78. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Философская антропология.
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека. В ее рамках изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде.
Философская антропология представляет собой не столько самостоятельную дисциплину, сколько философскую концепцию, основанную прежде всего на трудах Макса Шелера. О природе человека как одной из основных философских мыслей рассуждали еще с времен античности.
В период средневековья человек рассматривался как составная часть божественного упорядоченного мира.
В новое время человека затмил его собственный разум или абсолютный разум Вселенной по Гегелю. В это время человек становится самопознающим субъектом.
В 19-начале 20 веках произошел поворот в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования и понятия жизни. А благодаря трудам Ницше, Шелера, Шопенгауэра проблема человека получила экзистенциальное рассмотрение.
Значительный вклад в дальнейшее исследование проблемы человека внесла психология Юнга и Фрейда благодаря попыткам уточнить понятие «личности».
В настоящее время благодаря развитию науки в философской антропологии возник ряд направлений: теологическое, социальное, идеологическое.
Человек, как и любое живое существо, вписан в окружающую среду, но в отличие от адаптивного поведения животных, человек не ограничивается приспособлением к существующим условиям, а наоборот стремится преобразовать их. Таким образом, этот путь активного преобразования и определяется как практика.
Специфической человеческой формой отношения к действительности является деятельность, которая требует постоянного самоперепрограммирования. Поэтому человек выступает одновременно и создателем и исполнителем заданной программы поведения. Эта деятельность предполагает целеполагание. С ним связано традиционное философское понимание свободы. Свобода означает преодоление давления заданных человеку условий.
Структуру практической деятельности человека можно представить как единство двух сторон: субъективной - человек и объективной - среда, продукты, исходные материалы.
Основными формами практической деятельности являются материальное производство, социальная практика, научный эксперимент и техническая деятельность. В структуре всей человеческой деятельности особое место занимает духовная деятельность, наличие которой обусловлено таким феноменом как сознание. Оно является высшим уровнем психического отражения и саморегуляци, присущих только человеку.
- 1.Место философии в системе научного знания.
- 2.Специфика и многообразие философского знания.
- 3.Функции философии.
- 4.Философия как мировоззрение.
- 5. Основные понятия и категории философии.
- 6.Понятие мировоззрения, его суть и структура.
- 7. Предыстория возникновения и институционализации философии.
- 8. Основные исторические типы мировоззрения, общая характеристика.
- 9. Специфика философского знания Стародавней Индии.
- 10.Особенности философской мысли Древнего Китая.
- 11.Особенности возникновения и развития философии в Древней Греции.
- 12.Основные этапы развития философии в Древней Греции.
- 13. Философия Элейской школы. Парменид.
- 14. Досократовская философия.
- 15.Сократ и его место в истории философии.
- 16. Объективный идеализм Платона.
- 17. Энциклопедическая философская система Аристотеля.
- 18. Эллинистическая философия (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм).
- 19. Социально-исторические и духовные условия становления и развития философии Средневековья.
- 20. Патристика как историческая форма философствования.
- 21. Философские взгляды Аврелия Августина.
- 22. Схоластика: противоречивость номинализма и реализма.
- 23. Ф. Аквинский – систематизатор схоластики.
- 24. Антропоцентризм и гуманизм как доминанты философского мышления эпохи Возрождения.
- 25. Натурфилософия эпохи возрождения.
- 26. Социальная философия эпохи возрождения.
- 27. Рационализм как ключевой принцип философского мышления Нового времени.
- 28. Рационализм р.Декарта.
- 29. Рационализм после Декарта (Спиноза и Лейбниц).
- 30. Эмпиризм и рационализм.
- 31. Эмпиризм ф.Бекона.
- 32. Сенсуализм Дж. Локка.
- 33. Основные принципы, идеи и концепции философии Просвещения.
- 34.Французкий материализм 18 века.
- 35. Немецкая классическая философия.
- 36. Трансцдентальная философия и Канта.
- 37. Категорический императив и. Канта.
- 38.Система объективного идеализма Гегеля.
- 39. Диалектика Гегеля.
- 40. Философия марксизма и основные этапы её развития.
- 41. Неомарксизм (Франкфурдская школа).
- 42. Формирование неоклассической философии в западной Европе на границе XIX – XX вв.
- 43. Основные линии развития современной философии: иррационально-антропологическая, позитивистская, релегиозная.
- 44. Позитивистская традиция в философии.
- 45. Неопозитивизм и его разновидности.
- 46. Проблема научной рациональности в современной философии. (Постпозитивизм).
- 47.Экзистенциализм: содержание и направления.
- 48. Герменевтическая традиция в философии.
- 49. Психоанализ и неофрейдизм.
- 50. Ситуация постмодерна в философи.
- 51. Г. Сковорода – родоночальник украинской классической философии.
- 52. Особенности укр. Фил. Парадигмы.
- 53. Специфика русской философской мысли.
- 54.Бытие как исходная философская категория.
- 55.Основные формы бытия.
- 56. Категория «материя» и ее атрибуты.
- 57. Диалектика как теоретическая система.
- 58. Законы и принципы диалектики.
- 59. Принципы и категории диалектики.
- 60. Метафизика и диалектика как два способа философского понимания бытия.
- 61.Сознание как философская категория.
- 62. Структура сознания и категория идеального.
- 63. Сознательное и бессознательное (з. Фрейд, к. Юнг).
- 64. Познание как предмет философского анализа.
- 65. Специфика научного познания.
- 66. Чувственное, рациональное и иррациональное познание.
- 67. Формы чувственного восприятия (чувство, восприятие, представление).
- 68. Формы рационального познания (понимание, объяснение).
- 69. Познание и практика. Прагматическая концепция истина.
- 70. Истина и ее критерии.
- 71. Основные концепции истины.
- 72. Наука как предмет философского анализа, структура науки.
- 73. Особенности классической и неоклассической философии.
- 73. Сциентизм и антисциентизм в философии и культуре.
- 74. Проблема демаркации (разграничения) науки и не-науки. Критерии научности.
- 75. Основные формы научного знания (факт, гипотеза, закон, теория, концепция).
- 76. Общелогические приемы и методы исследований.
- 77. Понятие научного метода.
- 78. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Философская антропология.
- 79. Философское размежевание понятий индивида, индивидуальность, личность.
- 80.Понятие ценностей. Аксиология.
- 81. Общество как социальная система.
- 82. Философская концепция детерминизма: современность и возможные альтернативы.
- 84.Философия истории: предмет и направления.
- 85. Понятие культуры и специфика его рассмотрения в философии.
- 86. Закономерности развития культуры и цивилизационные основы исторического процесса.
- 87.Общественный прогресс: суть и критерии.
- 89. Понятие обществено-экономической формации.