце, как я уже указал выше, содержится всякая сила, и
никакой человек не может постичь ее своими чувствами; однако на
звездах и стихиях, а также на тварях во всем творении мира сего
познается это ясно.
6. Всякая сила содержится в Боге Отце и от Него исходит, как-то:
свет, зной, холод, мягкое, сладкое, горькое, кислое, терпкое, звук и
то, чего нельзя ни выразить, ни постичь, -- все это содержится в Боге
Отце одно в другом как единая сила, и, однако, все силы движутся в
исхождении Его. Но в Боге силы качествуют не по тому роду и образу,
как в природе, в звездах и стихиях или в тварях.
7. Нет, ты не должен так думать; ибо это господин Люцифер в
восстании своем сделал силы нечистой природы такими жгучими,
горькими, холодными, терпкими, кислыми, мрачными и нечистыми; в Отце
же все силы легки, нежны, подобны небу и совершенно радостны: ибо
все силы ликуют одна в другой и голос их восходит от вечности и до
вечности. И чет в них ничего, кроме любви, кротости, милосердия и
приязни, ликующего, восходящего родника радости, куда вливаются все
голоса небесного царства радости, так что никакой человек не может
ни выразить того, ни с чем-либо сравнить. Но если захотят сравнить,
то надо сравнивать с душою человека: когда она бывает возжжена
Святым Духом, то становится такою же радостной и ликующей; все силы
восходят в ней и ликуют, так что восхищают животное тело и оно
трепещет, -- вот истинный образ Божественного качества, как бывает
качество в Боге; в Боге все есть дух.
8. Качество воды в Боге качествует не по тому текучему роду и
образу, как в сем мире; но оно есть дух, совершенно светлый и
легкий, сила, в которой восходит Дух Святой. Горькое качество
качествует в сладком, терпком и кислом, и любовь восходит в нем от
вечности и до вечности: ибо любовь в свете и ясности исходит из
сердца, или Сына Божия, во все силы Отца, и Дух Святой движется во
всем.
9. И это в глубине Отца есть как бы Божественный салиттер, который я
по нужде должен сравнить с землею; до повреждения своего она была
подобным са-литтером: не таким твердым, холодным, горьким, кислым и
темным, как ныне, но подобным глубине или небу, совершенно светлым и
чистым, и все силы в нем были добры, прекрасны и небесны; но князь
Люцифер повредил его таким образом, о чем речь будет дальше.
10. Этот небесный салиттер, или совокупность сил, порождает небесные
радостные плоды и цвета, всевозможные деревья и кустарники; на них
растет прекрасный и сладостный плод жизни; и в этих силах восходят
всевозможные цветы прекрасных небесных окрасок и благоуханий; вкус
их многообразен, каждый по своему качеству и роду совершенно свят,
Божествен и радостен: ибо каждое качество приносит свой плод,
подобно тому как и в сем поврежденном рве смертном и темной долине
земли растут всевозможные земные деревья, кустарники, цветы и плоды,
а в самой земле к тому же еще драгоценные камни, серебро и золото --
все это прообраз порождений небесных.
11. Природа трудится с высочайшим усердием над поврежденной и
мертвой землею, чтобы она порождала небесные образы и виды; но она
рождает лишь мертвые, темные и жесткие плоды, которые не более как
прообразы небесных: к тому же они весьма яростны, горьки, кислы,
терпки, жгучи, холодны, жестки и злы, и едва найдется одна искорка
добрая в них. Сок их и дух перемешаны с адским качеством, а запах их
-- зловоние; в такое состояние привел их господин Люцифер, как я и
покажу ясно далее.
12. Если же я пишу о деревьях, кустарниках и плодах, то ты не должен
понимать это в земном смысле мира сего: ибо не такова моя мысль,
будто в небе растут мертвые, жесткие, деревянистые растения или
состоящие в земном качестве камни; нет, но мысль моя небесна и
духовна, и, однако, это поистине и в точности так; я разумею не что
иное, как только то, что воспроизвожу здесь буквами.
