О сотворении света в сем мире
81. Закрой здесь немного твои плотские глаза, ибо они здесь тебе ни
к чему не пригодны, будучи слепы и мертвы, но открой глаза твоего
духа, и я истинно покажу тебе творение Божие.
82. Заметь: когда Бог согнал воедино, в одну глыбу, поврежденный
салитгер земли и камней, возникший в самом внешнем рождении через
возжжение, то третье рождение в природе в глубине над землею не было
чисто и светло, так как в нем горел еще гнев Божий.
83. И хотя самое внутреннее рождение было светло и ясно, однако
самое внешнее, состоявшее в огне гнева, не могло объять его, но было
совсем темным.
84. Ибо Моисей пишет: Und es war flnster auf der Tieffe ("И было
темно над глубиною" ("И тьма над бездною"), Быт. 1, 2). Слово auf
означает самое внешнее рождение, а слово in -- самое внутреннее.
85. Но если бы самое внутреннее рождение было темно, то гнев Божий
вечно почивал бы в сем мире и вовеки не стало бы светло; но гнев не
коснулся так сердца Божия.
86. Потому он остался сладостным, приветным, благостным, кротким,
чистым и милосердным Богом по своему сердцу в самом внутреннем
рождении в месте сего мира, и кроткая любовь Его проникает из Его
сердца в самое внешнее рождение гнева и гасит гнев. Вот почему Он
сказал: "Да будет светло" ("Да будет свет") (Быт. 1, 3).
87. Заметь здесь смысл в высочайшей глубине: слово сказал -- sprach
произнесено по-человечески. Вы, философы, откройте глаза, я хочу в
моей простоте научить вас, каков должен быть язык Божий.
88. Слово sprach собирается между зубами: ибо они стискиваются, и
дух с шипом выходит наружу сквозь зубы, и язык изгибается посредине
и заостряется спереди, как бы прислушиваясь, что там шипит, и боясь.
89. Но когда дух собирает слово, он закрывает рот и собирает слово в
задней части неба над языком в полости, в горьком и терпком
качествах.
90. Тогда язык пугается и прижимается к нижнему небу; и тогда дух
вырывается из сердца, и заключает слово, собравшееся в задней части
неба в терпком и горьком качествах в гневе, и устремляется сквозь
ярость наружу, сильный и могущественный, как царь или князь, и
раскрывает уста, и господствует могучим духом из сердца во рту и вне
рта, и создает могущественный и долгий слог; подобно духу,
пробившему гнев, против которого гнев выпускает свой скрежет в
терпком и горьком качествах, в задней части неба в полости на языке,
но остается при своем праве и на своем месте, и пропускает сквозь
себя кроткого духа из сердца, и гремит вослед ему своим скрежетом, и
помогает образованию и составлению слова, но при всем своем громе не
может сойти со своего престола, и остается пленником в своей
полости, и проявляет себя ужасающим образом.
91. Это великая тайна. Заметь здесь смысл: если ты постигаешь это,
то правильно разумеешь Божество; если же нет, то не слеп ли ты еще в
духе? Не суди, иначе ты наскочишь здесь на крепкие ворота и будешь
пленен; если охватит тебя огонь гнева, ты останешься в нем вечно.
92. Смотри же, человек, какие врата неба, ада и земли, а также и
всего Божества раскрывает пред тобой дух.
93. Ты не должен думать, что Бог в то время говорил по-человечески,
что это было лишь бессильное слово, как у человека. Слово человека
хотя и собирается таким же образом, в той же соразмерности, в том же
качестве и тем же способом, но только полумертвый человек не
разумеет его, а это разумение весьма благородно и драгоценно, ибо
оно рождается единственно в познании Святого Духа.
94. Слово же Бога, произнесенное Им в то время в силе, охватывает
небо и землю, и небо всех небес, и даже все Божество.
95. Собирается же оно прежде всего между стиснутыми зубами и шипит:
это означает, что Дух Святой в начале творения прошел сквозь
жесткую, замкнутую стену третьего и самого внешнего рождения,
которое состоит в огне гнева в сем мире. Ибо написано: "И было темно
над глубиною, и Дух Божий витал над водою"1 (Быт. 1, 2).
