logo
философия / Классики(запад) / Возрождение / Беме / Аврора

Глава XI

О СЕДЬМОМ ИСТОЧНОМ ДУХЕ В БОЖЕСТВЕННОЙ СИЛЕ

Седьмой дух Божий в Божественной силе есть тело, порождаемое из

шести прочих духов; в нем пребывают все небесные образы, и в нем все

образуется и слагается, и в нем восходят вся красота и радость. Это

есть истинный дух природы, даже сама природа; в нем вся

постижимость, и в нем образованы все твари в небе и на земле: даже

само небо образовано в этом духе, и в нем состоит вся природность,

какая есть во всем Боге. Если бы не было этого духа, то не было

также ни ангела, ни человека и Бог был бы неисследимым существом,

которое состояло бы лишь в неисследимой силе.

2. Теперь спрашивается: каков этот образ? И если ты -- разумный дух

меркурия, проникающий сквозь все семь духов Божиих, и испытующий их,

и созерцающий их, каковы они, то ты поймешь при объяснении этого

седьмого духа действие и существо всего Божества и постигнешь в

мысли.

3. Если же ты при этом духе ничего не поймешь, то оставь эту книгу и

не суди в ней ни о холодном, ни о горячем, ибо ты слишком пленен в

Сатурне и не философ в сем мире; брось только судить, или ты

получишь плохую награду, о чем я усердно предостерегаю тебя; подожди

до оной жизни: там раскроются пред тобою небесные врата, и тогда ты

также поймешь все это.

4. Теперь заметь глубину: здесь я должен охватить все Божественное

тело в середине сердца и объяснить все тело, а также то, как

возникает природа, и ты увидишь здесь высшую основу того, как семь

духов Божиих непрестанно порождают друг друга и как у Божества нет

ни начала, ни конца. Поэтому пойми желание духа твоего и увидь

вечное Божественное царство радости, небесное веселие и телесную

радость, не имеющую конца вовеки.

5. Теперь заметь: когда в средоточии восходит молния, то

Божественное рождение бывает в полном действии, в Боге это всегда и

вечно так, но не в нас, бедных детях плоти. В настоящей жизни

ликующее Божественное рождение длится в нас, людях, столь же долго,

как молния: поэтому познание наше частично; в Боге же молния

пребывает неизменно всегда и вечно так.

6. Смотри: все семь духов Божиих рождаются одновременно, и ни один

из них не бывает первым, и ни один последним: но надо смотреть на

ядро, как восходит Божественное рождение, иначе оно остается

непонятным; ибо твари не могут понять их все семь один в другом

одновременно, но лишь созерцают это; когда же один дух бывает

побужден, то он побуждает всех прочих, и тогда рождение находится в

полной силе. Поэтому в человеке оно имеет начало, а в Боге не имеет;

поэтому и я принужден также писать о том лишь по тварному образу, а

иначе ты ничего не поймешь.

7. Смотри: вне молнии все семь неточных духов были бы темною

долиною; но когда молния восходит в зное между терпким и горьким

качествами, то в сладкой воде она становится сияющей, и в пламени

зноя -- горькой, и ликующей, и живой, и в терпком качестве --

телесной, сухой и светлой.

8. Все эти четыре духа движутся в молнии, ибо они все четыре

становятся в ней живыми: сила же этих четырех восходит в молнии, как

если бы всходила жизнь, и эта восшедшая в молнии сила есть любовь,

то есть пятый дух. Эта сила так любовно движется в молнии, как если

бы мертвый дух ожил и был внезапно водворен в великую ясность.

9. В этом движении одна сила побуждает другую; прежде всего терпкое

качество производит стук, и зной производит в стуке светлый звон, и

горькая сила разделяет звон, и вода делает его кротким; это есть

шестой дух.

10. Далее, звук восходит во всех пяти духах, подобно приятной

музыке, и остается, и пребывает в них, ибо терпкое качество иссушает

его. И в этом исшедшем звуке, который теперь пребывает сухим,

содержится сила всех шести неточных духов, и она есть как бы семя

шести прочих духов, которое они сплотили здесь воедино и сделали из

него одного духа, обладающего качествами всех прочих духов; и это

есть седьмой дух Божий в Божественной силе.

11. И этот дух пребывает в цвете своем, подобном небесной лазури,

ибо он рожден из всех шести духов: и когда теперь молния,

пребывающая в средине в зное, светит в прочих духов, так что они в

ней восходят и рождают седьмого духа, то в этом рождении шестью

духами седьмого молния восходит также и в него.

