54.Бытие как исходная философская категория.
Категория бытие занимает центральное место в фил-ких учениях. Она служит для обозначения всего того, что существует, иначе она охватывает как материальное, так и духовное без исключения. Первыми ф-ми концепциями о бытие были учения Парменида, Платона, Аристотеля. Но не смотря на различие их взглядов все эти философы разграничивали бытие и небытие. Новые концепции бытия сформулировались в 17-18вв. в период развития науки, техники, естествознания. Бытие здесь рассм. как физич. реальность, противостоящая человеку. Бытие отождествлялось с природой, а сама природа трактовалась как сложный механизм. Характерным для учения этого периода явл. признание существования субстанции как неизменного и неуничтожимого субстрата бытия. Такой подход исключал из бытия духовный мир человека, его сознание и деятельность. Представители немецкой класич. фил. показали ограниченность рассм-ния бытия в не опыта человека. Они стали его рассм-ть преимущественно в духовно-идеальном аспекте. Так, например, Кант, Гегель акцентировали внимание на новом уровне бытия, а именно – на объективно-идеальном бытие, сущность кот. раскрывается через различные формы деятельности человека. Т.об. бытие представляет собой единство объективной и субъективной реальности. С проблемой бытия тесно связана проблема субстанции. Утверждение субстанционального подхода к бытию связывают с Аристотелем, Парменидом, Платона. Наиб. развитие этот подход получил в средневековой холастике (Фома Аквинский), где в качестве высшего воплощения бытия рассм-ся Бог. В истории философии вопрос о субстанции как основе реально существующего мира решался неоднозначно. Большинство философов признавали единую основу мира: или материю или сознание. Эта точка зрения монистическая. Монизм подразделяется на материализм и идеализм (Платон, Гегель). Некоторые философы признавали не менее двух основ мира. Например, Кант исходил из равноправия мира вещей в себе и мира вещей для нас, Лейбниц – множество монад. Тем не менее все подходы дополняют друг друга и раскрывают многообразия феноменов бытия. Основное положение категории бытия обуславливается двумя обстоятельствами:1)во-первых способностью охватить в себе весь окружающий человека мир, как некоторую целостность, что извечно есть, существует, бытействует;2)свойством, кот. явл-ся для философии простейшим способом мыслимости абсолюта, поскольку из содержащегося в категории бытия представление о реальности вытекает идея о том, что этот мир существует не как безформенная масса, а как нечто единое взаимосвязанное. Существует два наиболее важных подхода к бытию – это субстанциональный и субъективистский. Таким образом, постижение категории бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии.
- 1.Место философии в системе научного знания.
- 2.Специфика и многообразие философского знания.
- 3.Функции философии.
- 4.Философия как мировоззрение.
- 5. Основные понятия и категории философии.
- 6.Понятие мировоззрения, его суть и структура.
- 7. Предыстория возникновения и институционализации философии.
- 8. Основные исторические типы мировоззрения, общая характеристика.
- 9. Специфика философского знания Стародавней Индии.
- 10.Особенности философской мысли Древнего Китая.
- 11.Особенности возникновения и развития философии в Древней Греции.
- 12.Основные этапы развития философии в Древней Греции.
- 13. Философия Элейской школы. Парменид.
- 14. Досократовская философия.
- 15.Сократ и его место в истории философии.
- 16. Объективный идеализм Платона.
- 17. Энциклопедическая философская система Аристотеля.
- 18. Эллинистическая философия (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм).
- 19. Социально-исторические и духовные условия становления и развития философии Средневековья.
- 20. Патристика как историческая форма философствования.
- 21. Философские взгляды Аврелия Августина.
- 22. Схоластика: противоречивость номинализма и реализма.
- 23. Ф. Аквинский – систематизатор схоластики.
- 24. Антропоцентризм и гуманизм как доминанты философского мышления эпохи Возрождения.
- 25. Натурфилософия эпохи возрождения.
- 26. Социальная философия эпохи возрождения.
- 27. Рационализм как ключевой принцип философского мышления Нового времени.
- 28. Рационализм р.Декарта.
- 29. Рационализм после Декарта (Спиноза и Лейбниц).
- 30. Эмпиризм и рационализм.
- 31. Эмпиризм ф.Бекона.
- 32. Сенсуализм Дж. Локка.
- 33. Основные принципы, идеи и концепции философии Просвещения.
- 34.Французкий материализм 18 века.
- 35. Немецкая классическая философия.
- 36. Трансцдентальная философия и Канта.
- 37. Категорический императив и. Канта.
- 38.Система объективного идеализма Гегеля.
- 39. Диалектика Гегеля.
- 40. Философия марксизма и основные этапы её развития.
- 41. Неомарксизм (Франкфурдская школа).
- 42. Формирование неоклассической философии в западной Европе на границе XIX – XX вв.
- 43. Основные линии развития современной философии: иррационально-антропологическая, позитивистская, релегиозная.
- 44. Позитивистская традиция в философии.
- 45. Неопозитивизм и его разновидности.
- 46. Проблема научной рациональности в современной философии. (Постпозитивизм).
- 47.Экзистенциализм: содержание и направления.
- 48. Герменевтическая традиция в философии.
- 49. Психоанализ и неофрейдизм.
- 50. Ситуация постмодерна в философи.
- 51. Г. Сковорода – родоночальник украинской классической философии.
- 52. Особенности укр. Фил. Парадигмы.
- 53. Специфика русской философской мысли.
- 54.Бытие как исходная философская категория.
- 55.Основные формы бытия.
- 56. Категория «материя» и ее атрибуты.
- 57. Диалектика как теоретическая система.
- 58. Законы и принципы диалектики.
- 59. Принципы и категории диалектики.
- 60. Метафизика и диалектика как два способа философского понимания бытия.
- 61.Сознание как философская категория.
- 62. Структура сознания и категория идеального.
- 63. Сознательное и бессознательное (з. Фрейд, к. Юнг).
- 64. Познание как предмет философского анализа.
- 65. Специфика научного познания.
- 66. Чувственное, рациональное и иррациональное познание.
- 67. Формы чувственного восприятия (чувство, восприятие, представление).
- 68. Формы рационального познания (понимание, объяснение).
- 69. Познание и практика. Прагматическая концепция истина.
- 70. Истина и ее критерии.
- 71. Основные концепции истины.
- 72. Наука как предмет философского анализа, структура науки.
- 73. Особенности классической и неоклассической философии.
- 73. Сциентизм и антисциентизм в философии и культуре.
- 74. Проблема демаркации (разграничения) науки и не-науки. Критерии научности.
- 75. Основные формы научного знания (факт, гипотеза, закон, теория, концепция).
- 76. Общелогические приемы и методы исследований.
- 77. Понятие научного метода.
- 78. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Философская антропология.
- 79. Философское размежевание понятий индивида, индивидуальность, личность.
- 80.Понятие ценностей. Аксиология.
- 81. Общество как социальная система.
- 82. Философская концепция детерминизма: современность и возможные альтернативы.
- 84.Философия истории: предмет и направления.
- 85. Понятие культуры и специфика его рассмотрения в философии.
- 86. Закономерности развития культуры и цивилизационные основы исторического процесса.
- 87.Общественный прогресс: суть и критерии.
- 89. Понятие обществено-экономической формации.