logo
шпоры по философии

76. Общелогические приемы и методы исследований.

В научном исследовании широко используются так на­зываемые общелогические методы. Среди них можно выделить

1. Анализ — реальное или мысленное разделение объекта на составные части, и синтез — их объединение в единое целое.

2. Абстрагирование — процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

  1. Идеализация — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точ­ ка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.). Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом.

  2. Индукция — движение мысли от единичного (опыта, : фактов) к общему (их обобщением в выводах) и дедукция восхождение процесса познания от общего к единичному.|

Аналогия (соответствие, сходство) — установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.

  1. Моделирование —метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте — модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) —оригинала модели. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование.

Системный, подход — совокупность общенаучных ме­ тодологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих тре­ бований относятся: 1) выявление зависимости каждого эле­ мента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; 2) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойства­ ми ее структуры; 3) исследование механизма взаимодейст­ вия системы и среды; 4) изучение характера иерархично­ сти, присущего данной системе; 5) обеспечение всесторон­ него многоаспектного описания системы; 6)рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности