logo
философия / Классики(запад) / Возрождение / Беме / Аврора

О сотворении света в сем мире

81. Закрой здесь немного твои плотские глаза, ибо они здесь тебе ни

к чему не пригодны, будучи слепы и мертвы, но открой глаза твоего

духа, и я истинно покажу тебе творение Божие.

82. Заметь: когда Бог согнал воедино, в одну глыбу, поврежденный

салитгер земли и камней, возникший в самом внешнем рождении через

возжжение, то третье рождение в природе в глубине над землею не было

чисто и светло, так как в нем горел еще гнев Божий.

83. И хотя самое внутреннее рождение было светло и ясно, однако

самое внешнее, состоявшее в огне гнева, не могло объять его, но было

совсем темным.

84. Ибо Моисей пишет: Und es war flnster auf der Tieffe ("И было

темно над глубиною" ("И тьма над бездною"), Быт. 1, 2). Слово auf

означает самое внешнее рождение, а слово in -- самое внутреннее.

85. Но если бы самое внутреннее рождение было темно, то гнев Божий

вечно почивал бы в сем мире и вовеки не стало бы светло; но гнев не

коснулся так сердца Божия.

86. Потому он остался сладостным, приветным, благостным, кротким,

чистым и милосердным Богом по своему сердцу в самом внутреннем

рождении в месте сего мира, и кроткая любовь Его проникает из Его

сердца в самое внешнее рождение гнева и гасит гнев. Вот почему Он

сказал: "Да будет светло" ("Да будет свет") (Быт. 1, 3).

87. Заметь здесь смысл в высочайшей глубине: слово сказал -- sprach

произнесено по-человечески. Вы, философы, откройте глаза, я хочу в

моей простоте научить вас, каков должен быть язык Божий.

88. Слово sprach собирается между зубами: ибо они стискиваются, и

дух с шипом выходит наружу сквозь зубы, и язык изгибается посредине

и заостряется спереди, как бы прислушиваясь, что там шипит, и боясь.

89. Но когда дух собирает слово, он закрывает рот и собирает слово в

задней части неба над языком в полости, в горьком и терпком

качествах.

90. Тогда язык пугается и прижимается к нижнему небу; и тогда дух

вырывается из сердца, и заключает слово, собравшееся в задней части

неба в терпком и горьком качествах в гневе, и устремляется сквозь

ярость наружу, сильный и могущественный, как царь или князь, и

раскрывает уста, и господствует могучим духом из сердца во рту и вне

рта, и создает могущественный и долгий слог; подобно духу,

пробившему гнев, против которого гнев выпускает свой скрежет в

терпком и горьком качествах, в задней части неба в полости на языке,

но остается при своем праве и на своем месте, и пропускает сквозь

себя кроткого духа из сердца, и гремит вослед ему своим скрежетом, и

помогает образованию и составлению слова, но при всем своем громе не

может сойти со своего престола, и остается пленником в своей

полости, и проявляет себя ужасающим образом.

91. Это великая тайна. Заметь здесь смысл: если ты постигаешь это,

то правильно разумеешь Божество; если же нет, то не слеп ли ты еще в

духе? Не суди, иначе ты наскочишь здесь на крепкие ворота и будешь

пленен; если охватит тебя огонь гнева, ты останешься в нем вечно.

92. Смотри же, человек, какие врата неба, ада и земли, а также и

всего Божества раскрывает пред тобой дух.

93. Ты не должен думать, что Бог в то время говорил по-человечески,

что это было лишь бессильное слово, как у человека. Слово человека

хотя и собирается таким же образом, в той же соразмерности, в том же

качестве и тем же способом, но только полумертвый человек не

разумеет его, а это разумение весьма благородно и драгоценно, ибо

оно рождается единственно в познании Святого Духа.

94. Слово же Бога, произнесенное Им в то время в силе, охватывает

небо и землю, и небо всех небес, и даже все Божество.

95. Собирается же оно прежде всего между стиснутыми зубами и шипит:

это означает, что Дух Святой в начале творения прошел сквозь

жесткую, замкнутую стену третьего и самого внешнего рождения,

которое состоит в огне гнева в сем мире. Ибо написано: "И было темно

над глубиною, и Дух Божий витал над водою"1 (Быт. 1, 2).

96. Глубина означает самое внутреннее рождение, а тьма -- самое

внешнее, поврежденное, в котором горел гнев; вода означает укрощение

духа.