12. Но так как седьмой дух не заключает в себе особого качества, то

молния не может стать светлее в седьмом; но она воспринимает от него

телесное существо всех семи духов и порождается всеми семью.

13. И семь духов суть отец света, и свет есть сын, которого они

беспрестанно рождают так от вечности и до вечности, и свет

непрестанно и вечно освещает семь этих духов и делает их живыми и

радостными, ибо все они берут восхождение свое и жизнь в силе света.

В свой черед все они рождают свет и все вместе суть отец света; свет

же не рождает никакого духа, но делает их всех живыми и радостными,

так что они пребывают все непрестанно в рождении.

14. Вот, я хочу еще раз показать тебе это, не поймешь ли ты, быть

может, тогда, чтобы этот высокий труд не был совершен понапрасну и

без пользы.

15. Терпкое качество есть первый дух, оно стягивает воедино и

иссушает все; сладкое качество есть второй дух, и оно укрощает это;

третий же дух есть горький дух, происходящий из четвертого и

первого; когда третий дух в неистовстве своем трется в терпком, то

он зажигает огонь и в этом огне восходит в терпком качестве

яростность. В этой яростности горький дух становится

самостоятельным, и в сладком качестве он становится кротким, и в

твердом -- телесным; теперь он получает пребывание, равно как и

четвертый.

16. Далее, в силу этих четырех возникает в зное молния и восходит в

сладкой родниковой воде, и горькое качество делает ее ликующей, и

терпкое делает ее сияющей и сухой и телесной, и сладкое делает ее

кроткой, и в сладком она получает первое свое сияние; и вот теперь

молния, или свет, пребывает в средине как некое сердце. Когда же

этот свет, пребывающий в средине, светит в четырех духов, то силы

четырех духов восходят в свете, и оживают, и любят свет, то есть

принимают его в себя и становятся чреваты им: и этот воспринятый

свет есть любовь жизни, и это пятый дух.

17. Когда же они восприняли в себя любовь, то от великой радости

начинают качествовать, ибо в свете они видят друг друга и побуждают

друг друга, и тогда возникает звук: твердый дух стучит; сладкий

делает стук кротким; горький разделяет его по роду каждого качества;

четвертый создает звонкость; пятый -- радостность; и это сплоченное

воедино звучание есть звук, или шестой дух.

18. В этом звучании восходит сила всех шести духов, и становится,

говоря по-ангельски, постижимым телом, и пребывает в силе шести

прочих духов и в свете: и это есть тело природы, в котором бывают

образованы все небесные твари, и формы, и произрастания.

19. Святые врата. Посреди же во всех семи духах пребывает свет, в

котором жизнь всех семи духов, и через него все семь становятся

ликующими и радостными, и в нем восходит небесное царство радости;

все семь духов рождают его, и он есть сын всех семи духов, и семь

духов рождают свет, суть отец его, и свет рождает в них жизнь, и

свет есть сердце семи духов: и этот свет есть истинный Сын Божий,

которому мы, христиане, молимся и поклоняемся как второму лицу в

Святой Троице.

20. И семь духов Божиих все вместе суть Бог Отец, ибо ни один дух не

бывает вне другого, но все семь рождают друг друга; если бы не было

одного, то не было и другого. Свет же есть второе лицо, ибо он

непрестанно рождается из семи духов, и семь духов непрестанно

восходят в свете; и силы этих семи духов непрестанно исходят в

сиянии света в седьмого духа

природы и дают форму и образ всем в седьмом духе, и это исхождение в

свете есть Дух Святой.

21. Молния же, или ствол, или сердце, рождающееся в силах, остается

и пребывает в средине; и это есть Сын; и сияние во всех силах

исходит от Отца и Сына во все силы Отца и составляет и образует все

в седьмом духе природы по силе и действию семи духов и по их

различию и влечению. И это есть истинный Дух Святой, которому мы,

христиане, молимся и поклоняемся как третьему лицу в Святой Троице.

22. Итак, ты видишь, слепой иудей, турок и язычник, что в Божестве

три лица, ты не можешь этого отрицать, ибо ты живешь и существуешь в

трех лицах и жизнь свою имеешь в них и от них; и в силу этих трех

лиц в Последний день ты воскреснешь из мертвых и будешь жить вечно.