96. Глубина означает самое внутреннее рождение, а тьма -- самое
внешнее, поврежденное, в котором горел гнев; вода означает укрощение
духа.
97. А то, что дух с шипением проходит сквозь зубы, означает, что Дух
проходил из сердца Божия сквозь гнев; а зубы остаются стиснутыми,
пока дух шипит, и не раскрываются, это означает, что гнев не объял
Святого Духа.
98. А то, что язык прижимается в нижнем небе, и спереди заостряется,
и не дает воспользоваться собою для шипения, означает, что самое
внешнее рождение, со всеми тварями, которые в нем, не может ни
объять Святого Духа, исходящего из самого внутреннего рождения, из
сердца Божия, ни задержать Его своею властью и возбранить Ему.
99. Ибо Он проникает сквозь все замкнутые покои и рождения и не
нуждается ни в каком раскрытии, равно как не могут удержать Его и
зубы, чтобы Он не прошел сквозь них.
100. А то, что зубы остаются раскрытыми, когда Он с шипением
проходит сквозь них, означает, что Он исхождением своим из сердца
Божия в творении сего мира снова раскрыл врата неба, и прошел сквозь
врата гнева Божия, и крепко затворил диаволу его вечно возжженный
дом гнева, из которого он не сможет выйти вовеки.
101. Далее, это означает, что Дух Святой имеет как бы раскрытые
врата в доме гнева в сем мире, где Он творит дело свое, непостижимо
для врат адовых, и где Он собирает себе святое семя, в вечную хвалу
себе, без согласия крепких врат адовых и совершенно непостижимо для
них.
102. Подобно тому как дух совершает сквозь зубы исхождение свое и
осуществляет принятое решение и, однако, зубы не могут двигаться или
постигнуть волю духа, так и Дух Святой, не постигаемый диаволом и
гневом Божиим, непрерывно созидает себе святое семя и храм в доме
сего мира.
103. А то, что все слово sprach собирается в задней части неба, над
языком, в полости посреди терпкого и горького качеств и скрежещет,
означает, что Бог собрал место мира сего в средине, у сердца, и
снова построил дом в хвалу себе, вопреки всему рычанию и ропоту
диавола, и господствует там своим Святым Духом.
104. Подобно тому как дух могущественно и сильно исходит из сердца,
сквозь ропот и скрежет терпкого и горького качеств, и исхождением
своим господствует в терпком и горьком качествах, непостижимо для
них, как могущественный царь, -- так и дух Божий господствует
могущественно в самом внешнем рождении сего мира, в доме гнева, и
порождает себе в нем храм, непостижимый для дома гнева.
105. А то, что терпкий и горький дух так ропщет, когда дух проходит
из сердца сквозь его дом и господствует с властью, означает, что
гнев Божий вместе с диаволами в доме сего мира сопротивен любви и
что оба они во все время мира сего будут сражаться и биться друг с
другом, как два враждующих воинства; отсюда берут также свое начало
человеческая и звериная вражда и борьба всех тварей.
106. А то, что терпкое и горькое качества вместе собираются в слово
и согласуются друг с другом и, однако, один лишь дух сердца
произносит слово в устах, означает, что все твари, происшедшие
единственно через слово, как-то: звери, птицы, рыбы, гады, зелень и
трава, а также деревья и кустарники, слагаются из всего тела злыми и
добрыми и что во всех них будет пребывать гневное, поврежденное
качество, а также любовь Божия и, однако, все будет движимо духом
любви; и обе стороны будут тереться между собою, и давить, и
нажимать друг на друга.
107. И поэтому во многих тварях так жестоко разгорится огонь гнева,
что все тело вместе с духом составит в аду один вечный салиттер
гнева.
108. Ибо дух, рождающийся в сердце, принужден в теле своем двигаться
посреди врат ада и весьма легко может возжечься; это словно дерево и
огонь: если не польешь водой, загорится.
109. О человек, ты не был сотворен вместе со зверями через слово из
зла и добра; если бы ты только не вкусил от зла и добра, то не было
бы в тебе огня гнева; но так и ты добыл себе животное тело, да
смилуется ныне любовь Божия, это свершилось!