97. А то, что дух с шипением проходит сквозь зубы, означает, что Дух

проходил из сердца Божия сквозь гнев; а зубы остаются стиснутыми,

пока дух шипит, и не раскрываются, это означает, что гнев не объял

Святого Духа.

98. А то, что язык прижимается в нижнем небе, и спереди заостряется,

и не дает воспользоваться собою для шипения, означает, что самое

внешнее рождение, со всеми тварями, которые в нем, не может ни

объять Святого Духа, исходящего из самого внутреннего рождения, из

сердца Божия, ни задержать Его своею властью и возбранить Ему.

99. Ибо Он проникает сквозь все замкнутые покои и рождения и не

нуждается ни в каком раскрытии, равно как не могут удержать Его и

зубы, чтобы Он не прошел сквозь них.

100. А то, что зубы остаются раскрытыми, когда Он с шипением

проходит сквозь них, означает, что Он исхождением своим из сердца

Божия в творении сего мира снова раскрыл врата неба, и прошел сквозь

врата гнева Божия, и крепко затворил диаволу его вечно возжженный

дом гнева, из которого он не сможет выйти вовеки.

101. Далее, это означает, что Дух Святой имеет как бы раскрытые

врата в доме гнева в сем мире, где Он творит дело свое, непостижимо

для врат адовых, и где Он собирает себе святое семя, в вечную хвалу

себе, без согласия крепких врат адовых и совершенно непостижимо для

них.

102. Подобно тому как дух совершает сквозь зубы исхождение свое и

осуществляет принятое решение и, однако, зубы не могут двигаться или

постигнуть волю духа, так и Дух Святой, не постигаемый диаволом и

гневом Божиим, непрерывно созидает себе святое семя и храм в доме

сего мира.

103. А то, что все слово sprach собирается в задней части неба, над

языком, в полости посреди терпкого и горького качеств и скрежещет,

означает, что Бог собрал место мира сего в средине, у сердца, и

снова построил дом в хвалу себе, вопреки всему рычанию и ропоту

диавола, и господствует там своим Святым Духом.

104. Подобно тому как дух могущественно и сильно исходит из сердца,

сквозь ропот и скрежет терпкого и горького качеств, и исхождением

своим господствует в терпком и горьком качествах, непостижимо для

них, как могущественный царь, -- так и дух Божий господствует

могущественно в самом внешнем рождении сего мира, в доме гнева, и

порождает себе в нем храм, непостижимый для дома гнева.

105. А то, что терпкий и горький дух так ропщет, когда дух проходит

из сердца сквозь его дом и господствует с властью, означает, что

гнев Божий вместе с диаволами в доме сего мира сопротивен любви и

что оба они во все время мира сего будут сражаться и биться друг с

другом, как два враждующих воинства; отсюда берут также свое начало

человеческая и звериная вражда и борьба всех тварей.

106. А то, что терпкое и горькое качества вместе собираются в слово

и согласуются друг с другом и, однако, один лишь дух сердца

произносит слово в устах, означает, что все твари, происшедшие

единственно через слово, как-то: звери, птицы, рыбы, гады, зелень и

трава, а также деревья и кустарники, слагаются из всего тела злыми и

добрыми и что во всех них будет пребывать гневное, поврежденное

качество, а также любовь Божия и, однако, все будет движимо духом

любви; и обе стороны будут тереться между собою, и давить, и

нажимать друг на друга.

107. И поэтому во многих тварях так жестоко разгорится огонь гнева,

что все тело вместе с духом составит в аду один вечный салиттер

гнева.

108. Ибо дух, рождающийся в сердце, принужден в теле своем двигаться

посреди врат ада и весьма легко может возжечься; это словно дерево и

огонь: если не польешь водой, загорится.

109. О человек, ты не был сотворен вместе со зверями через слово из

зла и добра; если бы ты только не вкусил от зла и добра, то не было

бы в тебе огня гнева; но так и ты добыл себе животное тело, да

смилуется ныне любовь Божия, это свершилось!

110. А то, что по составлении слова в терпком и горьком качествах в

задней части неба, над языком, рот широко раскрывается и вместе с

тем исходит к устам собранный дух, родившийся из сердца, а также из

терпкого и горького качеств, означает, что твари будут жить в

великой скорби и превратности и смогут порождать себя не посредством

одного тела, а посредством двух.

111. Ибо терпкое и горькое качества отнимают у духа из сердца силу и

заражаются ею: вот почему природа так ослабела ныне в духе сердца и

не в состоянии более воздвигнуть собственное внутреннее рождение

сердца; и поэтому природа сотворила женщину и мужчину.

