logo
шпоры по философии

5. Основные понятия и категории философии.

Ф. - особая система знаний предназначенная для решения целого рада взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании и в историческом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности Основные ф-ции 1)синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта, 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения, 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире Каждая наука изучает свой круг проблем Для этого вырабатывает собственные понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений Однако, ни одна и'-/наук, кроме Ф , не нанимается специальным вопросом, что такое 'необходимость", "случайность", хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет. в чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решении этих вопросов Сумма всех таких решений и ответов образуют М , к-ая выражается посредством категорий Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей от греч methods-способ.путь 1оgоs-учение В центре ф-их проблем стоят вопросы о М Одной из основных ф-ий Ф является обоснование оправдание и анализ М Ф теоретическое ядро М Исторически г типы -М : Обусловленные той или иной исторической эпохой тем пли иным общественным классом, определенные нормы и принципы сознания стили мышления и в зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией общественного развития, является ли он носителем более прогрессивного способа пр-ва или нет, его М. по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим пли идеалистическим, революционным или реакционным Например; М. буржуазии когда она противостояла феодализму было сначала прогрессивным, после утверждения у власти Буржуазия и ее М становится консервативным или реакционным.