23. Если ты теперь в мире сем проживешь свято и хорошо в законе

природы и не погасишь в твоих семи неточных духах яростным

восстанием, противным познанию природы, святую молнию, которая есть

Сын Божий и учит тебя закону природы, то ты будешь жить в вечной

радости со всеми христианами. [-"Закон природы есть Божественный

строй из средоточия природы: кто может жить в нем, не нуждается ни в

каком ином законе, ибо он исполняет волю Божию".]

24. Ибо неверие твое ничего не значит; неверие твое не упраздняет

истины Божией; вера же раздувает дух надежды и удостоверяет, что мы

дети Божий. Вера рождается в молчании и борется с Богом, пока не

одолеет и не победит.

25. Ты судишь нас и судишь самого себя, когда в гневе раздуваешь дух

ревности, который гасит твой свет; если ты вырос в сладком дереве, и

преодолеваешь дурные влияния, и живешь свято и хорошо в законе

природы, то он тогда ясно укажет тебе правое.

26. Если ты вырос не из яростной ветви ["надо разуметь: из совсем

безбожного семени, из которого часто вырастает репейник; хотя и

тогда возможна была бы помощь, если бы была сломлена воля, но это

трудно; хотя и на добром дереве часто бывают такие ветви"] и все же

слеп, то кто отлучит тебя от любви Божией, в которой ты родился, в

которой живешь, если ты пребудешь в ней до конца? Кто отлучит тебя

от Бога, в котором ты здесь жил?

27. Что ты посеял в почву, то и взойдет, будь то пшеница, рожь,

ячмень, горох, плевелы или тернии: над чем не будет иметь власти

конечный огонь, то и не сгорит; Бог же сам не погубит своего доброго

семени, но возделает его, чтобы оно принесло плоды в жизнь вечную.

28. И так как все живет и существует в Боге, то зачем же плевелы

хвалятся перед пшеницей? Или ты мнишь, что Бог лицеприятен и глядит

на чье-либо лицо или имя? Кто был отец нас всех? Не Адам ли? И так

как сын его Каин жил худо пред Богом, то почему не помог ему отец

его Адам? Но сказано здесь: кто грешит, должен быть наказан (Иезек.

18). Если бы Каин не погасил своего света, кто отлучил бы его от

любви Божией?

29. Так и ты, хвалишься, что ты христианин и ведаешь свет: почему же

ты не ходишь в нем? Не мнишь ли ты, что имя делает тебя святым?

Подожди до той поры, друг, и ты это узнаешь. Смотри: немало иудеев,

турок и язычников, хорошо оправивших светильники свои, раньше тебя

войдут в Царство Небесное.

30. Какие же тогда преимущества у христиан? Многие: ибо они знают

путь жизни и знают, как им восстать из падения; если же кто-то хочет

остаться лежать, то его бросают в ров, где надлежит ему погибнуть со

всеми безбожными язычниками. Поэтому оглянись, что ты делаешь и кто

ты такой; ты судишь других, а сам слеп. Но дух говорит, что у тебя

нет никакого основания судить того, кто лучше тебя: не одна и та же

ли плоть у нас всех, и не в Боге ли наша жизнь, будь то в любви или

в гневе? Ибо что ты сеешь, то и пожнешь.

31. Не Бог виною тому, что ты погибаешь, ибо закон, повелевающий

поступать по правде, вписан в природу и книга эта в сердце твоем. Ты

отлично знаешь, что должен поступать хорошо и дружественно со своим

ближним; и также отлично знаешь, что не должен срамить и осквернять

свою собственную жизнь, то есть свое тело и душу.

32. Поистине в этом ядро и любовь Божия: Бог не глядит на чье-либо

имя или рождение; но кто ходит в любви Божией, тот ходит в свете,

свет же есть сердце Божие. А водворившегося в сердце Божием кто

извергнет оттуда? Никто, ибо он рождается в Боге.

33. О слепой и полумертвый мир, отстань от суда твоего! О слепой

иудей, турок и язычник, отстань от хуления твоего, и предайся

послушанию Божию, и ходи в свете; тогда ты увидишь, как тебе

восстать из твоего падения, и как обороняться в мире сем против

адской яростности, и как ты сможешь победить и жить вечно с Богом.

