logo
шпоры по философии

46. Проблема научной рациональности в современной философии. (Постпозитивизм).

Представителями других философских направлений привели к ут­рате неопозитивизмом своего влияния в философии науки и разра­ботке проблем методологии научного познания с позиций постпозитивизма.

Однако, прежде, чем приступить к рассмотрению постпозити­визма следует отметить, что усилия неопозитивистов не были бес­плодны для науки и философии. Они дали определенные положи­тельные результаты. Следует согласиться с неопозитивизмом в том, что процесс мышления, процесс познания становится доступным ло­гическому исследованию лишь в языковой форме. Отождествление форм языка и форм логики открывало новые возможности для ком­плексного анализа знания, в частности, для логико-лингвистического анализа. Движение от языковой формы к формально-логической

а также от математико-логической формы к более общему логическому формообразованию открывает возможность, с одной стороны движение «восхождение», ко все более широкой формализации с другой стороны, нисхождение от более общих логических форм более конкретным языковым высказываниям. На пути «восхождрния» возможно построение множества относительно обособленны или взаимосвязанных языковых, формально-логических, математико-логических систем: достаточно взять в качестве отправной точки какие-либо языковые образования (имена, предложения их комплексы), договориться (заключить конвенцию) и родятся новые системы исчисления высказываний Таким образом, неопозитивисты создали новые легко формализующиеся типы анализа языка. На этой основе были созданы предпосылки формализации огромной области гуманитарного знания, проникновение в это знание математических методов и аппарата. Эти предпосылки были реализованы в структурализме. Структурализм — это течение на стыке современной науки и философии, выражающее стремление придать гуманитарным наукам статус точных наук. Авангардную роль в этом процессе сыграла лингвистика. Введение лингвистических моделей в этнографию привело к превращению этой описательной науки в этнологию.