Глава XI
О СЕДЬМОМ ИСТОЧНОМ ДУХЕ В БОЖЕСТВЕННОЙ СИЛЕ
Седьмой дух Божий в Божественной силе есть тело, порождаемое из
шести прочих духов; в нем пребывают все небесные образы, и в нем все
образуется и слагается, и в нем восходят вся красота и радость. Это
есть истинный дух природы, даже сама природа; в нем вся
постижимость, и в нем образованы все твари в небе и на земле: даже
само небо образовано в этом духе, и в нем состоит вся природность,
какая есть во всем Боге. Если бы не было этого духа, то не было
также ни ангела, ни человека и Бог был бы неисследимым существом,
которое состояло бы лишь в неисследимой силе.
2. Теперь спрашивается: каков этот образ? И если ты -- разумный дух
меркурия, проникающий сквозь все семь духов Божиих, и испытующий их,
и созерцающий их, каковы они, то ты поймешь при объяснении этого
седьмого духа действие и существо всего Божества и постигнешь в
мысли.
3. Если же ты при этом духе ничего не поймешь, то оставь эту книгу и
не суди в ней ни о холодном, ни о горячем, ибо ты слишком пленен в
Сатурне и не философ в сем мире; брось только судить, или ты
получишь плохую награду, о чем я усердно предостерегаю тебя; подожди
до оной жизни: там раскроются пред тобою небесные врата, и тогда ты
также поймешь все это.
4. Теперь заметь глубину: здесь я должен охватить все Божественное
тело в середине сердца и объяснить все тело, а также то, как
возникает природа, и ты увидишь здесь высшую основу того, как семь
духов Божиих непрестанно порождают друг друга и как у Божества нет
ни начала, ни конца. Поэтому пойми желание духа твоего и увидь
вечное Божественное царство радости, небесное веселие и телесную
радость, не имеющую конца вовеки.
5. Теперь заметь: когда в средоточии восходит молния, то
Божественное рождение бывает в полном действии, в Боге это всегда и
вечно так, но не в нас, бедных детях плоти. В настоящей жизни
ликующее Божественное рождение длится в нас, людях, столь же долго,
как молния: поэтому познание наше частично; в Боге же молния
пребывает неизменно всегда и вечно так.
6. Смотри: все семь духов Божиих рождаются одновременно, и ни один
из них не бывает первым, и ни один последним: но надо смотреть на
ядро, как восходит Божественное рождение, иначе оно остается
непонятным; ибо твари не могут понять их все семь один в другом
одновременно, но лишь созерцают это; когда же один дух бывает
побужден, то он побуждает всех прочих, и тогда рождение находится в
полной силе. Поэтому в человеке оно имеет начало, а в Боге не имеет;
поэтому и я принужден также писать о том лишь по тварному образу, а
иначе ты ничего не поймешь.
7. Смотри: вне молнии все семь неточных духов были бы темною
долиною; но когда молния восходит в зное между терпким и горьким
качествами, то в сладкой воде она становится сияющей, и в пламени
зноя -- горькой, и ликующей, и живой, и в терпком качестве --
телесной, сухой и светлой.
8. Все эти четыре духа движутся в молнии, ибо они все четыре
становятся в ней живыми: сила же этих четырех восходит в молнии, как
если бы всходила жизнь, и эта восшедшая в молнии сила есть любовь,
то есть пятый дух. Эта сила так любовно движется в молнии, как если
бы мертвый дух ожил и был внезапно водворен в великую ясность.
9. В этом движении одна сила побуждает другую; прежде всего терпкое
качество производит стук, и зной производит в стуке светлый звон, и
горькая сила разделяет звон, и вода делает его кротким; это есть
шестой дух.
10. Далее, звук восходит во всех пяти духах, подобно приятной
музыке, и остается, и пребывает в них, ибо терпкое качество иссушает
его. И в этом исшедшем звуке, который теперь пребывает сухим,
содержится сила всех шести неточных духов, и она есть как бы семя
шести прочих духов, которое они сплотили здесь воедино и сделали из
него одного духа, обладающего качествами всех прочих духов; и это
есть седьмой дух Божий в Божественной силе.
