logo
шпоры по философии

21. Философские взгляды Аврелия Августина.

Наиболее влиятельный из отцов церкви, крупнейшим представитель патристики был Аврелий Августин (Блаженный) (354 – 430 гг., родился в Тагесте - африка Нумидия). Доказывал, что бог является высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир предствляет собою непрерывную лестницу существ, восхолдящую к создателю. Особое место занимает человек, который соединяет природу материального тела и обладает разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна, бессмерна. Субъективно человек действует свободно, но на самом деле все, что он делает, делает через него бог. В его творчестве выделяют 2 основные проблемы:

1) Проблемы человека и его связи с богом, описано в работе «исповедь»

2) Концепция истории как единственно верного всемирно-исторического прогресса, осуществления во имя достижения поставленной богам цели, описано в «О граде Божьем».

Августин систематизировал христианские учения, используя в качестве философской истории платоновское и неоплатоновское учение. Аврелий подчеркивал вечность и неизменность идей. По Августину время, как мера движения и изменения возникла с момента возникновения мира, а до этого существовала вечность. Привычка людей мыслить в прошедшем происходит вследствие их памяти, а мысль о будущем – результат их способности надеяться. Настоящее помогает осмыслить и нашу память, и нашу надежду. У Августина идеи бога вечны, а сущность человека заключается в стремлении к ними. Зло – относительно, добро – абсолютно. Мораль у Августина – это движение от эгоистической любви к себе до бескорыстной любви к Богу. Вера должна предшествовать рациональному постижению, т.к. она выше разума, ближе к истине, т.е. к Богу. Поэтому вера у Августина стала главным элементом познаваемой деятельности. Главный принцип философии Августина – «Верю, чтобы понимать». Если до него разум принимали в угоду слепой вере, то им была предпринята попытка совместить веру и разум. Заложил основы схоластики, апологетики, патристики, догматики.