110. А то, что по составлении слова в терпком и горьком качествах в
задней части неба, над языком, рот широко раскрывается и вместе с
тем исходит к устам собранный дух, родившийся из сердца, а также из
терпкого и горького качеств, означает, что твари будут жить в
великой скорби и превратности и смогут порождать себя не посредством
одного тела, а посредством двух.
111. Ибо терпкое и горькое качества отнимают у духа из сердца силу и
заражаются ею: вот почему природа так ослабела ныне в духе сердца и
не в состоянии более воздвигнуть собственное внутреннее рождение
сердца; и поэтому природа сотворила женщину и мужчину.
112. И это означает также злую и добрую волю во всей природе, а
равно и во всех тварях; и что отныне будут непрестанная борьба,
битва и умерщвление, отчего сей мир зовется поистине долиною скорби,
исполненною крестной муки, преследований, усилий и труда. Ибо когда
дух творения вступил в среду, он принужден был слагать творение
посреди царства ада.
113. И так как самое внешнее рождение в природе двойственно, то есть
зло и добро, то отсюда непрестанная пытка, гнет, скорбь и стон, и
все твари принуждены в сей жизни претерпевать мучения, и сей злой
мир зовется по справедливости смертным рвом диавола.
114. А то, что терпкий и горький духи в задней части неба, на языке,
остаются на своем престоле, и посылают лай свой через слово к устам
и, однако, могут сдвинуться оттуда, означает, что хотя диавол, как и
гнев Божий, будет господствовать во всех тварях, однако не будет
иметь в них полной власти, и будет вынужден оставаться в своей
темнице, и лаять на всех тварей, и мучить их, но не побеждать; если
только они сами по собственной воле не захотят остаться на его месте.
115. Подобно тому как кроткий дух сердца проникает сквозь терпкое и
горькое качества и побеждает их, и хотя и заражается терпким и
горьким духом, однако проходит насквозь как победитель; но если бы
захотел добровольно остаться в аду в терпком и горьком духах и
отдаться в плен, а не сражаться, то вина была бы его.
116. Так бывает и с теми тварями, которые постоянно хотят лишь сеять
и пожинать в адском огне, особенно же с человеком, который живет в
постоянном вожделении гордости, жадности, зависти и гнева и не хочет
ни разу побороться и сразиться с ними духом и огнем любви; он сам
навлекает на себя гнев Божий и пылающий адский огонь на тело и душу.
117. А то, что язык так жестоко прижимается к нижнему небу, когда
вырывает слово, знаменует душевного духа тварей, особенно человека.
Слово, которое собирается в верхнем небе и качествует совместно с
терпким и горьким духами, знаменует семь духов природы или звездное
рождение, в котором господствует диавол и где Дух Святой противится
ему и побеждает диавола.
118. Язык же знаменует душу, которая порождается семью духами
природы и есть их сын; и когда семь духов чего-нибудь хотят, язык
принужден двигаться по их воле и содействовать им.
119. Если только звездные духи не становятся лживыми и не начинают
любодействовать с диаволом, то прячут душевного духа и хранят его
сами в своих узах в плену как сокровище, когда сражаются с диаволом;
подобно тому как они прячут язык как свою лучшую драгоценность,
когда борются с терпким и горьким качествами.
120. Вот тебе краткое и все же правдивое наставление о том слове,
которое произнес Бог, в познании духа точно написанное и согласно
моим дарованиям и вверенному мне таланту точно сообщенное.
121. Теперь спрашивается: что же сказал Бог? Он сказал: "Да будет
свет, и стал свет" (Быт. 1, 3).
122. Глубина: свет произошел из самого внутреннего рождения и снова
зажег самое внешнее.
123. Заметь: он снова сообщил самому внешнему рождению природный,
свойственный ему свет. Ты не должен думать, что свет солнца и
природы и есть сердце Божие, светящее в сокровенном. Нет, ты не
должен поклоняться природному свету: он не сердце Божие, но лишь
зажженный в природе свет, сердце и сила которого состоят в тучности
сладкой воды; и всех прочих духов в третьем рождении не называют
Богом, хотя они рождены в Боге и из Бога, однако они лишь дело рук
Его, которое не может досягнуть назад, в глубочайшее рождение, и
охватить ясное Божество, подобно тому как плоть не может постигнуть
душу.