11. И этот дух пребывает в цвете своем, подобном небесной лазури,
ибо он рожден из всех шести духов: и когда теперь молния,
пребывающая в средине в зное, светит в прочих духов, так что они в
ней восходят и рождают седьмого духа, то в этом рождении шестью
духами седьмого молния восходит также и в него.
12. Но так как седьмой дух не заключает в себе особого качества, то
молния не может стать светлее в седьмом; но она воспринимает от него
телесное существо всех семи духов и порождается всеми семью.
13. И семь духов суть отец света, и свет есть сын, которого они
беспрестанно рождают так от вечности и до вечности, и свет
непрестанно и вечно освещает семь этих духов и делает их живыми и
радостными, ибо все они берут восхождение свое и жизнь в силе света.
В свой черед все они рождают свет и все вместе суть отец света; свет
же не рождает никакого духа, но делает их всех живыми и радостными,
так что они пребывают все непрестанно в рождении.
14. Вот, я хочу еще раз показать тебе это, не поймешь ли ты, быть
может, тогда, чтобы этот высокий труд не был совершен понапрасну и
без пользы.
15. Терпкое качество есть первый дух, оно стягивает воедино и
иссушает все; сладкое качество есть второй дух, и оно укрощает это;
третий же дух есть горький дух, происходящий из четвертого и
первого; когда третий дух в неистовстве своем трется в терпком, то
он зажигает огонь и в этом огне восходит в терпком качестве
яростность. В этой яростности горький дух становится
самостоятельным, и в сладком качестве он становится кротким, и в
твердом -- телесным; теперь он получает пребывание, равно как и
четвертый.
16. Далее, в силу этих четырех возникает в зное молния и восходит в
сладкой родниковой воде, и горькое качество делает ее ликующей, и
терпкое делает ее сияющей и сухой и телесной, и сладкое делает ее
кроткой, и в сладком она получает первое свое сияние; и вот теперь
молния, или свет, пребывает в средине как некое сердце. Когда же
этот свет, пребывающий в средине, светит в четырех духов, то силы
четырех духов восходят в свете, и оживают, и любят свет, то есть
принимают его в себя и становятся чреваты им: и этот воспринятый
свет есть любовь жизни, и это пятый дух.
17. Когда же они восприняли в себя любовь, то от великой радости
начинают качествовать, ибо в свете они видят друг друга и побуждают
друг друга, и тогда возникает звук: твердый дух стучит; сладкий
делает стук кротким; горький разделяет его по роду каждого качества;
четвертый создает звонкость; пятый -- радостность; и это сплоченное
воедино звучание есть звук, или шестой дух.
18. В этом звучании восходит сила всех шести духов, и становится,
говоря по-ангельски, постижимым телом, и пребывает в силе шести
прочих духов и в свете: и это есть тело природы, в котором бывают
образованы все небесные твари, и формы, и произрастания.
19. Святые врата. Посреди же во всех семи духах пребывает свет, в
котором жизнь всех семи духов, и через него все семь становятся
ликующими и радостными, и в нем восходит небесное царство радости;
все семь духов рождают его, и он есть сын всех семи духов, и семь
духов рождают свет, суть отец его, и свет рождает в них жизнь, и
свет есть сердце семи духов: и этот свет есть истинный Сын Божий,
которому мы, христиане, молимся и поклоняемся как второму лицу в
Святой Троице.
20. И семь духов Божиих все вместе суть Бог Отец, ибо ни один дух не
бывает вне другого, но все семь рождают друг друга; если бы не было
одного, то не было и другого. Свет же есть второе лицо, ибо он
непрестанно рождается из семи духов, и семь духов непрестанно
восходят в свете; и силы этих семи духов непрестанно исходят в
сиянии света в седьмого духа
природы и дают форму и образ всем в седьмом духе, и это исхождение в
свете есть Дух Святой.
21. Молния же, или ствол, или сердце, рождающееся в силах, остается
и пребывает в средине; и это есть Сын; и сияние во всех силах
исходит от Отца и Сына во все силы Отца и составляет и образует все
в седьмом духе природы по силе и действию семи духов и по их
различию и влечению. И это есть истинный Дух Святой, которому мы,
христиане, молимся и поклоняемся как третьему лицу в Святой Троице.
