66. Чувственное, рациональное и иррациональное познание.
Познавательная деятельность человека рассматривается в трех аспектах: чувственное, рациональное и иррациональное. Форма познания в рамках которой происходит функционирование органов чувств, нервной системы мозга, благодаря чему возникает ощущения восприятия материальных объектов, назв. чувственной деятельностью или чувственным познанием, среди главных элементов чувствительной деятельности и чувств. познания, выделяют: ощущения, восприятия, представление и эмоции.
Ощущение - является субъективным образом предмета, каждая форма ощущений отражает через единичное общее свойства конкретных форм.
Восприятие- это целостный образ материального предмета данного по средствам наблюдения.
Представление- это образ тех предметов, которые когда- то воздействовали на органы чувств человека и затем востанавливаются по сохранившемся в мозгу связям и памяти.
Ощущение и восприятия являются началом сознательного отражения. Память закрепляет и сохраняет полученную информацию.
Представление выступает промежуточным звеном, между восприятием и творческим мышлением.
Эмоции- комплексная сложная форма человеческой чувственности подчеркивающая его индивидуальность. Они с одной стороны заключают в себе объективное отражение реальных вещей в которые включены человек, с другой стороны они фиксируют объективное отношение человека к миру. Чувственное восприятие человека отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержание понятий. Это содержание понятий основано человеком.
Рациональное познание – признает силу разума, соотносит мышление с миром необходимости и предполагает рефлексию которая связана со словом. Важнейшим инструментом рационального познания является определение понятий или дефиниция. К числу рациональных познавательных процедур относятся: объяснение и понимание. Главная задача объяснения раскрытие сущности исследуемого предмета путем: 1).выявление законов его существования и изменения. 2). Обнаружение причин его возникновения. 3).анализ противоречий его развитей.
Понимание представляет собой реализацию многих процедур и операций обеспечивающих многократное преобразования информации при переходе от незнания к знанию. В процессе познания на ряду с рациональными операциями участвуют и нерациональные. Нерациональные процедуры и операции производятся участками мозга на основе особых биосоциальных закономерностей, которые действуют независимо от воли и сознания человека.
Творчество – способность человека из известного имеющегося в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность, творчество определяется характером деятельности человека- это научное творчество, производство научного знания, художественное творчество, техническое творчество. В творчестве не только создается нечто новое, но и развиваются способности и мастерство человека.
- 1.Место философии в системе научного знания.
- 2.Специфика и многообразие философского знания.
- 3.Функции философии.
- 4.Философия как мировоззрение.
- 5. Основные понятия и категории философии.
- 6.Понятие мировоззрения, его суть и структура.
- 7. Предыстория возникновения и институционализации философии.
- 8. Основные исторические типы мировоззрения, общая характеристика.
- 9. Специфика философского знания Стародавней Индии.
- 10.Особенности философской мысли Древнего Китая.
- 11.Особенности возникновения и развития философии в Древней Греции.
- 12.Основные этапы развития философии в Древней Греции.
- 13. Философия Элейской школы. Парменид.
- 14. Досократовская философия.
- 15.Сократ и его место в истории философии.
- 16. Объективный идеализм Платона.
- 17. Энциклопедическая философская система Аристотеля.
- 18. Эллинистическая философия (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм).
- 19. Социально-исторические и духовные условия становления и развития философии Средневековья.
- 20. Патристика как историческая форма философствования.
- 21. Философские взгляды Аврелия Августина.
- 22. Схоластика: противоречивость номинализма и реализма.
- 23. Ф. Аквинский – систематизатор схоластики.
- 24. Антропоцентризм и гуманизм как доминанты философского мышления эпохи Возрождения.
- 25. Натурфилософия эпохи возрождения.
- 26. Социальная философия эпохи возрождения.
- 27. Рационализм как ключевой принцип философского мышления Нового времени.
- 28. Рационализм р.Декарта.
- 29. Рационализм после Декарта (Спиноза и Лейбниц).
- 30. Эмпиризм и рационализм.
- 31. Эмпиризм ф.Бекона.
- 32. Сенсуализм Дж. Локка.
- 33. Основные принципы, идеи и концепции философии Просвещения.
- 34.Французкий материализм 18 века.
- 35. Немецкая классическая философия.
- 36. Трансцдентальная философия и Канта.
- 37. Категорический императив и. Канта.
- 38.Система объективного идеализма Гегеля.
- 39. Диалектика Гегеля.
- 40. Философия марксизма и основные этапы её развития.
- 41. Неомарксизм (Франкфурдская школа).
- 42. Формирование неоклассической философии в западной Европе на границе XIX – XX вв.
- 43. Основные линии развития современной философии: иррационально-антропологическая, позитивистская, релегиозная.
- 44. Позитивистская традиция в философии.
- 45. Неопозитивизм и его разновидности.
- 46. Проблема научной рациональности в современной философии. (Постпозитивизм).
- 47.Экзистенциализм: содержание и направления.
- 48. Герменевтическая традиция в философии.
- 49. Психоанализ и неофрейдизм.
- 50. Ситуация постмодерна в философи.
- 51. Г. Сковорода – родоночальник украинской классической философии.
- 52. Особенности укр. Фил. Парадигмы.
- 53. Специфика русской философской мысли.
- 54.Бытие как исходная философская категория.
- 55.Основные формы бытия.
- 56. Категория «материя» и ее атрибуты.
- 57. Диалектика как теоретическая система.
- 58. Законы и принципы диалектики.
- 59. Принципы и категории диалектики.
- 60. Метафизика и диалектика как два способа философского понимания бытия.
- 61.Сознание как философская категория.
- 62. Структура сознания и категория идеального.
- 63. Сознательное и бессознательное (з. Фрейд, к. Юнг).
- 64. Познание как предмет философского анализа.
- 65. Специфика научного познания.
- 66. Чувственное, рациональное и иррациональное познание.
- 67. Формы чувственного восприятия (чувство, восприятие, представление).
- 68. Формы рационального познания (понимание, объяснение).
- 69. Познание и практика. Прагматическая концепция истина.
- 70. Истина и ее критерии.
- 71. Основные концепции истины.
- 72. Наука как предмет философского анализа, структура науки.
- 73. Особенности классической и неоклассической философии.
- 73. Сциентизм и антисциентизм в философии и культуре.
- 74. Проблема демаркации (разграничения) науки и не-науки. Критерии научности.
- 75. Основные формы научного знания (факт, гипотеза, закон, теория, концепция).
- 76. Общелогические приемы и методы исследований.
- 77. Понятие научного метода.
- 78. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Философская антропология.
- 79. Философское размежевание понятий индивида, индивидуальность, личность.
- 80.Понятие ценностей. Аксиология.
- 81. Общество как социальная система.
- 82. Философская концепция детерминизма: современность и возможные альтернативы.
- 84.Философия истории: предмет и направления.
- 85. Понятие культуры и специфика его рассмотрения в философии.
- 86. Закономерности развития культуры и цивилизационные основы исторического процесса.
- 87.Общественный прогресс: суть и критерии.
- 89. Понятие обществено-экономической формации.