logo
шпоры по философии

12.Основные этапы развития философии в Древней Греции.

История античной философии делится на четыре периода:

1. Зарождение и формирование античной философии – 6 век до н.э. Этот период получил название натурфилософии, так как на первый план вышли проблемы философии природы. В пределах этого периода выделяют ранних натурфилософов монистов, которые связывали происхождение и существование мира только с одним началом, и поздних натурфилософов – флюоралистов, которые настаивали на множестве начал.

2. Зрелости и рассвета – 5-4 век до н.э. Его иначе называют периодом классической философии. Начало периода связывают с философией софистов и сократов, но только с сократов начинается обращение к человеку.

За философией первого периода сохранилось название досократиков.

3. Закат античной философии – период совпадает с эпохой эллинизма – 3-1 век до н.э.

  1. Период упадка античной философии в эпоху Римской империи – 1-5 век н.э.

После второго периода античная философия представляется течениями эпикурейства, скептицизма, стоицизма, неоплатонизма.

К раннему периоду относятся две философские школы – Ионийская и Италийская.

Ионийская школа объединяет философов, которые жили и учили на побережье сионистского моря в Милете и Эфесе. Основателем Милетской школы был Фалес, а его учениками Анаксимандр и Анаксимен. В Эфесе жил и учил Гераклит.

Представителями Италийской школы были Пифагор, Парменид, Зенон, Ксенофан.

Самой первой считается Милетская школа; философы этой школы поставили вопрос «Из чего все?»

Характерные черты античной философии:

  1. Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерна большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для последующих видов философствования. В современной философии проводится обстоятельное расчленение мира, например, на мир человека и мир природы, для каждого из этих двух миров характерны свои черты. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть лишь человек. Античный же философ, как правило, распространял этические категории на весь Космос. Окружающий мир или Природа понималась как упорядоченное единое целое, как гармоничное, закономерно устроенное целое, то есть Космос – духовное начало, мировой разум (Логос). Человек же понимался как подобие Космоса, как гармонично вписанный в Космос элемент. Человек – микрокосм, он обладает духовным фактором – разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (Логоса),  возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д.

  2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека, т.е. в античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимания космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (Душа, мировой разум (Логос)). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира. Это означает, что именно античные философы выработали самые универсальные категории. Современный же философ, как правило, занимается разработкой «узких» проблем, например проблемы времени, избегая рассуждений о Космосе в целом.