34. Поистине есть только единый Бог; но когда снимется покров с глаз

твоих, так что ты будешь видеть и познавать Его, ты увидишь и

познаешь также всех твоих братьев, будь то христиане, турки или

язычники. Или мнишь ты, что Бог есть Бог одних только христиан? Но

живут же и язычники также в Боге: "Поступающий по правде приятен

Ему" (Деян. 10, 35). Или что знал ты, христианин, о том, как Бог

хотел искупить тебя от зла? Какая дружба была у тебя с ним, когда

Бог позволил Сыну своему стать человеком ради искупления рода

человеческого? Разве твой только царь Он? Не написано ли: Он

"желаемый всеми народами" (Агг. 2, 7)?

35. Слушай: "Одним человеком грех вошел в мир" (Рим. 5, 12) и через

одного проник во всех. И одним искупление вошло в мир и через одного

проникло во всех. Что же значит теперь чье-либо знание? Ведь не знал

же ты и того, как хочет поступить с тобою Бог, когда ты был мертв в

грехах.

36. И подобно тому как грех господствует через одного без различия

над всеми, так господствуют и милосердие и искупление через одного

над всеми. Язычники же, иудеи и турки пребывают в слепоте, но и они

стоят как бы в муках рождения и ищут покоя; вожделеют благодати и

ищут ее не у надлежащей цели; но Бог везде и глядит на основание

сердца. Но если в родовых муках их рождается в них свет, то кто ты,

судящий их?

37. Смотри, слепой человек, я хочу показать тебе это: пойди на луг,

ты увидишь там разные травы и цветы; ты увидишь горькие, терпкие,

сладкие, кислые, белые, желтые, красные, синие, зеленые и всякие

другие: не растут ли они все из земли? Не стоят ли друг подле друга?

И не завидует ли один прекрасному облику другого? Но если бы один из

них поднялся слишком высоко в своем росте и засох бы по недостатку

сока, то что может для него сделать земля? Не дает ли она ему свой

сок наравне с другими? И если среди них растут тернии и приходит

жнец снимать жатву, то он срезает их вместе и отбрасывает их прочь,

и их сжигают в огне; а различные цветы он собирает в свои житницы.

38. Так бывает и с людьми: одни обладают различными дарованиями и

способностями, и один бывает гораздо светлее в Боге, нежели другой;

но пока они не засохли в духе, они не подлежат отвержению: когда же

дух засохнет, то не годится ни на что, кроме как на дрова.

39. А что турки терпкого качества и язычники -- горького, то какое

тебе до этого дело? Когда свет загорается в терпком и горьком

качествах, то он также сияет. Ты же, родившийся в зное, где свет

восходит в сладкой родниковой воде, смотри, как бы зной не спалил

тебя, ведь ты можешь погасить его.

40. Ты теперь спросишь: но разве правильно, что язычники, и иудеи, и

турки упорствуют в своей слепоте? Нет, но я скажу тебе: как может

видеть тот, у кого нет глаз? Что понимает бедный мирянин в том

шумном смятении, какое подняли попы в своем опьянении? Он ходит в

простоте и рождает в муках.

41. Ты теперь спросишь: но разве Бог ослепил турок, иудеев и

язычников? Нет; но когда Бог зажигал свет для них, они жили в похоти

сердца своего и не хотели давать духу водительствовать ими, и тогда

погас наружный свет. Но он не так всецело погас, чтоб не мог

родиться в человеке, раз человек от Бога и живет в Боге, будь то в

любви или в гневе.

42. Если же человек томится желанием, то как ему не стать чреватым в

его томлении? Если же он чреват, то может также и родить. Но так как

ему не сияет наружный свет, то он не знает сына своего, которого

родил; когда же свет взойдет в Последний день, то он увидит его.

43. Вот я открою тебе тайну: настало уже время жениху узнать свою

невесту; угадай же, друг, где лежит

венец? К Полуночи: ибо посреди терпкого качества восходит сияние

света. Но откуда приходит жених? Из средины, где зной порождает свет

и шествует к Полуночи, в терпкое качество, и там восходит сияние

света. Что же делают те, что обитают к Полудню? Они задремали в

зное, но буря разбудит их; многие среди них ужаснутся до смерти.

44. Что же делают те, что с Заката? Горькое качество их хочет

тереться с другими, но, когда оно вкусит сладкой воды, дух его

станет кротким. Что же делают те, что на Восходе? Ты от начала была

безумною девою; от начала всегда предлагался тебе венец; но ты мнила

себя доселе слишком прекрасной, ты живешь с другими.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4