112. И это означает также злую и добрую волю во всей природе, а

равно и во всех тварях; и что отныне будут непрестанная борьба,

битва и умерщвление, отчего сей мир зовется поистине долиною скорби,

исполненною крестной муки, преследований, усилий и труда. Ибо когда

дух творения вступил в среду, он принужден был слагать творение

посреди царства ада.

113. И так как самое внешнее рождение в природе двойственно, то есть

зло и добро, то отсюда непрестанная пытка, гнет, скорбь и стон, и

все твари принуждены в сей жизни претерпевать мучения, и сей злой

мир зовется по справедливости смертным рвом диавола.

114. А то, что терпкий и горький духи в задней части неба, на языке,

остаются на своем престоле, и посылают лай свой через слово к устам

и, однако, могут сдвинуться оттуда, означает, что хотя диавол, как и

гнев Божий, будет господствовать во всех тварях, однако не будет

иметь в них полной власти, и будет вынужден оставаться в своей

темнице, и лаять на всех тварей, и мучить их, но не побеждать; если

только они сами по собственной воле не захотят остаться на его месте.

115. Подобно тому как кроткий дух сердца проникает сквозь терпкое и

горькое качества и побеждает их, и хотя и заражается терпким и

горьким духом, однако проходит насквозь как победитель; но если бы

захотел добровольно остаться в аду в терпком и горьком духах и

отдаться в плен, а не сражаться, то вина была бы его.

116. Так бывает и с теми тварями, которые постоянно хотят лишь сеять

и пожинать в адском огне, особенно же с человеком, который живет в

постоянном вожделении гордости, жадности, зависти и гнева и не хочет

ни разу побороться и сразиться с ними духом и огнем любви; он сам

навлекает на себя гнев Божий и пылающий адский огонь на тело и душу.

117. А то, что язык так жестоко прижимается к нижнему небу, когда

вырывает слово, знаменует душевного духа тварей, особенно человека.

Слово, которое собирается в верхнем небе и качествует совместно с

терпким и горьким духами, знаменует семь духов природы или звездное

рождение, в котором господствует диавол и где Дух Святой противится

ему и побеждает диавола.

118. Язык же знаменует душу, которая порождается семью духами

природы и есть их сын; и когда семь духов чего-нибудь хотят, язык

принужден двигаться по их воле и содействовать им.

119. Если только звездные духи не становятся лживыми и не начинают

любодействовать с диаволом, то прячут душевного духа и хранят его

сами в своих узах в плену как сокровище, когда сражаются с диаволом;

подобно тому как они прячут язык как свою лучшую драгоценность,

когда борются с терпким и горьким качествами.

120. Вот тебе краткое и все же правдивое наставление о том слове,

которое произнес Бог, в познании духа точно написанное и согласно

моим дарованиям и вверенному мне таланту точно сообщенное.

121. Теперь спрашивается: что же сказал Бог? Он сказал: "Да будет

свет, и стал свет" (Быт. 1, 3).

122. Глубина: свет произошел из самого внутреннего рождения и снова

зажег самое внешнее.

123. Заметь: он снова сообщил самому внешнему рождению природный,

свойственный ему свет. Ты не должен думать, что свет солнца и

природы и есть сердце Божие, светящее в сокровенном. Нет, ты не

должен поклоняться природному свету: он не сердце Божие, но лишь

зажженный в природе свет, сердце и сила которого состоят в тучности

сладкой воды; и всех прочих духов в третьем рождении не называют

Богом, хотя они рождены в Боге и из Бога, однако они лишь дело рук

Его, которое не может досягнуть назад, в глубочайшее рождение, и

охватить ясное Божество, подобно тому как плоть не может постигнуть

душу.

124. Но это не должно быть понято так, будто Божество тем самым

отделено от природы; нет, но они -- как тело и душа: природа есть

тело, сердце Божие есть душа.

125. Теперь кто-нибудь спросит: какой же это свет был зажжен тогда?

Было ли то солнце или звезды? Нет, солнце и звезды были сотворены

лишь на четвертый день из этого самого света; в семи духах природы

взошел некий свет, не имевший собственного места или престола, но

сиявший повсюду, однако не ярко, как солнце, но подобно небесной

лазури, и светло -- по роду неточных духов, пока не последовало затем

настоящее сотворение и зажжение огня в воде в терпком духе вместе с

солнцем.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4