logo
шпоры по философии

25. Натурфилософия эпохи возрождения.

Эпоха возрождения 15-18 в. в. – период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Э. В. – период перехода от средневековья к новому времени. В эту эпоху философия вновь обращается к изучению природы. Т.е. философия в эпоху возрождения воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы. Философия природы эпохи воз – на в большей мере связана со средневековой философией. Для неё центральным остаётся трактовка вопроса о взаимопонимании Бога и мира. Характерной для эпохи возрождения является антисхоластическая, а, след – но, и антиаристо-телевская направленность. Происходит возврат к идеям платонизма и неоплато- низма. На схему теизма приходит пантеизм («Бог во всём»). Христианский Бог здесь утрачивает трансцендентный надприродный хар – тер он как бы сливается с

природой, а последняя тем самым обожествляется. Одним из характерных представителей философии эпохи возрождения был Николай Кузанский (1401-1464)

- теолог, философ, кардинал римско-католической церкви, родоначальник возрожденческого платонизма. Главное достижение в философии – развитие поня-тия предела, которое он использовал в толковании природы Бога и геометрических фигур.

Центральным пунктом философии Н. Кузанского является учение о совпадении противоположности – абсолютного максимума и абсолютного минимума.

Идеи Н. Кузанского и Коперника развил и углубил Джордано Бруно (1548-1600гг). Представитель позднего ренессанса, разработал поэтическую натурфилосо-фию. Д. Бруно окончательно отошел от теологии и создал натурфилософскую систему, в центре которой находилось учение о Едином.

Он рассматривал материю как источник действительности. У него материя сама содержит в себе все формы. Соглашаясь с Демократом, Бруно утверждал, что имеется придел деления материи – это атомы. Их движение не случай, но и не случайность, т.к. всё подчиняется законом природы, которые всегда разумны. Поня-тие пустоты Джордано заменил понятием пространства как необходимое условие движения материи. Выдвинул тезис о бесконечности вселенной, а вне вселенной говорил, что нет ничего, т.к. она всесущая. Основной его вывод: природа и есть Бог. Такое отождествление природы и Тюга, является основной его пантеизма.