logo
шпоры по философии

23. Ф. Аквинский – систематизатор схоластики.

Одним из выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский. Аквинский был учеником знаменитого теолога и, философа и естествоиспытателя Альберта Великого. Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. Он в 1874г. был признан князем философии. Фома – систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель учений томизма. Характеристики: единство веры, науки, религии и знания. Основные работы: «сумма против язычников», «сумма теологии». Аквинский признан официальной религиозной католической философией, который связал христианское вероучение и учеников Аристотеля. Первый провел четкую границу между верой и знанием, разум, по его мнению, дает обоснование непротиворечивости откровения и веры. В отношении понимания универсалии был реалистом. Как теолог считал Бога источником всякой истины и как первой причиной бытия. Фома рассматривал бытие как первое из актуальных состояний. По его мнению во всякой вещи столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделял четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, т.е. актуальное начало, реализуется в вещах.

Разделял идею творения мира из ничего и бессмертие души, которая как чистая форма, безликая субстанция не может быть разрушена. Душа не существует до земной жизни, а создается богом и становится вечной. В отличие от Платона Фома считал, что душа приобретает знание не в результате воспоминаний, а благодаря чувственному восприятию и интеллекту, который в свою очередь подчинен воле. Последователи-неотомисты учения Фомы проповедуют подчинение воли разуму и идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости бога, но только по результатам его действий в видимом мире.