13. В небесном великолепии должно особенно обратить взор на две
веши: прежде всего на салиттер, или Божественные силы; это есть
движущая, кипящая сила; в этой силе вырастает и рождается плоть,
сообразно каждому качеству и роду, как-то: небесные деревья и
кустарники, непрерывно приносящие плоды свои, цветущие прекрасно и
растущие в Божественной силе так радостно, что я не могу ни выразить
того, ни описать; но я лишь лепечу о том, как дитя, которое учится
говорить, и никак не могу назвать правильно, в согласии с тем, какое
дух дает о том познание.
14. Другой образ неба в Божественном великолепии есть Меркурий, или
звук: подобно тому как и в салиттере земли есть звук; от него растет
золото, серебро, медь, железо и подобное им, из чего можно делать
всякие орудия для звука или для радости, как-то: колокола, трубы и
все, что звучит; этот звук есть также и во всех тварях земли, иначе
все было бы безмолвно.
15. Далее, тот же звук на небе приводит в движение все силы, так что
все радостно растет и рождается в изяществе; и как многочисленны и
различны Божественные силы, так многочислен и различен и звук, или
Меркурий. Когда же силы в Боге восходят, то одна побуждает другую и
они движутся одна в другой и бывает непрестанное смешение: тогда
возникают в них всевозможные цвета, а в этих цветах вырастают всякие
плоды; все это восходит в салиттере, а Меркурий, или звук, также
примешивается и восходит во всех силах Отца; и тогда звучание и звон
раздается в небесном царстве радости. Если бы ты собрал в мире сем
много тысяч различных музыкальных инструментов и лютней, и самым
искусным образом настроил их между собой, и созвал бы для игры на
них искуснейших мастеров, то это все же было бы лишь как собачий лай
в сравнении с Божественным звуком и с музыкой, восходящей через
Божественный звук от вечности и до вечности.
16. Если же ты хочешь рассмотреть небесное Божественное великолепие
и славу, каковы они и какие там произрастания, наслаждения или
радость, то взирай прилежно на мир сей, какие плоды и произрастания
возникают из салиттера земли, какие деревья, кустарники, коренья,
цветы, масла, вина, хлеб и все, что ни есть и что только может
испытать твое сердце, -- все это прообраз небесного великолепия.
17. Ибо земная и поврежденная природа от начала своего сотворения и
до сего дня непрестанно трудилась над тем, чтобы иметь возможность
произвести небесные образы как в земле, так и в людях и зверях: это
хорошо видно по тому, как всякий год возникают новые художества; так
длилось от начала и до сего дня, но она не возмогла произвести
Божественные силы и качества; потому плод ее полумертв, поврежден и
нечист.
18. Не должен ты думать, что в Божественной славе звери, гады или
твари происходят во плоти, как в сем мире; нет, но я разумею только
дивную соразмерность, силу и изящество в них. Природа трудится с
высочайшим прилежанием над тем, чтобы возмочь произвести в силе
своей небесные образы или формы, как это видно на людях, зверях,
птицах и гадах, а равно и на произрастаниях земли, и чтобы имело
художествен-нейший образ бытия; ибо природа рада была бы избавиться
от тщеты, чтобы иметь возможность порождать в святой силе небесные
образы.
19. Ибо в Божественной славе возникают равным образом всякие
произрастания, деревья и кусты и всякие плоды, и каждое приносит
плод свой, однако не по земному качеству и роду, а по качеству,
образу и роду Божественному.
20. Плоды те не суть мертвая, жесткая, горькая, кислая и терпкая
падаль, которая загнивает и становится смрадом, как в сем мире, но
все пребывает в святой Божественной силе; состав их из Божественной
силы, из салиттера и Меркурия Божественной славы, пища святых
ангелов.
21. Если бы человек не повредил их своим мерзким падением, он и в
сем мире пировал бы подобным же образом и вкушал бы от таких же
плодов двоякого рода, какие были предложены ему в раю; но
отравленная похоть и вожделение диавола, отравившего и повредившего
салитгер, из которого был создан Адам, ввергли человека в злую
похоть -- вкусить от обоих качеств, злого и доброго, как я дальше
напишу о том ясно, а также и докажу.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Якоб Беме. Аврора, или Утренняя заря в восхождении, или...
- Глава I
- О качествовании холода
- О качествовании воздуха и воды
- О влияниях других качеств на три стихии: огонь, воздух и воду
- О сладком качестве
- О кислом качестве
- О терпком или соленом качестве
- Глава II
- О качестве солнца
- Глава III
- О боге отце
- О сущности и свойстве отца
- О боге сыне
- О боге духе святом
- О святой троице
- Глава IV
- О божественном качестве
- О сотворении ангелов
- Глава V
- О качествовании ангела
- Глава VI
- Глава VII
- О рождениях ангельских царей, как они произошли
- Об основании и тайне
- Глава VIII
- О другой особенности, или другом виде
- О третьей особенности, или третьем виде
- О четвертой особенности, или виде
- О пятой особенности, или виде
- Глава IX
- Великая небесная и божественная тайна
- О приветной любви, блаженстве и согласии духов божиих
- Глава X
- Глава XI
- О действии и свойстве божественной и небесной природы
- Глава XII
- Об ангельской радости
- О всем небесном блаженстве всех трех царств ангельских
- О царском первенстве, или власти трех царей ангельских
- О великой славе и красоте трех царей ангельских
- О царе, или великом князе, миха-эле
- О втором царе, именуемом ныне из-за его падения люцифером
- О сотворении его
- О третьем царе ангельском по имени ури-эль
- О дивной соразмерности, об изменении и восхождении качеств в небесной природе
- Глава XIII
- И бедственном падении царства люцифера
- Истинное рождение божие
- О славном рождении и красоте царя люцифера
- Об ужасном, гордом
- Источная жила греха
- Глава XIV
- Глубина
- Дивное откровение
- О падении всех его ангелов
- О великих грехах и противлении,
- О первом виде, или духе, начала греха в люцифере
- О втором виде, или духе, начала греха в люцифере
- Высочайшая глубина
- Глава XV
- О четвертом виде, или образе, начала греха в люцифере
- О пятом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- О шестом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- Глава XVI
- Об ужасном, жалостном и бедственном повреждении
- О возжжении огня гнева
- Первый сын - гордость
- Второй сын - жадность
- Третий сын - зависть
- Четвертый сын - гнев
- Конечное осуждение
- О конечной битве и об изгнании царя люцифера со всеми его ангелами
- Глава XVII
- Глава XVIII
- Глубина
- О сотворении света в сем мире
- Глава XIX
- Об образе земли
- О дне и ночи
- Глава XX
- Врата тайны
- Врата божества
- Святые врата
- Глава XXI
- Радостные врата человека
- Врата силы
- Отверстые врата земли
- Глубина в средоточии рождения
- О семи духах божиих и их действии в земле
- Глубина в окружности рождения
- Глава XXII
- О земле
- Глубина
- Произрастание земли
- О металлах в земле
- Глава XXIII
- О звездном рождении и рождении божием
- Врата божий
- Врата святой троицы
- О великой простоте божией
- О возжженной природе
- Глава XXIV
- Глава XXV
- О возжжении сердца или жизни сего мира
- Высочайшая основа солнца и всех планет
- Истинное рождение и происхождение солнца и планет
- О планете марс
- О планете юпитер
- Глава XXVI
- О планете венера
- Врата любви
- О планете меркурий
- Средоточие или окружность рождения жизни. Великая глубина
- О человеке и звездах
- Глубина в средоточии