logo
шпоры по философии

73. Сциентизм и антисциентизм в философии и культуре.

Сциентизм − концепция, закл в абсолютизации роли науки в системе

культуры, в идейной жизни общ. Он начал складываться в фил конца

19--начало 20 вв, когда развитием науки поставлен вопрос о роли и

месте науки в системе культуры. В этих условиях возн сци и антисци.

Особая острота возникла в споре во время НТР, в связи с вопросом о достижениях и последствиях науки. ОТриц черты сц -- не учитывает

сложную системную организацию общ жизни, в которой наука занимает важное, но не доминирующее место. Сц --- позитивизм, Бэкон и

эмпиризм, франц материалисты.

В качестве образца науки сц обычно рассматривает естественные и так называемые точные науки. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а скорее идейной ориентацией, сц проявляется по-разному, с разной степенью и силой --- от внешнего подражание точным наукам, выражающегося в искусственном применении математической символики или нарочитом придании анализу философско-воззренческих или социально-гуманитарных проблем формы, характерной для точных наук (аксиоматическое построение, система дефиниций, логическая формализация), до абсолютизации естественных наук как единственного знания и отрицание философско-мировоззренческой проблематики как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм). Сц в фил находит выражение в недооценке ее своеобразия по сравнению с др науками, отрицание фил как особой формы общ сознания, имеющим свою специфику по сравнению с другими спец научными знаниями. Сц в социологии связан с отрицанием особенностей объекта соц анализа по

сравнению с объектами, исслед в ест науках, с игнорированием необходимости учета ценностных моментов, с эмпиризмом и описательностью, враждебным отношением ко всяким построениям, имеющим выход в соц-фил проблематику, с абсолютизацией значения количественных методов в соц исследованиях.

Противостоит ему антисц. Настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную чел существованию. Фил рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, носящее чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем мира и человека. Соц-гуманитарное знание антсц трактует исключительно как форму фенностоного сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования. Крайние формы : Ницше, Хайдеггер, Бердяев --- стремление рассматривать действительность с позиции чел, трагически борющегося с ост миром, куда входит и наука, в соответствии с этим самым высоким типом отношения к действительности признается религ и нравственное.Экзист.

Отстаивая принципы научного подхода к всякой мировоззренческой, фил и соц-гуманитарной проблематике, марксизм тяготел к сц, но в то же время отрицает плоский сц с его игнорированием сложных вопросов о месте и

функции науки в системе культуры, об отношении разных форм общ сознания.