41. Неомарксизм (Франкфурдская школа).
Неомарксизм – совокупность марксистских и марксистски ориентировочных течений, характеризующихся критическим отношением, как капитализму, так и к «реальному социализму» и его «марксистско-ленинской» идеологии.
Неомарксизм - течения общественной мысли, интерпретирующие учение К.Маркса в духе неогегельянства, феноменологии, неофрейдизма, структурализма и т.д.
Настоящим ядром «неомарксизма» - и в организационно-практическом и в идейно-практическом планах – явилась Франкфуртская школа, которая сложилась в конце 20 – начале 30-х годов на базе Института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. Франкфуртская школа - неомарксистская социально-философская и социологическая концепция, в основе которой лежит антипозитивизм и проблематика отчуждения и рациональности, критикующая поздний капитализм и доминирование в нем "авторитарной личности" с ее антидемократическими методами управления.
В ее состав вошли М. Хоркхоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм и др. После ВОВ, они продолжили свою работу в Институте, где вокруг них сформировалось новое поколение сторонников «неомарксизма» - А. Шмидт, Ю. Хабермас, А. Валмер и др. Различные варианты этого течения сложились и в других странах – Франции, Италии, США, Англии, Венгрии, Чехословакии и др. Представителями данной школы был провозглашен курс, направленный на обновление марксизма - течение, ревизующее марксизм-ленинизм. Своего рода классикой «неомарксизма», является книга Г, Лукача «История и классовое сознание»(1923). Кроме данной книги в числе основополагающих «неомарксистских» трудов фигурирует работа К. Корша «Марксизм и философия». Вышедшие примерно в одно и тоже время, эти книги стали основополагающими для «неомарксизма».
Франкфуртская школа сыграла очень большую – в некоторых отношениях решающую роль, в разработке и распространении «неомарксистского» комплекса идей, чему способствовал отчетливо выраженный «институционный» характер школы, наличие институтов в качестве базы, журналов, ряда регулярно издаваемых «серий» теоретических работ, единство общей концепции и тд. «Неомарксисты» Франкфуртской школы имели едва ли не самые прочные позиции, позволившие им оказать более глубокое воздействие на социально-философскую и литературно-художественную жизнь Западной Германии, чем это удалось их коллегам в других странах. К идейным источникам Франкфуртской школы, повлиявшим на формирование ее теорий касающихся «неомарксизма», относится фрейдизм.
Идеологи Франкфуртской школы противопоставляют свою теорию подлинного марксизма - советскому марксизму-ленинизму. Первое, что предлагают сделать «неомарксисты» - это отказаться от положения марксизма о всемирно-исторической роли пролетариата в качестве субъекта социалистической революции и могильщика капитализма. Это суждение Маркузе обосновывает тем, что важнейшей особенностью высокоразвитого индустриального общества является восполнение рабочим классом этого общества, в результате манипулирования потребностями и сознанием рабочих масс со стороны господствующих классов. Маркузе выдвинул понятие «одномерного человека»-личности, ориентирующейся на деформированные современным капитализмом потребности, конформиста, утратившего критическое отношение к действительности. При господстве «одномерного сознания» «одномерный человек» этого общества не способен ни выработать, ни даже воспринять то революционное социалистическое сознание, которое, согласно, марксизма-ленинизма, является непременным условием и предпосылкой пролетарской социалистической революции.
Второе – субъектом революции могут стать лишь те, кто еще не стал рабом «одномерного сознания».
В-третьих, в соответствие с суждением Маркузе, социальной революции должны предшествовать «революция человека» Данные основные идеи, сформулированные особенно четко Г. Маркузе, получили философское и социологическое обоснование в трудах и других теоретиков Франкфуртской школы.
Неомарксисты утверждали, что нашли единственно эффективный –путь, между эгалитаризмом, потребительским западным обществом и реально существующим социализмом. Для этого, по их мнению, надо покончить с увеличением эталитаризма и больше заниматься морально-политическим просвещением масс в духе идей «неомарксизма». Третий путь неомарксистов, по существу сводится к своего рода моральной и культурной революции, которая упразднила бы разложившуюся идеалистическую систему либерализма и заменила бы ее новой культурно-идеологической надстройкой со здоровой жизнеутверждающей этикой. Такая революция дала бы, на их взгляд, западному обществу новое дыхание. Идеализм подобных соображений предполагал моральное обновление на базе системы производственных отношений, основанных на частной собственности.
Также неомарксисты предполагали, усилить миссионерскую роль католической церкви, для морального и духовного возрождения, в результате чего, должна возродиться сила раннего христианства и западно-европейские народы вновь поднимутся на духовную высоту. В том числе, одной из своих идей они выдвигали учение о «культурной борьбе» или «культурной войне».
- 1.Место философии в системе научного знания.