22. Итак, ты видишь, слепой иудей, турок и язычник, что в Божестве
три лица, ты не можешь этого отрицать, ибо ты живешь и существуешь в
трех лицах и жизнь свою имеешь в них и от них; и в силу этих трех
лиц в Последний день ты воскреснешь из мертвых и будешь жить вечно.
23. Если ты теперь в мире сем проживешь свято и хорошо в законе
природы и не погасишь в твоих семи неточных духах яростным
восстанием, противным познанию природы, святую молнию, которая есть
Сын Божий и учит тебя закону природы, то ты будешь жить в вечной
радости со всеми христианами. [-"Закон природы есть Божественный
строй из средоточия природы: кто может жить в нем, не нуждается ни в
каком ином законе, ибо он исполняет волю Божию".]
24. Ибо неверие твое ничего не значит; неверие твое не упраздняет
истины Божией; вера же раздувает дух надежды и удостоверяет, что мы
дети Божий. Вера рождается в молчании и борется с Богом, пока не
одолеет и не победит.
25. Ты судишь нас и судишь самого себя, когда в гневе раздуваешь дух
ревности, который гасит твой свет; если ты вырос в сладком дереве, и
преодолеваешь дурные влияния, и живешь свято и хорошо в законе
природы, то он тогда ясно укажет тебе правое.
26. Если ты вырос не из яростной ветви ["надо разуметь: из совсем
безбожного семени, из которого часто вырастает репейник; хотя и
тогда возможна была бы помощь, если бы была сломлена воля, но это
трудно; хотя и на добром дереве часто бывают такие ветви"] и все же
слеп, то кто отлучит тебя от любви Божией, в которой ты родился, в
которой живешь, если ты пребудешь в ней до конца? Кто отлучит тебя
от Бога, в котором ты здесь жил?
27. Что ты посеял в почву, то и взойдет, будь то пшеница, рожь,
ячмень, горох, плевелы или тернии: над чем не будет иметь власти
конечный огонь, то и не сгорит; Бог же сам не погубит своего доброго
семени, но возделает его, чтобы оно принесло плоды в жизнь вечную.
28. И так как все живет и существует в Боге, то зачем же плевелы
хвалятся перед пшеницей? Или ты мнишь, что Бог лицеприятен и глядит
на чье-либо лицо или имя? Кто был отец нас всех? Не Адам ли? И так
как сын его Каин жил худо пред Богом, то почему не помог ему отец
его Адам? Но сказано здесь: кто грешит, должен быть наказан (Иезек.
18). Если бы Каин не погасил своего света, кто отлучил бы его от
любви Божией?
29. Так и ты, хвалишься, что ты христианин и ведаешь свет: почему же
ты не ходишь в нем? Не мнишь ли ты, что имя делает тебя святым?
Подожди до той поры, друг, и ты это узнаешь. Смотри: немало иудеев,
турок и язычников, хорошо оправивших светильники свои, раньше тебя
войдут в Царство Небесное.
30. Какие же тогда преимущества у христиан? Многие: ибо они знают
путь жизни и знают, как им восстать из падения; если же кто-то хочет
остаться лежать, то его бросают в ров, где надлежит ему погибнуть со
всеми безбожными язычниками. Поэтому оглянись, что ты делаешь и кто
ты такой; ты судишь других, а сам слеп. Но дух говорит, что у тебя
нет никакого основания судить того, кто лучше тебя: не одна и та же
ли плоть у нас всех, и не в Боге ли наша жизнь, будь то в любви или
в гневе? Ибо что ты сеешь, то и пожнешь.
31. Не Бог виною тому, что ты погибаешь, ибо закон, повелевающий
поступать по правде, вписан в природу и книга эта в сердце твоем. Ты
отлично знаешь, что должен поступать хорошо и дружественно со своим
ближним; и также отлично знаешь, что не должен срамить и осквернять
свою собственную жизнь, то есть свое тело и душу.
32. Поистине в этом ядро и любовь Божия: Бог не глядит на чье-либо
имя или рождение; но кто ходит в любви Божией, тот ходит в свете,
свет же есть сердце Божие. А водворившегося в сердце Божием кто
извергнет оттуда? Никто, ибо он рождается в Боге.
