logo
шпоры по философии

78. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Философская антропология.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека. В ее рамках изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде.

Философская антропология представляет собой не столько самостоятельную дисциплину, сколько философскую концепцию, основанную прежде всего на трудах Макса Шелера. О природе человека как одной из основных философских мыслей рассуждали еще с времен античности.

В период средневековья человек рассматривался как составная часть божественного упорядоченного мира.

В новое время человека затмил его собственный разум или абсолютный разум Вселенной по Гегелю. В это время человек становится самопознающим субъектом.

В 19-начале 20 веках произошел поворот в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования и понятия жизни. А благодаря трудам Ницше, Шелера, Шопенгауэра проблема человека получила экзистенциальное рассмотрение.

Значительный вклад в дальнейшее исследование проблемы человека внесла психология Юнга и Фрейда благодаря попыткам уточнить понятие «личности».

В настоящее время благодаря развитию науки в философской антропологии возник ряд направлений: теологическое, социальное, идеологическое.

Человек, как и любое живое существо, вписан в окружающую среду, но в отличие от адаптивного поведения животных, человек не ограничивается приспособлением к существующим условиям, а наоборот стремится преобразовать их. Таким образом, этот путь активного преобразования и определяется как практика.

Специфической человеческой формой отношения к действительности является деятельность, которая требует постоянного самоперепрограммирования. Поэтому человек выступает одновременно и создателем и исполнителем заданной программы поведения. Эта деятельность предполагает целеполагание. С ним связано традиционное философское понимание свободы. Свобода означает преодоление давления заданных человеку условий.

Структуру практической деятельности человека можно представить как единство двух сторон: субъективной - человек и объективной - среда, продукты, исходные материалы.

Основными формами практической деятельности являются материальное производство, социальная практика, научный эксперимент и техническая деятельность. В структуре всей человеческой деятельности особое место занимает духовная деятельность, наличие которой обусловлено таким феноменом как сознание. Оно является высшим уровнем психического отражения и саморегуляци, присущих только человеку.