logo
шпоры по философии

33. Основные принципы, идеи и концепции философии Просвещения.

18-ый век называется веком просвещения, т.к. это не столько самостоятельно философское направление, сколько широкое политическое движение с оригинальной идеологией. В это время начинается переориентация философии нового времени с природы на человека и общественной основе его жизни.

На вершину общества стали восходить энергичные люди нового мышления. Развитие социальных отношений приводит к ослаблению влияния церкви на общественную жизнь. Ф. этого периода имеет материалистическую направленность. Происходит отрыв Ф. от теологии и соединение его с наукой. 17в.-период научных революций.

Союз Ф. с наукой стал благом для них обеих. Ф. этого периода хар-ся также «гносеологическим оптимизмом», возникает культ разума. Исследователи считают, что природа прозрачна для разума, человек способен раскрыть все ее тайны. На первый план выдвигаются вопросы гносеологии (теория познания) и проблемы поиска научного метода. Нужно только найти правильный метод, и мир легко познаваем.

Французские просветители: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Жан Жак Руссо, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Раньше все были религиозными философами, эти же были первыми философами атеистами. Провозгласили два рода сознания: одни верят, другие нет. Хотели установить царство разума на земле. Средство - наука. Технология просветительства. Движение истории связано с движением масс, следовательно надо массы обучать и воспитывать. Появляются системы государственного образования. (До этого считалось, что массы образовывать не нужно.) Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Жан Жак Руссо критиковали реальное христианство, но оставляли веру в бога. Деистическое направление - бог создал мир, а затем не вмешивался. Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах (важнейший систематизатор) – атеисты (материалисты). Остались с мыслью социальной значимости бога. Вольтер: "Если б бога не было, то его надо было бы выдумать."

Философы материалисты. 1. Провозглашение материального единства мира. “Матеpия – пpиpода” самодостаточны. Все остальное лишь ее модификации (космос, …). 2-й тезис - атрибутивность движения. Hе было первого толчка от Бога. Идея о структурности мира на основе различных видов движения. 3-я идея развития мира. Движение в определенных направлениях связывается с характеристиками материи - неуничтожаемость, …