logo
шпоры по философии

34.Французкий материализм 18 века.

Французские материалисты XVIII в. - Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах - несут свои идеи в широкие круги городского общества. Большое влияние на становление материализма во Франции оказало развитие философии в Англии в XVII в. (Толанд, Тиндаль, Шефтсбери). Также огромное влияние оказала философия Локка, особенно об опытном происхождении знания. Другим важным источником материалистических идей были для них механистический материализм физики Декарта, учение Спинозы о природе, субчтанции... Открытия Ньютона, Эйлера, Лапласа, Лаувазье, Бюффона и др. естетвоиспытателей образуют естественнонаучную основу философии обобщений французских материалистов XVIII в.

Радикализм присущий французскому материализму, объяснялся тем что во Франции конфликт набирающий экономическую силу буржуазии с сохраняющими полит. власть и привилегии феодальным дворянством и духовенством был острее и в него были втянуты более широкие народные массы, нежели в соседних странах.

Исходный пункт их учения о человеке – природный индивид , способный

Ощущать приятное и неприятное , испытывать удовольствия или страдания .

В соответствии с законами природы он естественным образом стремится к удовольствиям и избегает неприятных ощущений и страданий , поэтому всеми его движениями , желаниями и помыслами руководит его интерес , то есть «все , что доставляет удовольствие или избавляет от страдания». От природы человек недобр , не зол , - он просто всегда следует своему самому сильному интересу .

Поэтому человеческий эгоизм и стремление к осуществлению своих интересов есть единственный подлинный мотив человеческих поступков .

Добродетель , справедливость , честность есть не всегда отказ от эгоизма и собственного интереса , а редкое и счастливое совпадение его с интересами общественными .

Главной заслугой учения материалистов стала постановка проблемы соотношения общественного интереса, общественной пользы и стремлений отдельного человека как действительного объекта моральной регуляции , а также идея о том , что для нравственного возрождения необходимы изменения условий жизни человека .