17. Энциклопедическая философская система Аристотеля.
Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грациозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится и в веках будет учиться у него философской культуре.
Аристотель - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.
Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неучтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствуюшую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог. Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Таким образом Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слиянность материи и эйдоса (формы). Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. Мрамор, например, можно рассматривать как возможность статуи, он же есть материальное начало, субстрат, а высеченная из него статуя — это уже единство материи и формы. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания..
Категории философии. Категории — это фундаментальные понятия философии. Аристотелевское рассмотрение соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет энергичный динамизм сущего в его развитии. При этом мыслитель усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. В связи с этим он проводит различение причин: есть действующая причина — это энергичная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии- причины, имеющей наряду с.действующим началом и целевой смысл: «то, ради чего». Здесь мы имеем дело с таким исключительно важным положением философии Аристотеля, как смысловое начало всего сущего, а также иерархия его уровней — от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее — от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов животных и, наконец, к человеку, обществу. Стало быть,у Аристотеля огромную роль играл принцип развития сущего, что органически связано с категориями пространства и времени, которые выступают у него не как субстанции, а как «место» и число движения, т.е. как последовательность реальных и мыслимых собьпий и состояний. Такой подход ближе к современному пониманию этих категорий, чем, скажем, ньютоновский.
Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в ко- торой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные 'считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение. Впервые сформулировал законы и основные логические принципы, в частности закон запрещения противоречий, ставший основным законом бытия. Ввел понятие философены – это нормы логического, филосовского рассуждения. Создал логическую систему силлогистику, в которой рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждения.
- 1.Место философии в системе научного знания.
- 2.Специфика и многообразие философского знания.
- 3.Функции философии.
- 4.Философия как мировоззрение.
- 5. Основные понятия и категории философии.
- 6.Понятие мировоззрения, его суть и структура.
- 7. Предыстория возникновения и институционализации философии.
- 8. Основные исторические типы мировоззрения, общая характеристика.
- 9. Специфика философского знания Стародавней Индии.
- 10.Особенности философской мысли Древнего Китая.
- 11.Особенности возникновения и развития философии в Древней Греции.
- 12.Основные этапы развития философии в Древней Греции.
- 13. Философия Элейской школы. Парменид.
- 14. Досократовская философия.
- 15.Сократ и его место в истории философии.
- 16. Объективный идеализм Платона.
- 17. Энциклопедическая философская система Аристотеля.
- 18. Эллинистическая философия (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм).
- 19. Социально-исторические и духовные условия становления и развития философии Средневековья.
- 20. Патристика как историческая форма философствования.
- 21. Философские взгляды Аврелия Августина.
- 22. Схоластика: противоречивость номинализма и реализма.
- 23. Ф. Аквинский – систематизатор схоластики.
- 24. Антропоцентризм и гуманизм как доминанты философского мышления эпохи Возрождения.
- 25. Натурфилософия эпохи возрождения.
- 26. Социальная философия эпохи возрождения.
- 27. Рационализм как ключевой принцип философского мышления Нового времени.
- 28. Рационализм р.Декарта.
- 29. Рационализм после Декарта (Спиноза и Лейбниц).
- 30. Эмпиризм и рационализм.
- 31. Эмпиризм ф.Бекона.
- 32. Сенсуализм Дж. Локка.
- 33. Основные принципы, идеи и концепции философии Просвещения.
- 34.Французкий материализм 18 века.
- 35. Немецкая классическая философия.
- 36. Трансцдентальная философия и Канта.
- 37. Категорический императив и. Канта.
- 38.Система объективного идеализма Гегеля.
- 39. Диалектика Гегеля.
- 40. Философия марксизма и основные этапы её развития.
- 41. Неомарксизм (Франкфурдская школа).
- 42. Формирование неоклассической философии в западной Европе на границе XIX – XX вв.
- 43. Основные линии развития современной философии: иррационально-антропологическая, позитивистская, релегиозная.
- 44. Позитивистская традиция в философии.
- 45. Неопозитивизм и его разновидности.
- 46. Проблема научной рациональности в современной философии. (Постпозитивизм).
- 47.Экзистенциализм: содержание и направления.
- 48. Герменевтическая традиция в философии.
- 49. Психоанализ и неофрейдизм.
- 50. Ситуация постмодерна в философи.
- 51. Г. Сковорода – родоночальник украинской классической философии.
- 52. Особенности укр. Фил. Парадигмы.
- 53. Специфика русской философской мысли.
- 54.Бытие как исходная философская категория.
- 55.Основные формы бытия.
- 56. Категория «материя» и ее атрибуты.
- 57. Диалектика как теоретическая система.
- 58. Законы и принципы диалектики.
- 59. Принципы и категории диалектики.
- 60. Метафизика и диалектика как два способа философского понимания бытия.
- 61.Сознание как философская категория.
- 62. Структура сознания и категория идеального.
- 63. Сознательное и бессознательное (з. Фрейд, к. Юнг).
- 64. Познание как предмет философского анализа.
- 65. Специфика научного познания.
- 66. Чувственное, рациональное и иррациональное познание.
- 67. Формы чувственного восприятия (чувство, восприятие, представление).
- 68. Формы рационального познания (понимание, объяснение).
- 69. Познание и практика. Прагматическая концепция истина.
- 70. Истина и ее критерии.
- 71. Основные концепции истины.
- 72. Наука как предмет философского анализа, структура науки.
- 73. Особенности классической и неоклассической философии.
- 73. Сциентизм и антисциентизм в философии и культуре.
- 74. Проблема демаркации (разграничения) науки и не-науки. Критерии научности.
- 75. Основные формы научного знания (факт, гипотеза, закон, теория, концепция).
- 76. Общелогические приемы и методы исследований.
- 77. Понятие научного метода.
- 78. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Философская антропология.
- 79. Философское размежевание понятий индивида, индивидуальность, личность.
- 80.Понятие ценностей. Аксиология.
- 81. Общество как социальная система.
- 82. Философская концепция детерминизма: современность и возможные альтернативы.
- 84.Философия истории: предмет и направления.
- 85. Понятие культуры и специфика его рассмотрения в философии.
- 86. Закономерности развития культуры и цивилизационные основы исторического процесса.
- 87.Общественный прогресс: суть и критерии.
- 89. Понятие обществено-экономической формации.