33. О слепой и полумертвый мир, отстань от суда твоего! О слепой
иудей, турок и язычник, отстань от хуления твоего, и предайся
послушанию Божию, и ходи в свете; тогда ты увидишь, как тебе
восстать из твоего падения, и как обороняться в мире сем против
адской яростности, и как ты сможешь победить и жить вечно с Богом.
34. Поистине есть только единый Бог; но когда снимется покров с глаз
твоих, так что ты будешь видеть и познавать Его, ты увидишь и
познаешь также всех твоих братьев, будь то христиане, турки или
язычники. Или мнишь ты, что Бог есть Бог одних только христиан? Но
живут же и язычники также в Боге: "Поступающий по правде приятен
Ему" (Деян. 10, 35). Или что знал ты, христианин, о том, как Бог
хотел искупить тебя от зла? Какая дружба была у тебя с ним, когда
Бог позволил Сыну своему стать человеком ради искупления рода
человеческого? Разве твой только царь Он? Не написано ли: Он
"желаемый всеми народами" (Агг. 2, 7)?
35. Слушай: "Одним человеком грех вошел в мир" (Рим. 5, 12) и через
одного проник во всех. И одним искупление вошло в мир и через одного
проникло во всех. Что же значит теперь чье-либо знание? Ведь не знал
же ты и того, как хочет поступить с тобою Бог, когда ты был мертв в
грехах.
36. И подобно тому как грех господствует через одного без различия
над всеми, так господствуют и милосердие и искупление через одного
над всеми. Язычники же, иудеи и турки пребывают в слепоте, но и они
стоят как бы в муках рождения и ищут покоя; вожделеют благодати и
ищут ее не у надлежащей цели; но Бог везде и глядит на основание
сердца. Но если в родовых муках их рождается в них свет, то кто ты,
судящий их?
37. Смотри, слепой человек, я хочу показать тебе это: пойди на луг,
ты увидишь там разные травы и цветы; ты увидишь горькие, терпкие,
сладкие, кислые, белые, желтые, красные, синие, зеленые и всякие
другие: не растут ли они все из земли? Не стоят ли друг подле друга?
И не завидует ли один прекрасному облику другого? Но если бы один из
них поднялся слишком высоко в своем росте и засох бы по недостатку
сока, то что может для него сделать земля? Не дает ли она ему свой
сок наравне с другими? И если среди них растут тернии и приходит
жнец снимать жатву, то он срезает их вместе и отбрасывает их прочь,
и их сжигают в огне; а различные цветы он собирает в свои житницы.
38. Так бывает и с людьми: одни обладают различными дарованиями и
способностями, и один бывает гораздо светлее в Боге, нежели другой;
но пока они не засохли в духе, они не подлежат отвержению: когда же
дух засохнет, то не годится ни на что, кроме как на дрова.
39. А что турки терпкого качества и язычники -- горького, то какое
тебе до этого дело? Когда свет загорается в терпком и горьком
качествах, то он также сияет. Ты же, родившийся в зное, где свет
восходит в сладкой родниковой воде, смотри, как бы зной не спалил
тебя, ведь ты можешь погасить его.
40. Ты теперь спросишь: но разве правильно, что язычники, и иудеи, и
турки упорствуют в своей слепоте? Нет, но я скажу тебе: как может
видеть тот, у кого нет глаз? Что понимает бедный мирянин в том
шумном смятении, какое подняли попы в своем опьянении? Он ходит в
простоте и рождает в муках.
41. Ты теперь спросишь: но разве Бог ослепил турок, иудеев и
язычников? Нет; но когда Бог зажигал свет для них, они жили в похоти
сердца своего и не хотели давать духу водительствовать ими, и тогда
погас наружный свет. Но он не так всецело погас, чтоб не мог
родиться в человеке, раз человек от Бога и живет в Боге, будь то в
любви или в гневе.
42. Если же человек томится желанием, то как ему не стать чреватым в
его томлении? Если же он чреват, то может также и родить. Но так как
ему не сияет наружный свет, то он не знает сына своего, которого
родил; когда же свет взойдет в Последний день, то он увидит его.