- 2.Специфика и многообразие философского знания.
- 3.Функции философии.
- 4.Философия как мировоззрение.
- 5. Основные понятия и категории философии.
- 6.Понятие мировоззрения, его суть и структура.
- 7. Предыстория возникновения и институционализации философии.
- 8. Основные исторические типы мировоззрения, общая характеристика.
- 9. Специфика философского знания Стародавней Индии.
- 10.Особенности философской мысли Древнего Китая.
- 11.Особенности возникновения и развития философии в Древней Греции.
- 12.Основные этапы развития философии в Древней Греции.
- 13. Философия Элейской школы. Парменид.
- 14. Досократовская философия.
- 15.Сократ и его место в истории философии.
- 16. Объективный идеализм Платона.
- 17. Энциклопедическая философская система Аристотеля.
- 18. Эллинистическая философия (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм).
- 19. Социально-исторические и духовные условия становления и развития философии Средневековья.
- 20. Патристика как историческая форма философствования.
- 21. Философские взгляды Аврелия Августина.
- 22. Схоластика: противоречивость номинализма и реализма.
- 23. Ф. Аквинский – систематизатор схоластики.
- 24. Антропоцентризм и гуманизм как доминанты философского мышления эпохи Возрождения.
- 25. Натурфилософия эпохи возрождения.
- 26. Социальная философия эпохи возрождения.
- 27. Рационализм как ключевой принцип философского мышления Нового времени.
- 28. Рационализм р.Декарта.
- 29. Рационализм после Декарта (Спиноза и Лейбниц).
- 30. Эмпиризм и рационализм.
- 31. Эмпиризм ф.Бекона.
- 32. Сенсуализм Дж. Локка.
- 33. Основные принципы, идеи и концепции философии Просвещения.
- 34.Французкий материализм 18 века.
- 35. Немецкая классическая философия.
- 36. Трансцдентальная философия и Канта.
- 37. Категорический императив и. Канта.
- 38.Система объективного идеализма Гегеля.
- 39. Диалектика Гегеля.
- 40. Философия марксизма и основные этапы её развития.
- 41. Неомарксизм (Франкфурдская школа).
- 42. Формирование неоклассической философии в западной Европе на границе XIX – XX вв.
- 43. Основные линии развития современной философии: иррационально-антропологическая, позитивистская, релегиозная.
- 44. Позитивистская традиция в философии.
- 45. Неопозитивизм и его разновидности.
- 46. Проблема научной рациональности в современной философии. (Постпозитивизм).
- 47.Экзистенциализм: содержание и направления.
- 48. Герменевтическая традиция в философии.
- 49. Психоанализ и неофрейдизм.
- 50. Ситуация постмодерна в философи.
- 51. Г. Сковорода – родоночальник украинской классической философии.
- 52. Особенности укр. Фил. Парадигмы.
- 53. Специфика русской философской мысли.
- 54.Бытие как исходная философская категория.
- 55.Основные формы бытия.
- 56. Категория «материя» и ее атрибуты.
- 57. Диалектика как теоретическая система.
- 58. Законы и принципы диалектики.
- 59. Принципы и категории диалектики.
- 60. Метафизика и диалектика как два способа философского понимания бытия.
- 61.Сознание как философская категория.
- 62. Структура сознания и категория идеального.
- 63. Сознательное и бессознательное (з. Фрейд, к. Юнг).
- 64. Познание как предмет философского анализа.
- 65. Специфика научного познания.
- 66. Чувственное, рациональное и иррациональное познание.
- 67. Формы чувственного восприятия (чувство, восприятие, представление).
- 68. Формы рационального познания (понимание, объяснение).
- 69. Познание и практика. Прагматическая концепция истина.
- 70. Истина и ее критерии.
- 71. Основные концепции истины.
- 72. Наука как предмет философского анализа, структура науки.
- 73. Особенности классической и неоклассической философии.
- 73. Сциентизм и антисциентизм в философии и культуре.
- 74. Проблема демаркации (разграничения) науки и не-науки. Критерии научности.
- 75. Основные формы научного знания (факт, гипотеза, закон, теория, концепция).
- 76. Общелогические приемы и методы исследований.
- 77. Понятие научного метода.
- 78. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Философская антропология.
- 79. Философское размежевание понятий индивида, индивидуальность, личность.
- 80.Понятие ценностей. Аксиология.
- 81. Общество как социальная система.
- 82. Философская концепция детерминизма: современность и возможные альтернативы.
- 84.Философия истории: предмет и направления.
- 85. Понятие культуры и специфика его рассмотрения в философии.
- 86. Закономерности развития культуры и цивилизационные основы исторического процесса.
- 87.Общественный прогресс: суть и критерии.
- 89. Понятие обществено-экономической формации.