71. Основные концепции истины.
Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Что же такое истина, истинное знание? Классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля: истина - это соответствие (корреспонденция) знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистиче-ской философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.
Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны.
Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине в движении от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины к истине абсолютной.
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Она достигается только в результате бесконечного движения мысли, то есть практически недостижима.
Относительная истина - это неполное, приближенное знание о предмете, которое справедливо на данном этапе развития познания и может быть дополнено в дальнейшем.
Выделяют также конечную истину - элементарный результат познания, к которому нечего добавить.
Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.
Нужно отметить, что любая истина конкретна, то есть зависит от конкретных условий существования объекта.
Вывод: Истина объективна по содержанию, субъективна по форме, конкретна по условиям применения, относительна или абсолютна по степени приближения субъекта к объекту.
- 1.Место философии в системе научного знания.
- 2.Специфика и многообразие философского знания.
- 3.Функции философии.
- 4.Философия как мировоззрение.
- 5. Основные понятия и категории философии.
- 6.Понятие мировоззрения, его суть и структура.
- 7. Предыстория возникновения и институционализации философии.
- 8. Основные исторические типы мировоззрения, общая характеристика.
- 9. Специфика философского знания Стародавней Индии.
- 10.Особенности философской мысли Древнего Китая.
- 11.Особенности возникновения и развития философии в Древней Греции.
- 12.Основные этапы развития философии в Древней Греции.
- 13. Философия Элейской школы. Парменид.
- 14. Досократовская философия.
- 15.Сократ и его место в истории философии.
- 16. Объективный идеализм Платона.
- 17. Энциклопедическая философская система Аристотеля.
- 18. Эллинистическая философия (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм).
- 19. Социально-исторические и духовные условия становления и развития философии Средневековья.
- 20. Патристика как историческая форма философствования.
- 21. Философские взгляды Аврелия Августина.
- 22. Схоластика: противоречивость номинализма и реализма.
- 23. Ф. Аквинский – систематизатор схоластики.
- 24. Антропоцентризм и гуманизм как доминанты философского мышления эпохи Возрождения.
- 25. Натурфилософия эпохи возрождения.
- 26. Социальная философия эпохи возрождения.
- 27. Рационализм как ключевой принцип философского мышления Нового времени.
- 28. Рационализм р.Декарта.
- 29. Рационализм после Декарта (Спиноза и Лейбниц).
- 30. Эмпиризм и рационализм.
- 31. Эмпиризм ф.Бекона.
- 32. Сенсуализм Дж. Локка.
- 33. Основные принципы, идеи и концепции философии Просвещения.
- 34.Французкий материализм 18 века.
- 35. Немецкая классическая философия.
- 36. Трансцдентальная философия и Канта.
- 37. Категорический императив и. Канта.
- 38.Система объективного идеализма Гегеля.
- 39. Диалектика Гегеля.
- 40. Философия марксизма и основные этапы её развития.
- 41. Неомарксизм (Франкфурдская школа).
- 42. Формирование неоклассической философии в западной Европе на границе XIX – XX вв.
- 43. Основные линии развития современной философии: иррационально-антропологическая, позитивистская, релегиозная.
- 44. Позитивистская традиция в философии.
- 45. Неопозитивизм и его разновидности.
- 46. Проблема научной рациональности в современной философии. (Постпозитивизм).
- 47.Экзистенциализм: содержание и направления.
- 48. Герменевтическая традиция в философии.
- 49. Психоанализ и неофрейдизм.
- 50. Ситуация постмодерна в философи.
- 51. Г. Сковорода – родоночальник украинской классической философии.
- 52. Особенности укр. Фил. Парадигмы.
- 53. Специфика русской философской мысли.
- 54.Бытие как исходная философская категория.
- 55.Основные формы бытия.
- 56. Категория «материя» и ее атрибуты.
- 57. Диалектика как теоретическая система.
- 58. Законы и принципы диалектики.
- 59. Принципы и категории диалектики.
- 60. Метафизика и диалектика как два способа философского понимания бытия.
- 61.Сознание как философская категория.
- 62. Структура сознания и категория идеального.
- 63. Сознательное и бессознательное (з. Фрейд, к. Юнг).
- 64. Познание как предмет философского анализа.
- 65. Специфика научного познания.
- 66. Чувственное, рациональное и иррациональное познание.
- 67. Формы чувственного восприятия (чувство, восприятие, представление).
- 68. Формы рационального познания (понимание, объяснение).
- 69. Познание и практика. Прагматическая концепция истина.
- 70. Истина и ее критерии.
- 71. Основные концепции истины.
- 72. Наука как предмет философского анализа, структура науки.
- 73. Особенности классической и неоклассической философии.
- 73. Сциентизм и антисциентизм в философии и культуре.
- 74. Проблема демаркации (разграничения) науки и не-науки. Критерии научности.
- 75. Основные формы научного знания (факт, гипотеза, закон, теория, концепция).
- 76. Общелогические приемы и методы исследований.
- 77. Понятие научного метода.
- 78. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Философская антропология.
- 79. Философское размежевание понятий индивида, индивидуальность, личность.
- 80.Понятие ценностей. Аксиология.
- 81. Общество как социальная система.
- 82. Философская концепция детерминизма: современность и возможные альтернативы.
- 84.Философия истории: предмет и направления.
- 85. Понятие культуры и специфика его рассмотрения в философии.
- 86. Закономерности развития культуры и цивилизационные основы исторического процесса.
- 87.Общественный прогресс: суть и критерии.
- 89. Понятие обществено-экономической формации.