43. Вот я открою тебе тайну: настало уже время жениху узнать свою
невесту; угадай же, друг, где лежит
венец? К Полуночи: ибо посреди терпкого качества восходит сияние
света. Но откуда приходит жених? Из средины, где зной порождает свет
и шествует к Полуночи, в терпкое качество, и там восходит сияние
света. Что же делают те, что обитают к Полудню? Они задремали в
зное, но буря разбудит их; многие среди них ужаснутся до смерти.
44. Что же делают те, что с Заката? Горькое качество их хочет
тереться с другими, но, когда оно вкусит сладкой воды, дух его
станет кротким. Что же делают те, что на Восходе? Ты от начала была
безумною девою; от начала всегда предлагался тебе венец; но ты мнила
себя доселе слишком прекрасной, ты живешь с другими.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Якоб Беме. Аврора, или Утренняя заря в восхождении, или...
- Глава I
- О качествовании холода
- О качествовании воздуха и воды
- О влияниях других качеств на три стихии: огонь, воздух и воду
- О сладком качестве
- О кислом качестве
- О терпком или соленом качестве
- Глава II
- О качестве солнца
- Глава III
- О боге отце
- О сущности и свойстве отца
- О боге сыне
- О боге духе святом
- О святой троице
- Глава IV
- О божественном качестве
- О сотворении ангелов
- Глава V
- О качествовании ангела
- Глава VI
- Глава VII
- О рождениях ангельских царей, как они произошли
- Об основании и тайне
- Глава VIII
- О другой особенности, или другом виде
- О третьей особенности, или третьем виде
- О четвертой особенности, или виде
- О пятой особенности, или виде
- Глава IX
- Великая небесная и божественная тайна
- О приветной любви, блаженстве и согласии духов божиих
- Глава X
- Глава XI
- О действии и свойстве божественной и небесной природы
- Глава XII
- Об ангельской радости
- О всем небесном блаженстве всех трех царств ангельских
- О царском первенстве, или власти трех царей ангельских
- О великой славе и красоте трех царей ангельских
- О царе, или великом князе, миха-эле
- О втором царе, именуемом ныне из-за его падения люцифером
- О сотворении его
- О третьем царе ангельском по имени ури-эль
- О дивной соразмерности, об изменении и восхождении качеств в небесной природе
- Глава XIII
- И бедственном падении царства люцифера
- Истинное рождение божие
- О славном рождении и красоте царя люцифера
- Об ужасном, гордом
- Источная жила греха
- Глава XIV
- Глубина
- Дивное откровение
- О падении всех его ангелов
- О великих грехах и противлении,
- О первом виде, или духе, начала греха в люцифере
- О втором виде, или духе, начала греха в люцифере
- Высочайшая глубина
- Глава XV
- О четвертом виде, или образе, начала греха в люцифере
- О пятом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- О шестом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- Глава XVI
- Об ужасном, жалостном и бедственном повреждении
- О возжжении огня гнева
- Первый сын - гордость
- Второй сын - жадность
- Третий сын - зависть
- Четвертый сын - гнев
- Конечное осуждение
- О конечной битве и об изгнании царя люцифера со всеми его ангелами
- Глава XVII
- Глава XVIII
- Глубина
- О сотворении света в сем мире
- Глава XIX
- Об образе земли
- О дне и ночи
- Глава XX
- Врата тайны
- Врата божества
- Святые врата
- Глава XXI
- Радостные врата человека
- Врата силы
- Отверстые врата земли
- Глубина в средоточии рождения
- О семи духах божиих и их действии в земле
- Глубина в окружности рождения
- Глава XXII
- О земле
- Глубина
- Произрастание земли
- О металлах в земле
- Глава XXIII
- О звездном рождении и рождении божием
- Врата божий
- Врата святой троицы
- О великой простоте божией
- О возжженной природе
- Глава XXIV
- Глава XXV
- О возжжении сердца или жизни сего мира
- Высочайшая основа солнца и всех планет
- Истинное рождение и происхождение солнца и планет
- О планете марс
- О планете юпитер
- Глава XXVI
- О планете венера
- Врата любви
- О планете меркурий
- Средоточие или окружность рождения жизни. Великая глубина
- О человеке и звездах
- Глубина в средоточии