124. Но это не должно быть понято так, будто Божество тем самым
отделено от природы; нет, но они -- как тело и душа: природа есть
тело, сердце Божие есть душа.
125. Теперь кто-нибудь спросит: какой же это свет был зажжен тогда?
Было ли то солнце или звезды? Нет, солнце и звезды были сотворены
лишь на четвертый день из этого самого света; в семи духах природы
взошел некий свет, не имевший собственного места или престола, но
сиявший повсюду, однако не ярко, как солнце, но подобно небесной
лазури, и светло -- по роду неточных духов, пока не последовало затем
настоящее сотворение и зажжение огня в воде в терпком духе вместе с
солнцем.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Якоб Беме. Аврора, или Утренняя заря в восхождении, или...
- Глава I
- О качествовании холода
- О качествовании воздуха и воды
- О влияниях других качеств на три стихии: огонь, воздух и воду
- О сладком качестве
- О кислом качестве
- О терпком или соленом качестве
- Глава II
- О качестве солнца
- Глава III
- О боге отце
- О сущности и свойстве отца
- О боге сыне
- О боге духе святом
- О святой троице
- Глава IV
- О божественном качестве
- О сотворении ангелов
- Глава V
- О качествовании ангела
- Глава VI
- Глава VII
- О рождениях ангельских царей, как они произошли
- Об основании и тайне
- Глава VIII
- О другой особенности, или другом виде
- О третьей особенности, или третьем виде
- О четвертой особенности, или виде
- О пятой особенности, или виде
- Глава IX
- Великая небесная и божественная тайна
- О приветной любви, блаженстве и согласии духов божиих
- Глава X
- Глава XI
- О действии и свойстве божественной и небесной природы
- Глава XII
- Об ангельской радости
- О всем небесном блаженстве всех трех царств ангельских
- О царском первенстве, или власти трех царей ангельских
- О великой славе и красоте трех царей ангельских
- О царе, или великом князе, миха-эле
- О втором царе, именуемом ныне из-за его падения люцифером
- О сотворении его
- О третьем царе ангельском по имени ури-эль
- О дивной соразмерности, об изменении и восхождении качеств в небесной природе
- Глава XIII
- И бедственном падении царства люцифера
- Истинное рождение божие
- О славном рождении и красоте царя люцифера
- Об ужасном, гордом
- Источная жила греха
- Глава XIV
- Глубина
- Дивное откровение
- О падении всех его ангелов
- О великих грехах и противлении,
- О первом виде, или духе, начала греха в люцифере
- О втором виде, или духе, начала греха в люцифере
- Высочайшая глубина
- Глава XV
- О четвертом виде, или образе, начала греха в люцифере
- О пятом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- О шестом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- Глава XVI
- Об ужасном, жалостном и бедственном повреждении
- О возжжении огня гнева
- Первый сын - гордость
- Второй сын - жадность
- Третий сын - зависть
- Четвертый сын - гнев
- Конечное осуждение
- О конечной битве и об изгнании царя люцифера со всеми его ангелами
- Глава XVII
- Глава XVIII
- Глубина
- О сотворении света в сем мире
- Глава XIX
- Об образе земли
- О дне и ночи
- Глава XX
- Врата тайны
- Врата божества
- Святые врата
- Глава XXI
- Радостные врата человека
- Врата силы
- Отверстые врата земли
- Глубина в средоточии рождения
- О семи духах божиих и их действии в земле
- Глубина в окружности рождения
- Глава XXII
- О земле
- Глубина
- Произрастание земли
- О металлах в земле
- Глава XXIII
- О звездном рождении и рождении божием
- Врата божий
- Врата святой троицы
- О великой простоте божией
- О возжженной природе
- Глава XXIV
- Глава XXV
- О возжжении сердца или жизни сего мира
- Высочайшая основа солнца и всех планет
- Истинное рождение и происхождение солнца и планет
- О планете марс
- О планете юпитер
- Глава XXVI
- О планете венера
- Врата любви
- О планете меркурий
- Средоточие или окружность рождения жизни. Великая глубина
- О человеке и звездах
- Глубина в средоточии